Выпуск промышленной продукции, млн. рублей
Анализ итогов работы промышленности в 2002 году свидетельствует о продолжающемся спаде производства. В течение года объем выпуска промышленного производства в сопоставимых ценах сократился на 1,6 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 4924,4 млн. рублей.
За 2002 год по сравнению с 2001 годом производство керамического и силикатного кирпича увеличилось соответственно на 6 процентов, пряжи х/б – на 2,7 процента, трикотажных изделий – на 20,9 процента, пива – в 3,7 раза, макаронных – на 27,6 процента. Это значит, что удалось найти механизмы для саморазвития, своеобразные «точки роста» в различных экономических сферах.
В общем объеме промышленной продукции, производимой предприятиями г. Новочебоксарска, доля продукции химической промышленностисоставляет 54 процента.
В 2002 году выпуск продукции химической промышленности составил более 2 млрд. рублей. Рост цен на сырье, электроэнергию, газ и грузоперевозки, недостаточный уровень платежеспособного спроса внутреннего рынка замедлили динамику производства ОАО «Химпром», привели к ухудшению финансово-экономического положения предприятия, снижению ценовой конкурентоспособности химической промышленности, усилению давления импорта по ряду видов продукции, дальнейшему отставанию технических, экономических и ассортиментных характеристик продукции наших предприятий от зарубежных аналогов. Объем производства в градообразующем предприятии – ОАО «Химпром» сократился на 15,3 процента, что в значительной мере отразилось на общегородских показателях.
Ожидается рост практически всех основных видов строительных материалов. Вместе с тем технический уровень предприятий данной отрасли значительно отстает от современных требований.
Одним из основных направлений развития предприятий промышленности строительных материалов на среднесрочную перспективу по-прежнему является расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности строительных материалов, внедрение ресурсосберегающих технологий производства.
Рост производства в легкой промышленности взначительной степени определяется уровнем обеспечения основными видами натурального сырья: хлопком, льном, шерстью, кожевенным сырьем. В 2002 году сложилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по хлопковому волокну, что позволило обеспечить увеличение объемов производства в ОАО «Фабрика «Пике» на 6,8 процента.
Основными факторами, сдерживающими рост производства продукции легкой промышленности, являются технологическая отсталость, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, высокий уровень теневого импорта товаров.
В пищевой промышленности рост объемов производства составил к уровню 2001 года 119 процентов.
На динамику производства пищевой промышленности существенно влияет медленный рост платежеспособности населения, недостаточный уровень качества сырья производимого, отечественными сельхозпроизводителями.
Наряду с макроэкономическими факторами, сдерживающими наращивание производства на крупнейших предприятиях города: изменение конфигурации экономического пространства страны, межрегиональных связей, влияние международного рынка, в 2002 году негативно сказывались на работе большинства предприятий города такие факторы, как повышение тарифов на энергоносители, производимые в естественных монополиях; опережающий рост цен на сырье и материалы; активизация инфляционных процессов в промышленности; медленное восстановление реального платежеспособного спроса потребителей; недостаточная инвестиционная активность; сокращение объемов строительно-монтажных работ.
Именно от решения этих проблем, а также от структурной перестройки, расширения рентабельных и сокращения убыточных производств зависит развитие промышленности города Новочебоксарска.
Для увеличения выпуска конкурентоспособной промышленной продукции усилия будут направлены на решение следующих основных задач: реконструкция и техническое переоснащение промышленных предприятий; экономически выгодная загрузка неиспользованных производственных мощностей; развитие производства качественной и конкурентоспособной продукции; привлечение и подготовка высококвалифицированных кадровых ресурсов; активизация сетевого маркетинга.
Особое внимание будет уделено следующим основным проблемам:
высокая степень износа промышленно-производственного фонда;
недостаточное обновление (моральное устаревание) основных фондов;
низкая загрузка производственных мощностей;
недостаточное развитие инновационного потенциала и внедрение прорывных технологий.
Малое предпринимательство
Предпринимательский потенциал доказал свою состоятельность во всех сферах деятельности: в производстве, общественном питании, оказании разного рода услуг. Это колоссальный резерв экономического роста, который мы еще используем не в полной мере. Именно предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует ускоренный оборот ресурсов, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, применяет самые современные технологии при минимальных издержках.
За период с 2000 по 2002 годы количество малых предприятий в городе увеличилось на 14 процентов. По состоянию на 1 января 2003 г. было зарегистрировано 448 малых предприятий (более 65 процентов которых сконцентрировано в сфере потребительского рынка), численность занятых в малом бизнесе превышает 8 тысяч человек, в том числе индивидуальных предпринимателей около 6 тыс. человек.
В отчетном году 135 малых предприятий (находящиеся под статистическим наблюдением и представляющие отчетные данные в администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики) реализовали товаров, работ и услуг на сумму около 450 млн. рублей, что на 22 процента больше, чем в 2001 году. Распределение указанных выше малых предприятий по отраслям экономикивыглядит следующим образом:
Таблица 1.29
Развитие малого предпринимательства г. Новочебоксарска
Наименование показателей | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Число малых предприятий (на конец года), всего | |||
из них: | |||
промышленность | |||
услуги | |||
строительство | |||
торговля и общественное питание | |||
другие отрасли | |||
Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. рублей, всего | |||
Численность занятых на малых предприятиях (включая совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), человек | |||
Количество индивидуальных предпринимателей |
Общий товарооборот малых предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 344,5 млн. рублей. 27 малых предприятий города, занимающихся промышленным производством, произвели в 2002 году продукции на сумму 72 млн. рублей, 18 строительных организаций выполнили подрядные работы на сумму 20 млн. рублей. От малого бизнеса в бюджет поступило налогов более 20 млн. рублей.
