Структура доходов и расходов бюджета г. Новочебоксарска

(в процентах к итогу)

Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Доходы, всего в том числе:
Налоговые доходы, из них: 74,9 41,9 53,3
Налог на прибыль 7,4 6,1 1,7
Подоходный налог 23,2 12,2 15,5
Акцизы - - 0,1
Платежи за пользование природными ресурсами 4,7 4,1 8,0
Налог с продаж 6,2 4,3 4,3
Налоги на имущество 19,2 12,0 18,9
Местные налоги и сборы 7,2 0,3 0,4
Прочие налоги, платежи и сборы 7,0 2,9 4,4
Неналоговые доходы, из них: 2,6 2,6 2,5
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности в том числе: 2,0 1,8 2,1
арендная плата за земли 2,0 0,3 0,8
доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности - 1,5 1,3
Административные платежи и сборы 0,3 0,2 0,2
Штрафные санкции, возмещение ущерба 0,2 0,3 0,2
Прочие неналоговые доходы 0,1 0,3 -
Доходы целевых бюджетных фондов 6,1 3,4 2,7
Средства, получаемые в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты) 16,4 52,1 41,5
Расходы, всего в том числе:
Управление 1,7 1,1 1,2
Промышленность, энергетика и строительство - 0,3 0,3
Сельское хозяйство и рыболовство 0,3 0,1 -
Транспорт и связь 1,3 0,5 0,5
ЖКХ 37,0 41,8 33,1
Социально-культурные мероприятия 53,5 50,3 61,1
из них:      
здравоохранение и физическая культура 16,0 11,9 17,1
образование 26,9 24,4 31,3
культура 1,9 1,1 0,9
социальная политика 8,7 12,9 11,8
Расходы целевых бюджетных фондов 0,5 0,3 0,2
Прочие расходы 6,2 5,6 3,8
Собственные доходы бюд­жета г. Новочебоксарска получены в 2002 году в сумме 294034 тыс. рублей или 142,3 процента к аналогичному показателю 2001 года, в том числе налоговых доходов посту­пило 265 936 тыс. рублей (147,1 процента), неналоговых – 12 729 тыс. рублей (126,3 процента), доходы целевых бюджетных фондов – 15 369 тыс. рублей (97,2 процента). В структуре собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска на налоговые доходы приходится 90,4 процента, неналоговые – 4,3 процента, доходы целевых бюджетных фондов – 5,2 процента.     Структура собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска за 2002 год  
Структура доходов и расходов бюджета г. Новочебоксарска - student2.ru

В налоговых доходах около 80 процентов занимают налог на имущество предприятий – 34,9 процента (93 009 тыс. рублей), налог на доходы физических лиц – 29,3 процента (77 848 тыс. рублей) и земельный налог – 13,7 процента (36 347 тыс. рублей). Другими структурообразующими источниками налоговых доходов бюджета города являются налог с продаж (7,6 процента), налоги на совокупный доход (7,5 процента) и налог на прибыль организаций (3,2 процента).

Структура поступления налоговых доходов
в бюджет г. Новочебоксарска в 2002 году

Структура доходов и расходов бюджета г. Новочебоксарска - student2.ru

Опережающими темпами в 2002 году по сравнению с предыдущим периодом в бюджет г. Новочебоксарска поступали налоги на совокупный доход, налог на имущество предприятий, земельный налог и налог на доходы физических лиц.

Рост налогов на совокупный доход связан с переходом значительной части предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в стационарной сети, на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Земельных платежей – в связи с повышением в 2 раза налоговых ставок. Основной причиной увеличения налога на доходы физических лиц, к сожалению, является не рост реальной заработной платы, а вывод ее из тени в связи с либерализацией условий взимания налога, введения регрессивной шкалы налогообложения единым социальным налогом, а также началом пенсионной реформы, вовлекающей работников в систему пенсионного страхования. Поступление налога на имущество предприятий в сумме в 1,8 раза большей, чем в 2001 году – это результат переоценки основных фондов ОАО «Чувашэнерго», расположенных на территории города.

Особо тревожное положение с налогом на прибыль организаций. Если в 2001 году его поступление в бюджет города было 26 399 тыс. рублей, то в 2002 году – уже 8 544 тыс. рублей.

В целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарску велась целенаправленная работа с налогоплательщиками по сокращению недоимки в бюджеты всех уровней, как с применением комплекса мер принудительного взыскания, так и реструктуризации имеющейся задолженности. В результате за отчетный год недоимка наших предприятий по налоговым платежам в бюджеты всех уровней уменьшилась на 7 357,7 тыс. рублей (почти на 40 процентов) и составила 11 592,5 тыс. рублей. В бюджет города недоимка снижена на 588,3 тыс. рублей (или на 17 процентов) и на 1 января 2003 г. составила 2 960 тыс. рублей. Это позитивная динамика. Работа налоговой инспекции в 2002 году отмечена на республиканском уровне присуждением 1 места по итогам экономического соревнования среди инспекций по районам и городам.

Имидж добросовестного налогоплательщика сегодня – это основа развития бизнеса, это новые партнеры, инвестиции, наконец, возможность ведения разговора с властью на равных.

В 2002 году подписаны трехсторонние Соглашения об информационном взамодействии между Кабинетом Министров Чувашской Республики, администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики и 17 предприятиями и организациями города. Это те, кто платит налоги: ОАО «Химпром», ОАО «Гэсстрой», ОАО «Новочебоксарский завод строительных материалов», ОАО «Железобетон», ОАО «Стройтрест № 4», ОАО «Фабрика «Пике», ОАО «Новочебоксарская фабрика «Россиянка», ЗАО «Булгар-Хмель», Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта, муниципальные предприятия ЖКХ и другие.

За 2002 год из республиканского бюджета Чувашской Республики перечислена финансовая помощь бюджету г. Новочебоксарска в сумме 209 256 тыс. рублей, в том числе трансферт на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности составил 75 450 тыс. рублей, из Фонда субвенций и субсидий получено 132 935 тыс. рублей. Это позволило без задержек и в полном объеме профинансировать не только отпускную кампанию работников бюджетных учреждений, но и провести ряд мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к эксплуатации в осенне-зимний период.

Бюджет г. Новочебоксарска за 2002 год по расходной части исполнен на 504 588 тыс. рублей, или на 96,2 процента к уточненным годовым плановым назначениям.

Исполнение бюджета г. Новочебоксарска по расходам за 2002 год Структура доходов и расходов бюджета г. Новочебоксарска - student2.ru Структура расходов бюджета г. Новочебоксарска на социально-культурную сферу Структура доходов и расходов бюджета г. Новочебоксарска - student2.ru

Все, что удалось собрать в бюджет в 2002 году, в основном направлялось на содержание учреждений социально-культурной сферы (это более 61 процента к общей сумме расходов) и на поддержание стабильной работы жилищно-коммунального хозяйства (33 процента).

Всего за 2002 год социальные расходы составили 308 924 тыс. рублей, из них:

по разделу «Образование» – 158 487 тыс. рублей;

по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – 86 057 тыс. рублей;

по разделу «Социальная политика» – 59 581 тыс. рублей.

На финансирование жилищно-коммунального хозяйства направлено 166 524 тыс. рублей. Активно шла работа по ликвидации кредиторской задолженности за теплоэнергоресурсы. За год ее удалось снизить на 30 696 тыс. рублей. Правительством Чувашской Республики здесь была оказана дополнительная поддержка бюджету города на погашение долгов в сумме 7 998 тыс. рублей.

Осуществлялось финансирование работ по развитию общественной инфраструктуры: по газификации, строительству социального жилья, ремонту дорог.

Проведена организационная и методологическая работа по установлению
с 1 января 2002 года системы казначейского исполнения бюджета, что предполагает полный контроль расходования. За 2002 год 95,5 процента закупок в счет муниципальных нужд осуществлено через тендер.

