Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Закон о МСП (ч. 2 ст. 6) определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для достижения этих целей предусматриваются особенности нормативного правового регулирования их деятельности. При этом некоторые особенности распространяются лишь на малые предприятия, другие — как на малые, так и на средние.

Важно указать, что ст. 7 Закона о МСП лишь обозначает особенности правового регулирования деятельности субъектов МСП, не раскрывая их содержания. Такая конструкция нормы предполагает необходимость обращения к специальному законодательству, детально определяющему особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса.

1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. НК РФ предусматривает виды, условия, порядок перехода и применения специальных налоговых режимов. Как указывает И. А. Смагина, «непосредственно сами лица, ведущие малое или среднее предпринимательство, отмечают, что при выборе рода деятельности, а также создании своего предприятия их привлекли специальные налоговые режимы, предусмотренные для рассматриваемых хозяйствующих субъектов»[208].

Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что применительно к субъектам малого предпринимательства в первую очередь следует говорить о таких специальных налоговых режимах, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Такой вывод можно сделать на основании анализа ст. 34612 и 34626 НК РФ. Вместе с тем в этих и других статьях НК РФ четко не указано, что рассматриваемые налоговые режимы распространены именно на субъекты малого предпринимательства. Более того, нормы НК РФ содержат ряд дополнительных условий и ограничений перехода на специальные налоговые режимы.

Следует также отметить, что с 1 января 2013 г. вступили в силу нормы главы 26.5 «Патентная система налогообложения», предусмотревшей соответствующий специальный налоговый режим[209].

2. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,[210] предусматривающий ряд существенных особенностей ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства[211].

Так, одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является принцип упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства должны быть установлены федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Кроме того, руководителю субъекта малого и среднего предпринимательства предоставлено право принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете им предоставлено право не вести бухгалтерский учет в случае, если в соответствии с НК РФ они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Однако в случае, если индивидуальный предприниматель принял решение вести бухгалтерский учет, он сам организует его ведение и хранение документов бухгалтерского учета, а также несет иные обязанности, установленные Законом о бухгалтерском учете для руководителя экономического субъекта.

Пока не приняты стандарты бухгалтерского учета, следует руководствоваться действующими положениями, среди которых Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н.

Упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности малыми предприятиями определена:

— приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99». В силу п. 3 данного Положения оно применяется Минфином России как при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности, так и при установлении упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

— приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Согласно данному акту организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность упрощенной системе. Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах деятельности субъектов малого предпринимательства утверждены в качестве приложения № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Важно, что ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности по упрощенным правилам является правом, а не обязанностью малых предприятий.

Основным правовым актом, регулирующим отношения по ведению кассовых операций является Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»[212]. Решением Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. № АКПИ12-491[213] п. 11 Положения № 373-П признан не противоречащим законодательству в части, распространяющей его действие на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Отметим, что требование об установлении упрощенного порядка ведения кассовых операций для малых предприятий было внесено в Закон о МСП Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 144-ФЗ. Соответственно дальнейшее развитие процесса нормативного правового регулирования деятельности малых предприятий (в том числе индивидуальных предпринимателей) должно пойти по пути установления особенностей порядка ведения кассовых операций для указанных субъектов.

3. Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного правила приказами Федеральной службы государственной статистики (Росстата) утверждаются специальные формы статистической отчетности для малых предприятий (№ МП), микропредприятий (№ МП (микро)); индивидуальных предпринимателей (№ ИП), а также указания по их заполнению. Так, приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 августа 2012 г. № 470 утверждены форма № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»; № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»; № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество. Льготы в сфере приватизации определены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»[214]. Отношения, связанные с участием субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом об отчуждении имущества, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[215].

В целях правильного и единообразного применения арбитражными судами РФ положений Закона об отчуждении имущества, Высшим Арбитражным Судом РФ были выработаны рекомендации, изложенные в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134[216].

Согласно Закону об отчуждении имущества субъекты МСП при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (с правом обжалования достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества).

Преимущественное право выкупа может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням).

3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о МСП Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 1 декабря 2011 г. № 9646/11 указал следующее. Арендуемое обществом помещение включено правительством Москвы в Перечень от 16 декабря 2008, т. е. после опубликования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ (25.07.2008) и за 16 дней до возникновения у общества возможности обращения с заявлением о выкупе помещения. Такие действия правительства Москвы нарушают права и законные интересы общества, создают ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом.

Согласно Закону об отчуждении имущества арендаторы имеют право инициативы (путем направления заявления в уполномоченный орган) по приобретению включенного в такие Перечни имущества при условии, если:

а) арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

б) арендуемое имущество включено в утвержденные Перечни в течение пяти и более лет до дня подачи указанного заявления.

Орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, предусматривают в решениях об условиях приватизации преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества; направляют арендаторам — субъектам МСП копии указанных решений, предложения о заключении договоров купли-продажи и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества.

В случае согласия субъекта МСП на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Закона об отчуждении имущества оплата недвижимого имущества приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права осуществляется единовременно или в рассрочку. Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку), а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП.

Срок рассрочки оплаты устанавливается законами субъектов РФ. Так, согласно ст. 2 Закона Тюменской области 24 октября 2008 г. «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества» срок рассрочки оплаты недвижимого имущества не может превышать 5 лет.

С 1 июля 2013 г. Законом об отчуждении имущества установлен минимальный срок рассрочки оплаты выкупаемого имущества — три года.

Следует обратить внимание на то, что порядок оплаты имущества, касающийся внесения платежей, устанавливается органами государственной власти или местного самоуправления. Данное положение подтверждается и судебной практикой[217].

Согласно ч. 2, 3 ст. 9 Закона об отчуждении имущества субъект МСП с 1 января 2009 г. (дата вступления в силу указанных норм) по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3 Информационного письма от 5 ноября 2009 г. № 134, подача арендатором такого заявления не влечет возникновения у него обязанности заключить договор купли-продажи данного имущества.

Субъекты МСП имеют право обжаловать отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации рассматриваемого преимущественного права[218].

При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, который в постановлении от 20 декабря 2010 г. № 22-П признал не противоречащими Конституции РФ ч. 2, 3 ст. 9 Закона об отчуждении имущества, «поскольку эти положения в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности»[219].

5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Указанные особенности определены ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[220].

Так, заказчики обязаны (при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии имеют право) осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) указанными способами в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только малые предприятия. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.

В случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом о контрактной системе, заказчик вправе отменить указанное ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом количество товара, объем работы или услуги, являющихся объектом закупки, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, предусмотренным планом-графиком.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, включив в него информацию о заключенных контрактах с малыми предприятиями.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. В таком случае в контракты включаются условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа малых предприятий; о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении субъектов малого предпринимательства. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства устанавливаются Правительством РФ.

6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора). Указанные меры определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, если по общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной проверки хозяйствующего субъекта не может превышать 20 рабочих дней, то в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.

Нельзя не отметить, что в законодательстве РФ предусмотрены особенности нормативного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, не нашедшие отражения в Законе о МСП. К примеру, согласно ч. 2 ст. 59 ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек). Обращает на себя вниманием тот факт, что нормой ТК РФ установлены иные количественные показатели предельного числа работников малого предприятия, дифференцированные к тому же по видам деятельности.

Наши рекомендации