Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства

В последние годы наблюдается чрезмерное количество издания новых законов и редактирование существующих, что крайне негативно отражается на экономической деятельности предприятий и организаций. Компании не успевают отлеживать изменения, что может привести к нарушениям с их стороны. Изменения в нормативно-правовой базе, могут потребовать и изменения планов компании, то есть привести к несвоевременной передислокации объектов и средств, приводящих к финансовым потерям.

Так, например основной закон регулирующий рыболовство (принятый в 2004 г.), имеет 24 редакции, включая редакцию от 03 июля 2016 г.:

Список изменяющих документов, в ред. Федеральных законов: от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ, от 29.12.2006 г. № 260-ФЗ, 20.04.2007 г. № 57-ФЗ, от 06.12.2007 г. № 333-ФЗ, от 03.12.2008 г. № 250-ФЗ, от 28.12.2010 г. № 420-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ, от 21.11.2011 г. № 327-ФЗ, от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ, от 06.12.2011 г. № 401-ФЗ, от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ, от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ, от 12.03.2014 г. № 33-ФЗ, от 28.06.2014 г. № 181-ФЗ, от 04.11.2014 г. № 343-ФЗ, от 22.12.2014 г. № 445-ФЗ, от 31.12.2014 г. № 519-ФЗ, от 02.05.2015 г. № 120-ФЗ, от 29.06.2015 г. № 208-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 349-ФЗ.[500]

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, где производиться основной объем добычи водных объектов, и принятый только в 2013 г., имеет 9 редакций, включая редакцию от 08.07.2016 г.:

Список изменяющих документов, в ред. Приказов Минсельхоза России: от 07.03.2014 г. № 66, от 04.12.2014 г. № 485, от 04.02.2015 г. № 32, от 07.07.2015 г. № 281, от 28.10.2015 г. № 510, от 19.04.2016 г. № 152, от 08.07.2016 г. № 284[501].

Общероссийский классификатор «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» редактировался четыре раза в 2015 г. и пять раз в 2016 г.

Тенденция такова, что отраслевой закон может годами обсуждаться, затем быть принятым в короткие сроки. Таким образом, была решена часть долго нерешаемых проблем. Но количество изменений говорит о том, что принятые законы недостаточно проработаны и приняты по «сырым», непросчитанным и экономически необоснованным проектам.

«Инвестиционные квоты» (квоты господдержки). Основной задачей решаемой на всех уровнях в последние годы была перспектива квотирования после 2018 г. Ко всему прочему, государство, желая добиться от субъектов экономической деятельности своевременного обновления флота, рассматривала различные варианты обременения.

В рамках вопроса об обременении около 20 лет ставился вопрос - «квоты под киль». В рамках обсуждения предполагаемых обременений, 25 сентября 2014 г. в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, при участии представителей рыбацкого сообщества, состоялся круглый стол посвящённый «Оценке эффективности дополнительного обременения при выдаче квот на вылов водных биологических ресурсов». Среди возможных обременений государственными органами рассматривались и предлагались: «расширение производства, строительство добывающего флота, развитие и углубление рыбопереработки, повышение порога необходимого освоения квот и ряд других»[502]. То есть в рамках комплексного подхода в развитии рыбного хозяйства, поддерживать за счёт одного вида экономической деятельности - другие отрасли и подотрасли.

В 2015 г. Федеральным агентством по рыболовству был разработан и направлен в Минсельхоз России законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствовании механизма распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов», который включал в себя следующие новации:

- увеличение порога ежегодного освоения промышленных квот и прибрежных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ВБР) с 50% до 70% в течение двух лет подряд;

- освоение основной части распределённых пользователю промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) ВБР в объёме не менее 70% в течении 2-х лет подряд на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании права собственности или договора финансовой аренды (договора лизинга);

- применение форс-мажорных обстоятельств при рассмотрении вопросов о прекращении права на добычу (вылов) ВБР;

- развитие новой концепции прибрежного и промышленного рыболовства;

- увеличение срока закрепления доли до 25 лет;

- отказ в выдаче разрешений на добычу (вылов) ВБР при осуществлении рыболовства на судах не прошедших таможенное оформление после ремонта или модернизации.

В июне 2016 г. отдельные новации были одобрены, в том числе рыбацким сообществом, часть признана неэффективной. Сама система инвестиционных квот названа парламентарием Ольгой Епифановой («Справедливая Россия») - «мёртворождённой»[503].

Итогом обсужений на всех уровнях, стал принятый Федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»[504] в котором определены новые принципы распределения промысловых квот. В частности: увеличен до 15 лет срок закрепления квот с 2019 г.; вводиться новая система видов квот на инвестиционные цели; введены изменения в регулировнии прибрежного рыболоства; увеличена доля освоения квоты до 70%; изменены правила («случаи») предоставления рыболовного участка, др.