Основные проблемы бюджетной политики - низкий уровень собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска и бюджетной обеспеченности населения. Для решения этих проблем необходимо:

повысить доходность от использования муниципального имущества и муниципальной собственности;

повысить качество планирования (при этом необходимо отметить, что для более точного прогнозирования доходной части бюджета города не в полной мере используется имеющаяся в распоряжении налоговых органов информация, предоставление которой ограничено внутренними инструкциями налоговых органов);

оптимизировать структуру и расходы бюджетной сферы, повысить эффективность использования финансовых средств городского бюджета.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность является главной составляющей экономической основы местного самоуправления и используется для решения таких вопросов как: реализация социально-экономической политики, направленной на развитие города; формирование доходной части бюджета города; создание благоприятных условий для проживания населения города. При этом главной целью в сфере управления муниципальной собственностью является не только увеличение доходной части бюджета города, но и создание условий для эксплуатации муниципальной собственности, обеспечивающей эффективное функционирование муниципальных учреждений и организаций.

Управление собственностью: владение, пользование, распоряжение городской собственностью, – это комплекс административных, экономических действий органов власти, объединенных единой политикой, нацеленной на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.

Имущественные отношения. На сегодняшний день в г. Новочебоксарске насчитывается 32 действующих муниципальных предприятия и 90 муниципальных учреждений. Стоимость основных средств предприятий и учреждений составляет 2,6 млрд. рублей. В реестр муниципальной собственности включены 987 объектов недвижимости (наземных зданий и сооружений).

По реестру объектов недвижимости, обновление которого производится на постоянной основе, числится по состоянию:

на 01.01.2001 г. – 931 объекта недвижимости балансовой стоимостью 1999,1 млн. рублей, остаточной стоимостью 1646,5 млн. рублей;

на 01.01.2002 г. – 973 объекта недвижимости балансовой стоимостью 2459,4 млн. рублей, остаточной стоимостью 2000,7 млн. рублей;

на 01.01.2003 г. – 987 объекта недвижимости балансовой стоимостью 2727,0 млн. рублей, остаточной стоимостью 2108,8 млн. рублей.

В собственности города находятся 6 пакетов акций акционерных обществ, преобразованных ранее из муниципальных предприятий. 88 тыс. кв. м нежилых помещений сданы в аренду. В 2002 г. от сдачи имущества в аренду получено около 12 млн. рублей, от продажи - более 4,1 млн. рублей. На начало 2003 года были оформлены договора купли-продажи, обеспечивающие поступление в местный бюджет 7,1 млн. рублей.

Для повышения эффективности использования муниципального имущества в среднесрочной перспективе необходимо:

привести в соответствие нормативные правовые акты по вопросам управления имуществом;

оптимизировать структуру муниципального имущества;

провести пообъектную инвентаризацию недвижимости (с уточнением адреса и наименования, паспортизацией), в т.ч. инженерных сетей и коммуникаций (на настоящий момент в реестре объектов муниципальной собственности они не отражены);

привести в соответствие (путем переоценки) стоимость муниципального имущества, в первую очередь арендуемых зданий, что позволит повысить налогооблагаемую базу, увеличить амортизационные отчисления;

в целях своевременной подготовки объектов к продаже, передаче, перепрофилированию и т.п. сформировать перечень перспективной отраслевой потребности в объектах недвижимости и высвобождающихся объектов;

в установленном порядке зарегистрировать соответствующие права на имущество (собственность, право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

ввести в практику предоставление объектов в аренду преимущественно на конкурсной основе.

Выполнение указанных мероприятий позволит более оперативно принимать оптимальные управленческие решения в сфере имущественных отношений, увеличить доходную часть бюджета города, обеспечить доступ малому предпринимательству к рынку недвижимости.

Земельные отношения. На территории города реализуются нормы Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О государственном земельном кадастре», «О разграничении государственной собственности на землю» и др.

Основная часть земельных ресурсов в границах муниципального образования г. Новочебоксарска находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. По состоянию на 01.01.2003 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования находится 2573 га, на праве аренды – 379 га, в собственности физических и юридических лиц – 168 га.

В реестре землепользователей в границах г. Новочебоксарска всего числится 16727 юридических и физических лиц, из них собственников – 3610 лиц; арендаторов –424 лица (в т.ч. 228 физических и 196 юридических лиц); на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненно - наследуемого владения – 12693 лица, в пользовании последних в основном находятся земельные участки владельцев гаражей – боксов и земельные участки.

В целях эффективного управления земельными ресурсами в г. Новочебоксарске 28 мая 2002 г. было создано МУ «Управление по регулированию земельных отношений», которым была проведена инвентаризация нормативной базы по регулированию и распоряжению земельными ресурсами, сформирован реестр арендаторов, осуществляется контроль за поступлением арендной платы.

