Истоки монополизации российского рынка

Содержание

Введение. 3

1. Истоки монополизации российского рынка. 4

2. Усиление монополизма при переходе к рынку. 5

3. Монополизм в отдельных отраслях экономики России. 7

Заключение. 10

Список использованной литературы.. 11


Введение

Важной предпосылкой и обязательным условием функционирования рыночной экономики является полноценная конкурентная среда, прежде всего, среди производителей. Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики и, в конечном счете, улучшает жизненные условия населения.

Плюрализм форм собственности на средства производства, появление целого анклава предприятий, не принадлежащих государству, — лишь первый шаг в этом направлении. Ликвидация планово-централизован­ной системы хозяйства вовсе не означает, что возникла и сложилась конкурентная среда. Становление рыночной экономики в России продолжа­ет сталкиваться с монополизмом особого рода. Этот монополизм своим рождением обязан нерыночной среде и по своему генезису принципиально отличается от монопольных отношений в условиях рыночной экономики, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы.

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Таким образом, рассматриваемая в данной работе тема является весьма актуальной.

Цель работы – выявить особенности монополизма в экономике России.

Истоки монополизации российского рынка

Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

По оценкам специалистов в настоящее время экономика бывшего СССР оказалась одной из самых монополизированных в мире. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосудар­ственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было не­сколько. Большое значение имело стремление использовать поло­жительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выгляде­ли проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие ре­шения по развитию экономики страны принимаются общенацио­нальными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, про­контролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда на­званное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напо­минало единый организм. Подобно тому, как в человеческом орга­низме существуют специализированные органы обеспечения жиз­недеятельности всего организма, так и в со­циалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом совет­ские монополисты были узко специализированы: один завод выпус­кал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только авто­мобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отка­зу определенного органа в человеческом организме.

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутство­вало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полны­ми монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встре­чалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было под­вержено сильной монополизации.

Таким образом, если в странах рыночной экономики монополи­зация обычно проходила путем организационного объединения пер­воначально независимых компаний, то социалистический монопо­лизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен зна­чительно шире, чем в рыночной.

Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятиями – монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (ими то и другое определялось планом), они не имели возможности осуществлять мо­нополистические злоупотребления. Другими словами, их деятель­ность не вызывала характерные последствия монополизации:

1) не наблюдалось недопроизводство товаров;

2) отсутствовало завышение цен;

3) предприятия не получили монопольных прибылей.

С другой стороны, еще одно негативное последствие монополи­зации — х - неэффективность — давало о себе знать с исключитель­ной силой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления. Особенно большому размаху социалистической х - неэффективности, кроме обычных для всех монополистов причин, способствовали следующие обстоятельства:

1) Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, никогда не были главными для советских предприя­тий. Если завод выполнял план, его руководство могло быть спокойным за свою судьбу, каковы бы ни были издержки. Это, разумеется, не способствовало росту экономичности производ­ства, а, наоборот, стимулировало расточительность. План любой ценой! – обычный лозунг того времени;

2) Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность эко­номики.

3) Советская экономика была значительно более изолированной от внешнего мира, чем большинство рыночных, т.е. монополь­ные позиции производителей были защищены и от иностранной конкуренции. От этого особенно страдало качество продукции и ее новизна.

Наши рекомендации