В настоящее время используется «исторический» принцип распределения квот, который будет изменён с 2019 г. Для развития рыбного хозяйства, наиболее целесообразным автором представляется следующее распределение:

- Рыбодобывающие компании прибрежных моногородов со структурой предприятий от 50% занятых рыболовством, а также компании рыбацких поселков, должны быть обеспечены квотами на 49 лет, с автоматической пролонгацией в случае соблюдения структуры (предприятия города занятые рыболовством составляют не менее 50%);

- Рыболовецкие артели (колхозы), деятельность которых основана на рыболовстве всех видов, и история которых началась до 1992 г., должны быть обеспечены квотами на 25 лет, с автоматической пролонгацией в случае соблюдения условий: основной вид деятельности – рыболовство, продукция поступает на внутренний рынок, освоение квот на уровне установленных законом;

- Компании образованные после 1991 г., продукция которых (80%) поступает на внутренний рынок, представлена в розничных сетях (при наличии подтверждающих договоров), должны быть обеспечены квотами на 20 лет, с автоматической пролонгацией в случае соблюдения условий: продукция поступает на внутренний рынок, освоение квот на уровне установленных законом;

- Прочие компании, должны быть обеспечены долями квот, сформированными по остаточному принципу. Квоты на 15 лет.

В настоящее время остаются вопросы, ожидающие своего решения:

1. «Незаходные» суда. Из-за необходимости единовременной выплаты 23% (5% - таможенная пошлина и 18% - НДС) от контрактной стоимости судна, более 120 судов (по состоянию на 1 января 2013 г.) не заходят в порты России[505]. Вопрос «налоговой амнистии» не решается долгие годы. Последствия: потеря дополнительных ресурсов по увеличению добычи для внутреннего рынка, а также налоговых платежей и создание новых рабочих мест.

2. Ветеринарный контроль. Многократный ветеринарный контроль - острая проблема, относящаяся к ряду излишних административных барьеров, так как одна и та же партия продукции проверяется неоднократно одним ведомством в процессе прохождения продукции по цепочке «добыча-прилавок». Последствия: отвлекает денежные средства товарообладателей на оформление ветеринарной документации; потеря времени; при существенной потере времени возможна порча рыбной продукции. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и получение на груз ветеринарных сопроводительных документов, может занимать от 7 до 30 суток.

Для решения проблемы прохождения оформление ветеринарной документации разработанная программа «Меркурий», электронная ветеринарная сертификация, планируется к вводу с 2018 г.

Вводиться система мониторинга на степень безопастности районов промысла.

3. Декларирование, с доставкой уловов в порт. Последствия: потеря времени и увеличение издержек для ряда компании со спецификой промысла. Например, для компаний использующих ярусный промысел. Для приобретения, доставки и использования наживки (мороженая сельдь), ярусолову приходится совершить множество операций в т.ч.: доставка рыбы в порт, декларация, перегруз с транспорта на холодильник, поиск судна идущего в район промысла, перегруз, отправка судна в порт. Подобные действия обходятся одному судну примерно в 3,5 млн. рублей в год[506];

4. Непрофильное размещение изменений закона о рыболовстве. Например, важная поправка в области рыболовства (перегруз), стала первоначально составной частью Федерального закона № 148-ФЗ от 02.07.2013 г. «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[507].

5. Один из острейших вопросов - необходимость судов рыбодобывающего флота неоднократно пересекать границу в ознакомительном порядке, в т. ч. для сброса льяльных вод, частично был решён 31.12.2014 г., подписанием федерального закона, и был воспринят как важный прорыв. Многократное пересечение государственной границы («неоднократка») рыбацким флотом в долгие годы оставался проблемой номер один для Дальневосточного рхб. В зоне риска находились: транспортный флот, суда, работающие на приемке и переработке уловов в территориальном море, научно-исследовательский флот – те, кто занят на путине, но не осуществляет непосредственно промысловую деятельность. За каждый переход штраф составлял от 600 до 800 тыс. рублей. В результате общая сумма выставленных штрафов приблизилась к 63 млн. рублей[508]. Последствия: многомиллионные штрафы; потеря времени, приводящая в т.ч. к недоосвоению квот (приводящие к риску изъятия квот); издержки на горюче-смазочные средства; потеря прибыли. В настоящее время решается вопрос дополнительных контрольных точек, через которые могут проходить суда.

Указанные противоречия, в том числе, зарегулированность промысла, не устраняются, либо решаются частично, не смотря на привлечение к обсуждению рыбацкого сообщества (отраслевых союзов, отдельных юридических и физических лиц). В процессе обсуждения проектов законов (представлены на официальных сайтах уполномоченных ведомств) предлагаются многочисленные варианты решения проблем, но в окончательном варианте закон не удовлетворяет в полной мере требования отрасли.