Таблица 1.33

Поступления земельного налога и арендной платы за землю
в бюджетную систему Российской Федерации от г. Новочебоксарска
Чувашской Республики в динамике за 2001-2002 гг.

(тыс. рублей)

Вид платежа 2001 г. 2002 г. Темп роста 2001 г. к 2002 г. (%)
во все уровни бюджетов в т.ч. во все уровни бюджетов в т.ч. во все уровни бюджетов в т.ч.
в бюджет г. Ново-чебоксарска в бюджет г. Ново-чебоксарска в бюджет г. Ново-чебоксарска
Земельный налог 35549,1 17774,6 72692,3 36346,2 204,5 204,5
Арендная плата за землю 572,3 286,2 8647,6 4323,8 1511,0 1510,8
Всего 36121,4 18060,8 81339,9 40670,0 225,2 225,2

В 2002 году начата работа по реализации целевой программы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.

В среднесрочной перспективе усилия в области земельных отношений будут направлены на решение следующих основных проблем:

создание и внедрение информационной системы ведения земельного кадастра в городе по средствам создания многослойной электронной карты города Новочебоксарска. Многослойная электронная карта – база данных по всем отраслям городского хозяйства, которая необходима для оперативного решения по регулированию и распоряжению земельными ресурсами г. Новочебоксарска в вопросах отвода, предоставления и закрепления земель на уровне согласования с эксплуатирующими организациями, а также при проведении конкурсов и аукционов при продаже земель.

Финансово–кредитная система

В настоящее время в городе Новочебоксарске функционируют следующие кредитные организации: Новочебоксарское отделение № 8102 Сберегательного банка России, дополнительный офис ООО КБ «Мегаполис» (г.Чебоксары), операционная касса АКБ «Чувашкредитпромбанк» (г.Чебоксары).

Новочебоксарское отделение Сбербанка России имеет развитую сеть (в городе функционируют оперативный отдел и 10 операционных касс вне кассового узла) и занимает лидирующее положение в городе по обслуживанию как населения, так и юридических лиц, в частности, предоставляет широкий спектр услуг: расчетно-кассовое обслуживание и прием вкладов в рублях и иностранной валюте, проведение операций с ценными бумагами, осуществление кредитования, предоставление в аренду сейфовых ячеек, прием коммунальных платежей, осуществление переводов, предоставление услуг по системе «Клиент-Сбербанк» и т.д.

Со стабилизацией экономики появились новые возможности развития бизнеса. Привлеченные средства Новочебоксарское ОСБ направляет на развития реального сектора экономики, кредитует предприятия и организации города. Кредиты предоставляются юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица, заключившим с баком договор банковского счета. Приоритет при отборе имеют заемщики, имеющие в банке расчетные счета и совершающие по ним операции. Кроме коммерческих кредитов Новочебоксарское осуществляет кредитование юридических лиц в других формах, имеющих свои особенности, это вексельные кредиты; возобновляемая кредитная линия; невозобновляемая кредитная линия; рамочная кредитная линия; инвестиционные кредиты.

В целях максимального удовлетворения потребностей горожан Новочебоксарское отделение предлагает различные виды кредитов: на неотложные нужды; на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости, образовательный кредит, народный телефон, экспресс-выдача под заклад ценных бумаг Сбербанка, под гарантию корпоративного клиента Банка, кредит под залог приобретаемой дорогостоящей техники, мебели, автотранспорта.

Из перечисленных видов кредитования традиционными являются: кредит, предоставляемый населению на неотложные нужды; кредит, предоставляемый населению на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости.

Новочебоксарское отделение Сбербанка России активно участвует в проводимых Правительством Чувашской Республики программах.

Одним из основных являются: программа, направленная на решение жилищных проблем, в рамках которой Новочебоксарское ОСБ предоставляет льготные ипотечные кредиты молодым гражданам республики с учетом субсидирования части процентной ставки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»; программа газификации, в рамках которой Новочебоксарское ОСБ осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым гражданам на газификацию индивидуальных жилых домов.

