Слабые внешние стороны: Угрозы рынка
1. Вследствие доступности денежных средств снизились и разрушились входные барьеры в данной сфере.
2. Ценовые показатели высоки, как и уровень конкуренции.
3. Альтернативные технологии развиваются, на рыночном пространстве появляются аналоги различных видов технических средств.
4. Система контроля в сфере строительства меняется.
5. Государство все больше контролирует бизнес-процессы. Нормативы, подгоняющие новые технологии под стандарт, отсутствуют.
6. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров.
7. Существуют угрозы поглощений более масштабными предприятиями.
ОАО «Яртелеком» в Ярославле
Главная особенность работы компаний в сфере IT-технологий (телекоммуникаций) – постоянный уровень спроса на широкий спектр оказываемых услуг. При этом конкуренция в данной области всегда высока. Предложения IT-компаний по-прежнему остаются актуальными и востребованными, поскольку передача данных по каналом проводного типа, так и беспроводного, становится все более популярным средством коммуникаций.
Самым высоким спросом со стороны потребителей могут похвастаться, главным образом, крупные национальные и международные холдинги. Объяснить такое положение можно тем, что отдельные подразделения находятся на значительно удаленном друг от друга расстоянии, а значит, обмен данными между ними должен осуществляться максимально быстро. Благодаря качественным IT-системам пользователи могут повышать уровень управляемости подразделений, сокращать уровень непроизводственных расходов (здесь можно вспомнить о затратах на отправку документов в большом объеме в бумажном виде – чаще всего для этого используется курьерская почта). Поставщик, вместе с тем, может повысить уровень стабильности повышения прибыли о потребителей, которые являются лояльными и постоянными.
Если организации постоянно поступает прибыль, повышается и капиталоемкость в конкретной отрасли. За прошедший десятилетний период было отмечено сокращение цикла технологического обновления, и сейчас он составляет 2-3 года. В связи с этим цена на вхождение в рыночную среду для появляющихся организаций растет из года в год. Наблюдается и увеличение рисков для компаний, прочно и обосновавшихся в рыночной среде. Это можно объяснить тем, что требования к уровню услуг и ассортиментному ряду постоянно растут. Их высказывают как новые, так и постоянные клиенты. Требуется постоянное обновление технологий и основных технических средств (речь идет об оборудовании). В данный момент эти составляющие очень важны, поскольку наблюдается экономический спад. Кризис повлиял не только на понижение способности клиентов приобретать товары и услуги, но и поспособствовал повышению стоимости высокотехнологичных средств связи.
С результатами анализа можно ознакомиться, взглянув на стандартную SWOT-матрицу.
Исследования показали, что необходимо принимать и в дальнейшем реализовывать некоторые технологические и стратегические решения, что и было сделано. Условия экономического спада и понижения уровня дохода дали о себе знать, однако компании удалось сохранить качество оказываемых услуг, а также клиентов (предложениями компании пользуются не только жители города, но и районов). Компания реализовала комплекс необходимых мер, направленных на то, чтобы больше спонсировать подразделения, которые изучают новые технологии и внедряют их в связь. Предприятию также удалось сформулировать четкую маркетинговую стратегию на пять лет вперед.
Чтобы снизить издержки, пришлось пересмотреть кадровую политику компании.
Среди рекомендаций, которые были выработаны при исследовании, можно выделить следующие:
Результат проделанных манипуляций – успехи открытого акционерного общества «Яртелеком». Фирме удалось выйти из кризиса, сохранив свой потенциал и расширив базу клиентов. В данный момент предприятие выступает в роли оператора, услугами которого пользуются 400 автоматических телефонных станций. Общая емкость составляет 300 000 номеров. Количество ежегодно обслуживаемых разговоров в пределах города и мира – до 30 млн. В технологическом парке – только новые или модернизированные технические средства.
Благодаря методам, позволяющим осуществить правильное стратегическое планирование, фирме удалось остаться среди лидеров в области связи в регионе.
Правил SWOT-анализа
Правило 1. Следует досконально определить отрасль по каждому показателю. Фирмы часто делают акцент на общем SWOT-анализе, охватывающем все бизнес-процессы в компании. Такой анализ, как правило, очень обобщен и бесполезен для представителей менеджмента, которые интересуются, главным образом, возможностями на определенном рынке или в сегменте. SWOT-анализ может быть сфокусирован, к примеру, на определенных сегментах. Это поможет выявить слабые и сильные стороны, угрозы и возможности.
Правило2. Элементы SWOT-анализа могут отличаться сильными и слабыми сторонами, возможностями, угрозами. Говоря о внутренних чертах фирмы, в SWOT-анализе мы занимаемся рассмотрением сильных и слабых сторон,- тех, которые у нее есть возможность контролировать. Что касается характеристик в рыночной среде, то с возможностями и угрозами, действующими в ней, организация не может справиться.
Правило 3. Стороны бывают сильными и слабыми, только если таковыми их считают потребители. В SWOT-анализе должны присутствовать только те сильные и слабые стороны, которые относятся к делу. Определять их в SWOT-анализе следует в соотношении с предложениями конкурирующих компаний. Сильные стороны являются таковыми и должны быть как таковые отражены в анализе, только если так их воспринимают на рынке. К примеру, сила и возможность продукта будут заключаться в его качестве, если он начнет работать эффективнее, чем товары конкурирующих предприятий. В конечном итоге сильные и слабые стороны могут быть представлены в огромном количестве, и понять в процессе анализа, какие возможности являются главными, довольно сложно. Чтобы избежать данного показателя, в SWOT-анализе должно быть произведено ранжирование слабостей с учетом степени важности в глазах потребителя.
Правило4. Проводя SWOT-анализ, следует оставаться объективными и пользоваться разносторонней входной информацией. Безусловно, часто не удается проведение SWOT-анализа, опираясь на обширные маркетинговые исследования с их конечным результатом. При этом у одного человека нет возможности справиться со SWOT-анализом, который может не быть максимально точным и глубоким, в отличие от SWOT-анализа, совместно проведенного в формате дискуссий и сообщением об идеях членами большой группы. SWOT-анализ является не просто перечислением подозрений представителей менеджмента. Он должен быть основан, главным образом, на результатах исследований и конкретных данных, соответствующих объективной действительности.
Правило 5. Двусмысленные и пространные заявления лучше не излагать в SWOT-анализе. Нередко данный анализ бывает ослаблен именно вследствие включения подобных утверждений, которые в анализе не несут никакой информации для большего процента потребителей. Точные формулировки делают SWOT-анализ максимально полезным.