Выпуск промышленной продукции, млн. рублей

Выпуск промышленной продукции, млн. рублей - student2.ru

Анализ итогов работы промышленности в 2002 году свидетельствует о продолжающемся спаде производства. В течение года объем выпуска промышленного производства в сопоставимых ценах сократился на 1,6 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 4924,4 млн. рублей.

За 2002 год по сравнению с 2001 годом производство керамического и силикатного кирпича увеличилось соответственно на 6 процентов, пряжи х/б – на 2,7 процента, трикотажных изделий – на 20,9 процента, пива – в 3,7 раза, макаронных – на 27,6 процента. Это значит, что удалось найти механизмы для саморазвития, своеобразные «точки роста» в различных экономических сферах.

В общем объеме промышленной продукции, производимой предприятиями г. Новочебоксарска, доля продукции химической промышленностисоставляет 54 процента.

В 2002 году выпуск продукции химической промышленности составил более 2 млрд. рублей. Рост цен на сырье, электроэнергию, газ и грузоперевозки, недостаточный уровень платежеспособного спроса внутреннего рынка замедлили динамику производства ОАО «Химпром», привели к ухудшению финансово-экономического положения предприятия, снижению ценовой конкурентоспособности химической промышленности, усилению давления импорта по ряду видов продукции, дальнейшему отставанию технических, экономических и ассортиментных характеристик продукции наших предприятий от зарубежных аналогов. Объем производства в градообразующем предприятии – ОАО «Химпром» сократился на 15,3 процента, что в значительной мере отразилось на общегородских показателях.

Ожидается рост практически всех основных видов строительных материалов. Вместе с тем технический уровень предприятий данной отрасли значительно отстает от современных требований.

Одним из основных направлений развития предприятий промышленности строительных материалов на среднесрочную перспективу по-прежнему является расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности строительных материалов, внедрение ресурсосберегающих технологий производства.

Рост производства в легкой промышленности взначительной степени определяется уровнем обеспечения основными видами натурального сырья: хлопком, льном, шерстью, кожевенным сырьем. В 2002 году сложилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по хлопковому волокну, что позволило обеспечить увеличение объемов производства в ОАО «Фабрика «Пике» на 6,8 процента.

Основными факторами, сдерживающими рост производства продукции легкой промышленности, являются технологическая отсталость, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, высокий уровень теневого импорта товаров.

В пищевой промышленности рост объемов производства составил к уровню 2001 года 119 процентов.

На динамику производства пищевой промышленности существенно влияет медленный рост платежеспособности населения, недостаточный уровень качества сырья производимого, отечественными сельхозпроизводителями.

Наряду с макроэкономическими факторами, сдерживающими наращивание производства на крупнейших предприятиях города: изменение конфигурации экономического пространства страны, межрегиональных связей, влияние международного рынка, в 2002 году негативно сказывались на работе большинства предприятий города такие факторы, как повышение тарифов на энергоносители, производимые в естественных монополиях; опережающий рост цен на сырье и материалы; активизация инфляционных процессов в промышленности; медленное восстановление реального платежеспособного спроса потребителей; недостаточная инвестиционная активность; сокращение объемов строительно-монтажных работ.

Именно от решения этих проблем, а также от структурной перестройки, расширения рентабельных и сокращения убыточных производств зависит развитие промышленности города Новочебоксарска.

Для увеличения выпуска конкурентоспособной промышленной продукции усилия будут направлены на решение следующих основных задач: реконструкция и техническое переоснащение промышленных предприятий; экономически выгодная загрузка неиспользованных производственных мощностей; развитие производства качественной и конкурентоспособной продукции; привлечение и подготовка высококвалифицированных кадровых ресурсов; активизация сетевого маркетинга.

Особое внимание будет уделено следующим основным проблемам:

высокая степень износа промышленно-производственного фонда;

недостаточное обновление (моральное устаревание) основных фондов;

низкая загрузка производственных мощностей;

недостаточное развитие инновационного потенциала и внедрение прорывных технологий.

Малое предпринимательство

Предпринимательский потенциал доказал свою состоятельность во всех сферах деятельности: в производстве, общественном питании, оказании разного рода услуг. Это колоссальный резерв экономического роста, который мы еще используем не в полной мере. Именно предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует ускоренный оборот ресурсов, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, применяет самые современные технологии при минимальных издержках.

За период с 2000 по 2002 годы количество малых предприятий в городе увеличилось на 14 процентов. По состоянию на 1 января 2003 г. было зарегистрировано 448 малых предприятий (более 65 процентов которых сконцентрировано в сфере потребительского рынка), численность занятых в малом бизнесе превышает 8 тысяч человек, в том числе индивидуальных предпринимателей около 6 тыс. человек.

В отчетном году 135 малых предприятий (находящиеся под статистическим наблюдением и представляющие отчетные данные в администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики) реализовали товаров, работ и услуг на сумму около 450 млн. рублей, что на 22 процента больше, чем в 2001 году. Распределение указанных выше малых предприятий по отраслям экономикивыглядит следующим образом:

Выпуск промышленной продукции, млн. рублей - student2.ru

Таблица 1.29

Развитие малого предпринимательства г. Новочебоксарска

Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Число малых предприятий (на конец года), всего
из них:      
промышленность
услуги
строительство
торговля и общественное питание
другие отрасли
Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. рублей, всего
Численность занятых на малых предприятиях (включая совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), человек
Количество индивидуальных предпринимателей

Общий товарооборот малых предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 344,5 млн. рублей. 27 малых предприятий города, занимающихся промышленным производством, произвели в 2002 году продукции на сумму 72 млн. рублей, 18 строительных организаций выполнили подрядные работы на сумму 20 млн. рублей. От малого бизнеса в бюджет поступило налогов более 20 млн. рублей.