В настоящее время созданы все необходимые предпосылки для развития малого бизнеса. Президентом Чувашской Республики 3 марта 2003 г. подписан Указ «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике», который предусматривает такие эффективные меры поддержки, как субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и операциям лизинга; меры по преодолению административных барьеров – принцип «одного окна»; максимальный доступ к информации по имуществу, которое может быть передано в пользование предпринимателю. Кроме того, предложена схема взаимодействия крупного бизнеса и субъектов малого предпринимательства, которая предусматривает кооперацию и разделение труда в совместном производстве и выполнении государственных заказов. Предусмотрена большая обучающая программа по подготовке предпринимательских кадров.
Развитие малого предпринимательства в г. Новочебоксарске планируется осуществлять в соответствии с вышеназванным Указом Президента Чувашской Республики и Республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г.
№ 125. При этом особое внимание будет уделено следующим основным проблемам:
созданию благоприятных условий;
развитию конкурентного рынка товаров (работ, услуг);
информационной поддержки.
Потребительский рынок
Качество жизни населения во многом зависит от развития торговли и бытового обслуживания. Основными целями развития потребительского рынка на среднесрочную перспективу являются стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, общественное питание и платных услуг; наиболее полное удовлетворение потребностей населения; укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке; поддержка и развитие социально-значимых торговых и бытовых услуг; обеспечение прав потребителей на потребительском рынке.
Таблица 1.30
Развитие потребительского рынка г. Новочебоксарска
за период 2000-2002 годы
Наименование показателей | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Объем розничного товарооборота (в действующих ценах каждого года), тыс. рублей | 395 095,4 | 445 612,2 | 469 303,0 |
Товарооборот на душу населения, рублей | 3 200,0 | 3 619,9 | 3 724,6 |
Оказано платных услуг населению, тыс. рублей | 131 133,1 | 175 197,6 | 270 847,6 |
Оборот общественного питания, тыс. рублей | 68 482,8 | 87 217,4 | 93 327,8 |
Количество торговых предприятий, всего | |||
Численность работающих в системе торговли |
В 2002 году объем розничного товарооборота составил 469,3 млн. рублей, по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах данный показатель снизился на 16,6 процента, с 2001 годом – на 10,9 процента. Товарооборот на душу населения в 2002 году составил 3,7 тыс. рублей. Это ниже, чем в среднем по Чувашской Республике в З,2 раза.
В 2002 году населению города Новочебоксарска оказано платных услуг на 270847,6 тыс. рублей, и по сравнению с 2001 годом объем платных услуг на душу населения увеличился в сопоставимых ценах на 54,5 процента. Объем платных услуг на душу населения в городе значительно ниже, чем по Чувашской Республике.
В настоящее время в городе происходит качественные изменения в конъюнктуре спроса, усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент товаров и услуг, достигается насыщенность рынка по основным группам товаров.
Развивается фирменная сеть, создаются оптово-розничные объединения, открываются рынки и мини - рынки. В торговую сеть города внедряются прогрессивные технологии. Имеются магазины самообслуживания, современные торговые центры и предприятия бытового обслуживания.
В г. Новочебоксарске реализуется республиканская Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, направленная на повышение качества обслуживания населения республики, совершенствование и развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка.
В области развития межреспубликанского сотрудничества и потребительского рынка будут решаться следующие основные проблемы.
Так, в рамках развития торгового потенциала города необходимо:
создание специализированных магазинов по продаже тканей, обуви, одежды, парфюмерии и т.п.;
организация работы кулинарных отделов и кафетериев, столов-заказов, предоставление услуг на дому;
увеличение доли промышленных магазинов, создание торговых комплексов;
снижение количества точек мелкорозничной торговли и приведение их внешнего вида в соответствие с градостроительными нормами;
организация работы по упорядочению деятельности рынков, мини-рынков, торговых рядов;
Параллельно с развитием торговли необходимо развитие бытовых услуг, предоставляемых населению. В условиях обостряющейся конкуренции возрастает необходимость обеспечения высокого качества услуг. В условиях рынка спрос на некоторые виды услуг (услуги бань и душевых, ремонт жилья) падает, на другие (ремонт и техническое обслуживание оргтехники, ремонт и обслуживание радиоаппаратуры, аудиторские услуги и т.п.) значительно превосходит объемы предыдущих лет. Недостаток средств у самих предприятий бытового обслуживания, отсутствие льготных кредитов на приобретение сырья и материалов, оборудования и средств технического оснащения и запасных частей привели не только к росту цен на услуги, но и разрушили систему материально-технического снабжения службы быта. Кроме того, в связи с безудержным ростом цен на энергоносители, аренду помещений, коммунальные услуги деятельность в сфере бытового обслуживания населения стала экономически невыгодной, резко сократилось качество обслуживания потребителей. Большинство населения во многих случаях стало значительно меньше обращаться за получением бытовых услуг, в основе снижения спроса на бытовые услуги лежат объективные причины – снижение покупательской способности населения и рост цен на бытовые услуги.
Положительным продвижением на данном рынке услуг стало ОАО «Новинка»: закуплено импортное оборудование, красители и стали предоставлять новый вид услуг – крашение мехов, дубленок кожаных изделий, обуви.
Для развития и совершенствования сферы бытового обслуживания населения необходимо:
обеспечить высококачественное обслуживание населения;
создать условия для максимального приближения комплекса бытовых услуг к месту жительства и приложения труда (дислокации сети) на основе расширения сети предприятий службы быта и увеличении масштабов применения прогрессивных и эффективных форм обслуживания;
повышения качества услуг и роста объема их производства и реализации;
расширения мощности и технической оснащенности предприятий бытового обслуживания;
совершенствование режимов работы с учетом сезонности и спроса населения.