Так же в нормативно-правовой базе определена неясная трактовка понятий: «улов» и «произведённая продукция». Можно также добавить и понятие «добыча». Неясность понятий вызывает необходимость судам рыбной промышленности готовую рыбную продукцию доставлять в порт/место обязательной выгрузки (определённым органами исполнительной власти субъектов РФ), чтобы затем, снова загрузив на судно доставить во Владивосток, где имеется железнодорожное сообщение для отправки груза в Центральный регион России. Соответственно, увеличенный маршрут с целью соблюдения директивы, вызывает: дополнительные издержки для предприятия, увеличивает сроки доставки свежепроизведенной продукции на 2-3 недели, увеличивает себестоимость продукта, а также его цену для конечного потребителя.

Исходя из понятий определённых в федеральном законе (до введения редакции от 03.07.2016 г.), под добычей (выловом) ВБР, понимается «изъятие водных биоресурсов из среды их обитания» (ст.1, п.1, пп.8), а под уловами водных биоресурсов – «живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные водные биоресурсы, определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства или в предусмотренных настоящим Федеральным законом в случаях иных видов рыболовства (п. 21). Рыболовство определено, как «деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» (п. 9). При этом,(см. текст в предыдущей редакции промышленное рыболовство определено, как «предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов» (п. 10); прибрежное рыболовство – «предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» (п. 10.1).

В статье 7.1. определены условия производства рыбной и иной продукции из ВБР (введены Федеральным законом от 03.12.2008 г. № 250-ФЗ)[509]. Основные из них:

- производство рыбной и иной продукции из ВБР на судах рыбопромыслового флота допускается при осуществлении промышленного рыболовства (п. 1);

- «использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях на судах рыбопромыслового флота» (п. 2).

Исходя из технологической цепочки рыболовства, происходит следующая последовательность этапов добычи: поиск-преследование-вылов-улов (рис. 24). На основании рисунка 13, в целях совершенствования нормативно-правовой базы, можно указанные понятия выразить следующим образом.

Добыча (в рыболовстве) является процессом, включающим в себя действия: по поиску, преследованию и вылову водных биологических ресурсов с целью их изъятия из естественной среды обитания. В случае добычи неподвижных или малоподвижных объектов (например, водоросли, крабы, пр.), этап преследования исключается. В ряде случаев, процесс добычи может состоять из одного этапа – вылова. Выловом является ряд действий, связанный с водными биологическими ресурсами, и включающий в себя процессы от изъятия ВБР из водной среды до их подъёма на борт судна.

Отличием вылова от улова является, то, что вылов представляет собой: 1) этап добычи в процессе рыболовства; 2) процесс, результат которого количественно не определён (не измерен).

Вылов,выраженный в количественной форме (измерен), является уловом (показатель, конечный результат добычи).

 
  Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru

Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru процесс /этапы

           
  Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru   Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru
 
    Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru

результат

 
  Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru

Рис. 24 Этапы добычи водных биологических ресурсов

Следовательно, рыба (и нерыбные объекты рыболовства) в процессе добычи/вылова являются объектом добычи, а произведённая продукция - это улов в стадии готовности к транспортировке (упакован в тару) и продаже, в т.ч. в: свежем, необработанном виде (рыба-сырец); прошёл обработку, в т.ч. любым термическим способом; переработан (глубокая степень переработки).

Для береговых рыбоперерабатывающих предприятий имеет значение только рыба-сырец (в т.ч. замороженная рыба), либо полуфабрикаты. Соответственно, нет необходимость принуждать суда с готовой (глубокая степень переработки) рыбной продукцией, совершать прибытие в порт, для дальнейшей отправки по маршруту следования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Несмотря на большой объем, нормативно-правовой базы рыбного хозяйства, прослеживается неясная формулировка объекта регулирования. Это прослеживается по следующим документам:

i. Развитие нормативно-правовой базы рыбного хозяйства - student2.ru (см. текст в предыдущей редакци - В указанном Федеральном законе № 166-ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», дано определение рыбного хозяйства. Это «виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (гл. 1, ст. 1, п. 20). В законе нет упоминания о рыбохозяйственном комплексе;

- В Распоряжении Правительства РФ от 02.09.2003 г. № 1265-р (ред. от 21.07.2008 г.) «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»[510], вынесено в заголовок рыбное хозяйство. По тексту рыбное хозяйство приравнено к рыбохозяйственному комплексу;

- В Приказе Росрыболовства от 30.03.2009 г. № 246 «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»[511]. Стратегия развития по тексту дублирует Концепцию, но в заголовок вынесено не рыбное хозяйство, а рыбохозяйственный комплекс.

- В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»[512], в заголовок вынесен рыбохозяйственный комплекс. По тексту нет упоминания о рыбном хозяйстве.