В настоящее время созданы все необходимые предпосылки для развития малого бизнеса. Президентом Чувашской Республики 3 марта 2003 г. подписан Указ «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике», который предусматривает такие эффективные меры поддержки, как субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и операциям лизинга; меры по преодолению административных барьеров – принцип «одного окна»; максимальный доступ к информации по имуществу, которое может быть передано в пользование предпринимателю. Кроме того, предложена схема взаимодействия крупного бизнеса и субъектов малого предпринимательства, которая предусматривает кооперацию и разделение труда в совместном производстве и выполнении государственных заказов. Предусмотрена большая обучающая программа по подготовке предпринимательских кадров.

Развитие малого предпринимательства в г. Новочебоксарске планируется осуществлять в соответствии с вышеназванным Указом Президента Чувашской Республики и Республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г.
№ 125. При этом особое внимание будет уделено следующим основным проблемам:

созданию благоприятных условий;

развитию конкурентного рынка товаров (работ, услуг);

информационной поддержки.

Потребительский рынок

Качество жизни населения во многом зависит от развития торговли и бытового обслуживания. Основными целями развития потребительского рынка на среднесрочную перспективу являются стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, общественное питание и платных услуг; наиболее полное удовлетворение потребностей населения; укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке; поддержка и развитие социально-значимых торговых и бытовых услуг; обеспечение прав потребителей на потребительском рынке.

Таблица 1.30

Развитие потребительского рынка г. Новочебоксарска
за период 2000-2002 годы

Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Объем розничного товарооборота (в действующих ценах каждого года), тыс. рублей 395 095,4 445 612,2 469 303,0
Товарооборот на душу населения, рублей 3 200,0 3 619,9 3 724,6
Оказано платных услуг населению, тыс. рублей 131 133,1 175 197,6 270 847,6
Оборот общественного питания, тыс. рублей 68 482,8 87 217,4 93 327,8
Количество торговых предприятий, всего
       
Численность работающих в системе торговли

В 2002 году объем розничного товарооборота составил 469,3 млн. рублей, по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах данный показатель снизился на 16,6 процента, с 2001 годом – на 10,9 процента. Товарооборот на душу населения в 2002 году составил 3,7 тыс. рублей. Это ниже, чем в среднем по Чувашской Республике в З,2 раза.

В 2002 году населению города Новочебоксарска оказано платных услуг на 270847,6 тыс. рублей, и по сравнению с 2001 годом объем платных услуг на душу населения увеличился в сопоставимых ценах на 54,5 процента. Объем платных услуг на душу населения в городе значительно ниже, чем по Чувашской Республике.

В настоящее время в городе происходит качественные изменения в конъюнктуре спроса, усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент товаров и услуг, достигается насыщенность рынка по основным группам товаров.

Развивается фирменная сеть, создаются оптово-розничные объединения, открываются рынки и мини - рынки. В торговую сеть города внедряются прогрессивные технологии. Имеются магазины самообслуживания, современные торговые центры и предприятия бытового обслуживания.

В г. Новочебоксарске реализуется республиканская Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, направленная на повышение качества обслуживания населения республики, совершенствование и развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка.

В области развития межреспубликанского сотрудничества и потребительского рынка будут решаться следующие основные проблемы.

Так, в рамках развития торгового потенциала города необходимо:

создание специализированных магазинов по продаже тканей, обуви, одежды, парфюмерии и т.п.;

организация работы кулинарных отделов и кафетериев, столов-заказов, предоставление услуг на дому;

увеличение доли промышленных магазинов, создание торговых комплексов;

снижение количества точек мелкорозничной торговли и приведение их внешнего вида в соответствие с градостроительными нормами;

организация работы по упорядочению деятельности рынков, мини-рынков, торговых рядов;

Параллельно с развитием торговли необходимо развитие бытовых услуг, предоставляемых населению. В условиях обостряющейся конкуренции возрастает необходимость обеспечения высокого качества услуг. В условиях рынка спрос на некоторые виды услуг (услуги бань и душевых, ремонт жилья) падает, на другие (ремонт и техническое обслуживание оргтехники, ремонт и обслуживание радиоаппаратуры, аудиторские услуги и т.п.) значительно превосходит объемы предыдущих лет. Недостаток средств у самих предприятий бытового обслуживания, отсутствие льготных кредитов на приобретение сырья и материалов, оборудования и средств технического оснащения и запасных частей привели не только к росту цен на услуги, но и разрушили систему материально-технического снабжения службы быта. Кроме того, в связи с безудержным ростом цен на энергоносители, аренду помещений, коммунальные услуги деятельность в сфере бытового обслуживания населения стала экономически невыгодной, резко сократилось качество обслуживания потребителей. Большинство населения во многих случаях стало значительно меньше обращаться за получением бытовых услуг, в основе снижения спроса на бытовые услуги лежат объективные причины – снижение покупательской способности населения и рост цен на бытовые услуги.

Положительным продвижением на данном рынке услуг стало ОАО «Новинка»: закуплено импортное оборудование, красители и стали предоставлять новый вид услуг – крашение мехов, дубленок кожаных изделий, обуви.

Для развития и совершенствования сферы бытового обслуживания населения необходимо:

обеспечить высококачественное обслуживание населения;

создать условия для максимального приближения комплекса бытовых услуг к месту жительства и приложения труда (дислокации сети) на основе расширения сети предприятий службы быта и увеличении масштабов применения прогрессивных и эффективных форм обслуживания;

повышения качества услуг и роста объема их производства и реализации;

расширения мощности и технической оснащенности предприятий бытового обслуживания;

совершенствование режимов работы с учетом сезонности и спроса населения.


Наши рекомендации