Общая оценка российской нормативно-правовой базы
При всей своей неполноте федеральное законодательство и регулирование названных сфер деятельности находится на значительно более высоком уровне, чем региональное, что в известной мере противоречит специфике МП как регионально-специфического феномена, тенденции развития и задачи поддержки которого во многом определяются именно Региональными и местными условиями.
Из всех рассматриваемых элементов внешней среды развития и поддержки российских МП отношения лизинга характеризуются наибольшей степенью правовой проработки (Международная конвенция УНИДРУА, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ, значительное число Постановлений Правительства РФ и т.д.). Лизинговые операции устойчиво вошли в российскую хозяйственную практику, в том числе, и с участием МП. Однако в сложившихся условиях лизинг все еще малодоступен для МП, особенно «стартовых» МП, если здесь прямо не задействованы инструменты государственной поддержки или кооперации МП с представителями крупного капитала. Возможности лизинга недостаточно увязаны с другими формами содействия МП, которые определяют степень его жизнеспособности и хозяйственного успеха (имущественная поддержка, информация, обучение, консалтинг и пр.).
До сих пор не принят Федеральный закон «О лизинге», а его имеющийся проект не отражает в необходимой мере интересы МП как лизингополучателей и возможные/необходимые в этой сфере меры государственного содействия развитию МП и их инвестиционной деятельности. Необоснованно и оставлена под сомнение сама необходимость принятия закона «О лизинге», который при известной доработке необходим предпринимательской среде, в том числе, и малому бизнесу.
В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг заметен разрыв между значительным объемов нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты информатизации российской экономики в целом, и слабой проработкой вопросов информационной поддержки предпринимательства, особенно МП. Концепция и конкретные планы создания СИОМП (системы информационного обеспечения малого предпринимательства) не увенчались успехом; эта система дезинтегрировалась по ведомственному и региональным признакам. Действующие системы информационно неполны и часто экономически недоступны представителям малого бизнеса и механизмов целевой государственной поддержки.
Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг концентрируется в двух направлениях. Во-первых, это государственное регулирование процесса предоставления услуг в целом. Во-вторых, регулирование вопросов, касающихся лицензирования отдельных аспектов консалтинговой деятельности (отдельные виды консалтинговых услуг подлежат лицензированию, другие -нет). Анализ сложившейся ситуации показывает, что действующие институты консалтинга для МП не испытывают трудностей, связанных с проблемами неадекватного правового регулирования их деятельности и, напротив, откровенно боятся появления здесь признаков избыточной «зарегулированности», что говорит о необходимости разработки для этой сферы единого, сбалансированного нормативного регулирования.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для МП формально относится к числу весьма объемных и разносторонних ввиду традиционно жесткого регулирования всякой образовательной деятельности со стороны государства. Однако поскольку основная масса систем обучения для МП не связана с выдачей дипломов государственного образца, значимость факторов государственного регулирования здесь менее заметна. Рассматриваемая сфера характеризуется наличием многих слоев обученческих систем для МП, разных по статусу, источникам финансирования и целям подготовки. Нет единого полномочного координирующего органа этой системы, который мог бы закрепить базовые стандарты бизнес-образования в России с целью повышения внутреннего и внешнего авторитета российского предпринимательства и его защиты от некачественных образовательных услуг. Система услуг в области бизнес-образования пока недостаточно откликается на наиболее актуальные запросы в области обученческих услуг, в частности, системы дистанционного обучения, открытого обучения с индивидуализированными модулями, тренинг-обучение в России и за рубежом и пр.
Плата за обучение велика и МП часто не заинтересованы обучать своих сотрудников. В среднем по стране только одно из двадцати МП регулярно выделяет деньги на образование своих сотрудников. Отсутствие интереса объясняется и нежеланием большинства бизнес-школ следить за судьбой своих выпускников, содействовать их дальнейшему профессиональному росту.