Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством

  • Признаки рынка чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора;
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

· Виды монополий:

· Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

· Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

· Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

· Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

· 1. патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

· 2. авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;

· 3. торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

· Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

· 1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

· 2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

· 3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

· 4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

· 5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

· Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.

· Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

· Синдикат - объединение ряда предприятии, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

· Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

· Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Негативные последствия монополизации экономики:

Монополии имеют возможность:

Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства);
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Антимонопольное регулирование рынка государством.

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru предельного темпа роста цен;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru поощрение создания товаров-заменителей;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
Признаки рынка чистой монополии .Виды монополии. Негативные последствия монополизации экономики. Антимонопольное регулирование рынка государством - student2.ru принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наши рекомендации