За последние отделение значительно расширило перечень оказываемых услуг, кроме привлечения средств населения и юридических лиц в иностранной валюте, Новочебоксарское ОСБ с 1997 года осуществляет продажу памятных монет из драгоценных металлов, с 1998 года внедряет в нашу жизнь новые технологии - эмитирует пластиковые карты Сбербанка России. На сегодняшний день Новочебоксарское ОСБ предлагает свои клиентам так называемые «зарплатные» проекты», которые дают возможности организации по уменьшению расходов, связанных с получением, доставкой, хранением и распределением наличных денежных средств для выплаты заработной платы работникам в результате полной автоматизации данных операций. Руководителям предприятий возможно предоставление элитных карт типа Gold (Visa и Eruocard/Mastercard). Работникам предприятий и организаций города кроме получения заработной платы на пластиковую карточку населению предоставлена возможность без наличных денег с помощью пластиковой карты рассчитаться за покупки в магазине (для обслуживания владельцев банковских карт в городе действует 13 точек торгово-сервисной сети, в том числе 10 магазинов, 1 салон красоты и 2 АЗС «Лукойл» с предоставлением скидки в размере 1 процента); также имеется возможность оформить поручение банку на ежемесячное безналичное списание средств со счета в уплату коммунальных услуг.

С января 2003 года Новочебоксарское ОСБ в рамках проведения эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных счетов осуществляет открытие и обслуживание данных счетов.

В целях развития банковской сети, институтов микрокредитования и поддержки малого предпринимательства в среднесрочной перспективе (исходя из имеющегося базиса) планируется дальнейшее развитие Новочебоксарского отделения Сбербанка России.

Приоритетной задачей развития выступает обеспечение доступности кредитов для максимального числа платежеспособных заемщиков. В 2004 году отделение планирует приступить к кредитованию населения не только в центральном офисе, но и в двух дополнительных офисах (в промышленной зоне и в центре города). Дополнительный офис в центре города будет обслуживать как физические, так и юридические лица (планируется внедрение операций кредитования субъектов малого и среднего бизнеса).

Кроме того, в среднесрочной перспективе планируется упрощение процедуры кредитования, а именно: для частных предпринимателей при предоставлении суммы кредита ниже определенного банком уровня, кредитование осуществляется в порядке определенном как для физических лиц.

Для дальнейшего решения проблем с очередями, возникающими при приеме коммунальных платежей, отделение планирует увеличить численность кассиров и в большинстве операционных касс открыть дополнительные окна по приему коммунальных платежей.

Финансово-кредитная система города также включает в себя 5 страховых организаций: МУП «Страховая больничная касса», региональное отделение фонда социального страхование Чувашской Республики, Новочебоксарский городской филиал СОАО «Росгосстрах-Чувашия», страховой отдел г.Новочебоксарска филиала ООО «РГС-Поволжье», Новочебоксарское отделение ОАО «Военно–страховая компания».

Предлагаемые услуги финансово-кредитного рынка города Новочебоксарска не в полной мере удовлетворяют потребности наших горожан, а также предприятий и организаций города (спектр оказываемых услуг требует развития и расширения).

При этом необходимо отметить близость города Новочебоксарска к столице Чувашской Республики, расположение которой дает возможность физическим и юридическим лицам в полной мере пользоваться услугами финансово-кредитного рынка города Чебоксары. Например, получение лизинговых услуг, ипотечных кредитов, другие услуги кредитного и страхового рынка.

Основные проблемы развития финансово-кредитной системы, характерные для Чувашской Республики в полной мере присущи и г. Новочебоксарску.

При этом в банковском секторе (исходя из имеющегося базиса планируется дальнейшее развитие Новочебоксарского отделения Сбербанка России) существуют следующие проблемы развития:

в области обслуживания населения: загруженность филиальной сети, наличие очередей в структурных подразделениях в дни массовых выплат; недостаточный уровень автоматизации.

в области обслуживания банковских карт: недостаточное развитие сети обслуживания; слабая информированность и заинтересованность населения; очень частые случаи выхода из строя банкоматы из-за хулиганских побуждений;

в области кредитования: достаточно сложная процедура выдачи незначительных объемов кредитных ресурсов индивидуальным предпринимателям; недостаточное количество точек обслуживания.


Наши рекомендации