Пути совершенствования правового регулирования налогообложения малого и среднего бизнеса

За последние годы государство вложило колоссальные силы и деньги на развитие малого и среднего бизнеса. Хотя государство и облегчило за последние лет пять налоговое бремя для малых предприятий, но в малом бизнесе всё ещё остались проблемы, которые не дают спокойно дышать современному предпринимателю. Конечно, одним из самых актуальных проблем для современного малого и среднего предприятия является, окружающая его со всех сторон, коррупция.

Современные условия для малого и среднего бизнеса не только не дают ему свободно развиваться, но и не позволяют ему даже зародиться. Для того, чтобы открыть небольшое предприятие нужны средства, а главным источником для стартового капитала являются банки. Но получить в банке кредит на раскрутку собственной фирмы сейчас практически невозможно, так как Банки считают, что вероятность возврата кредита очень мала, и им легче просто дать один большой кредит одному, уже сформировавшемуся предприятию, чем ещё хрупкой и немощной молодой фирме. В наше время, взять кредит на покупку машины обойдется дешевле и проще, чем получить кредит для малого и среднего предприятия.

За последние время произошли колоссальные изменения в сфере малого и среднего бизнеса России. Это напрямую отразилось на численности малых предприятий. Самую большую роль в этом сыграли изменения в сфере налогообложения. Предположим, что некая фирма решила перейти с обычной системы налогообложения на систему налогообложения на вмененный доход. Во-первых, это позволяет предпринимателю не платить налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество физических лиц, единый социальный налог. Уплата всех вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого за налоговый период. К примеру, в 2005 году ЕНВД рассчитывался по формуле:

X м2 * 1800 * 1.104 * 0.15

В этой формуле Х м2 - это площадь, используемая предприятием для производства или сбыта товара. ”1800" - это базовая доходность. "1.104" - дефлятор цен. По сути дела ЕНВД облагает лишь фиксированные затраты предприятия. В общем, до введения ЕНВД, предприятия не могли выплачивать все налоги, которые должны были платить и поэтому вынуждены были оставаться в тени и уходить от уплаты налогов. Поэтому, введение упрощенной системы налогообложения и серьёзно облегчило налоговое бремя малых предприятий, и увеличило налоговые поступления.

Отсюда видно, что такой вид налога очень помогает фирме снизить издержки производства и тем самым увеличить предложение. Давайте теперь разберём, как это отразится на рыночном предложение. Из-за снижения общих издержек каждой фирмы на рынке (ну естественно необязательна такая ситуация, что именно все фирмы перейдут на УНС, на любых реально существующих рынках изменение предложения даже одной небольшой фирмы повлечет за собой изменение рыночного предложения), то рыночное предложение увеличится. Если мы будем разбирать эту ситуацию графически, то вся кривая рыночного предложения сдвинется вправо, что повлечет за собой и увеличение равновесного количества, и снижение равновесной цены. На макро уровне это отразится увеличением реального ВВП, снижением уровня безработицы, а также снижением темпов инфляции. Результат облегчения налогового бремени очевидно.

Главным толчком развития малого и среднего бизнеса было именно введение УСН. Давайте разберем результат этой реформы на примере некой фирмы начала 90-х годов. И если мы сравним эту фирму с любой современной фирмой, то мы увидим колоссальную разницу между ними. До введения УСН фирме ежедневно приходилось отдавать в качестве налога 70-90% своей выручки. Это делало фирму абсолютно бесприбыльной и как следствие не рентабельной. Поэтому ей приходилось укрываться от налогов, уходить в тень. Это происходило следующим образом: при виде налоговой инспекции, предприниматель поспешно закрывал свой магазинчик и скрывался со своего рабочего места. В результате ни государство, ни предприниматель так и не остались удовлетворенными. Государство так и не получило своих денег в качестве налога, а предприниматель так и не смог получить ту прибыль, которую он мог бы получить не бегая от налоговой инспекции. Но после введения ЕНВД ситуация изменилась. Я напоминаю, что ЕНВД облагает лишь физические показатели (то есть теперь не действует такой метод - чем больше продал, тем больше плати) и теперь, чтобы максимизировать свою прибыль предприниматель должен продать как можно больше товара. Такой шаг со стороны правительства дал стимул расширению малого и среднего бизнеса. Также увеличились налоговые поступления, так как теперь укрыться от налога стало практически не возможным и главное бессмысленным.

Введением ЕНВД государство убило сразу двух зайцев: оно смогло увеличить налоговые поступления и дать свободно вздохнуть предпринимателю, снизив своим нововведением всевозможные издержки, связанные с бухгалтерией.

Заключение

Исторический опыт становления и развития налоговой системы свидетельствует о том, что последняя формируется и функционирует в тесной связи с экономической, политической и социальной ситуацией. Неоднократные попытки государства увеличить доход бюджета за счет жестких мер приводили к временным положительным эффектам, которые перерастали в длительные периоды стагнации всей экономики и препятствовали развитию предпринимательской деятельности. Лояльная налоговая политика государства в силу специфики российского налогоплательщика приносила в отдельные периоды истории не меньший урон бюджетной системе страны. Таким образом, до настоящего момента процессы реформирования российского налогового законодательства, в том числе и в отношении малого и среднего предпринимательства, еще окончательно не завершены, а их результаты в очередной раз ощутит на себе бюджетная система государства.

Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков - малых, средних, крупных не позволяет оценить эффективность общепринятой налогообложения при ее применении субъектами малого и среднего предпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого и среднего бизнеса.

Однако из всего выше изложенного можно сделать вывод, что специальные режимы налогообложения значительно способствуют развитию малого и среднего предпринимательства в стране, следовательно, в этой области можно ожидать дальнейшее реформирование.

Вместе с тем малый бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в первую очередь - в местные и региональные бюджеты).

Государство понимает важность МСП в экономике, и на основе мирового опыта стремится создавать благоприятные условия для развития МСП с целью увеличения вклада в ВВП страны. Но каждому уровню экономического развития соответствует свой уровень законодательного регулирования и развития МСП. Поэтому достичь мирового уровня вклада МСП (40-70%) в ВВП единовременно или за короткий период времени невозможно, даже, приложив все усилия и приведя все нормы, регулирующие МСП, к мировым стандартам и правилам. Современное законодательство в России содержит нормы, позволяющие улучшить условия ведения малого и среднего и среднего бизнеса и увеличивать вклад МСП в экономику страны.

В условиях политической нестабильности плохо действуют ранее созданные регуляторы, актуальным для государства становится поиск новых форм и методов поддержки малого и среднего и среднего бизнеса.

II. Налог на доходы физических лиц

Наши рекомендации