Таким образом, для эффективной работы предприятий рыбного хозяйства необходимо совершенствование нормативно-правовой базы рыбного хозяйства.

ВЫВОДЫ

В целях исследования экономики рыбной отрасли и организационной структуры управления рыбным хозяйством России, автором был изучен широкий пласт материалов по организационной структуре и её преемственности с конца XIV в., рассмотрена нормативно-правовая база с 1460 г., статистические материалы с 1811 г., а также собраны данные по объёму добычи рыбных ресурсов с 1860 г. по настоящее время. На основе проведенного исследования, автором сделананы следующие выводы.

1. Рыбное хозяйство России представляет собой совокупность отраслей и подотраслей, в которых на основе: подготовки кадров, охраны водных биологических ресурсов, искусственного их воспроизводства, добычи и использования, обеспечивается: продовольственная безопасность в части рыбной продукции, сырьё для промышленности ряда отраслей, а также товары различного назначения, с целью их реализации и потребления на внутреннем и внешнем рынке.

В широком смысле, национальное рыбное хозяйство включает в себя: рыбную промышленность; рыбоводство (в целях воспроизводства, а также создания товарной продукции); охрану водных биологических ресурсов бассейнов и вод российской юрисдикции; международные отношения, связанные ведением рыбохозяйственной деятельности российских предприятий и организаций, совместные научно-исследовательские мероприятия и борьба с ННН-промыслом; отраслевую инфраструктуру; научно-исследовательские организации отрасли и систему подготовки кадров; внутренний рынок рыбопродукции, в т.ч. рыбные аукционы и биржи, и т.д.

Следовательно, рыбное хозяйство является сложной, комплексной народнохозяйственной отраслью.

2. В послевоенный период в Советском Союзе управление народным хозяйством страны, включая и рыбное хозяйство, осуществлялось централизовано по отраслевому принципу. Практика предшествующих лет управления рыбным хозяйством СССР, привела к созданию Министерства рыбного хозяйства. Созданная система была нацелена на такой критерий, как душевое потребление и основывалась на тех позициях, что в целом рыбная промышленность и рыбоводство должны произвести в ассортименте: свежую рыбу, консервы, рыбную кулинарию, продукцию спецразделки, техническую продукцию, т.д. Использовался планово-централизованный подход в планировании отраслью. Развивались межотраслевые связи. Пушное звероводство, мясная промышленность и птицеводство являлись потребителями рыбной продукции отечественного производства.

В настоящее время, управление рыбным хозяйством осуществляется по территориальному принципу, в отличие об бассейнового, принятого до 1991 г.

3. На основе полученных данных выявлена прямая зависимость объёмов добытых водных биологических ресурсов от числа реорганизаций отраслевой структуры управления. В тех периодах, где имеют место ведомственные реорганизации, идёт снижение среднегодового улова, и наоборот. В те периоды проведения реформы, когда реорганизации не проводились, либо их количество было минимальным, объём уловов демонстрирует подъём.

4. Рыночная экономика начального периода разрушила организационную структуру отрасли как по вертикали (Министерства, Главки и т.д.), так и по горизонтали (территориальное управление в бассейнах). Поспешная приватизация, демонополизации крупных производств, вакуум правового поля (базовый закон принят был только в 2004 г.), отсутствие учёта специфики отрасли привели системному кризису, который смог приостановить срочно созванный Государственный Совет в 2007 году. В 2008 г. нормы права создали условия для закрепления долгосрочных квот, что привело к постепенной стабилизации рыбной отрасли, следствием чего стало постепенное наращивание объёмов добычи, сохранение тенденций роста.

5. Несмотря на положительные сдвиги последних лет, за прошедшее 25-летие нового управления рыбной отраслью на федеральном уровне посредством таких форм как Комитет, Агентство, подчиненных Минсельхозу, показало их не эффективность по решению стоящих перед отраслью задач по обеспечению населения страны пищевой рыбной продукции высокого качества и по доступной цене. Ценный ресурс (дикая, экологическая чистая рыба) экспортируется (объём экспорта относительно вылова: 39,2% в 2012 г., 43,8% в 2013 г., 40,2% в 2014 г., 40,9% в 2015 г.), а в центральных районах России рыба реализуется низкого качества, исходя из нарушений при её транспортировке в промышленном объёме (разрыв «цепи холода»). Качество традиционно сохранено при изготовлении консервов, слабосолёной сельди.

6. Для современного периода стало характерно:

- Частота смены руководства;

- Потеря управляемостью рыбохозяйственной деятельности. Как следствие произошло снижение базовых показателей, в частности потеря объёмов добычи в сравнении с объемами советского периода для РСФСР (сопоставимый для Российской Федерации): 5,5 млн. т. за 1970 г., 7,3 млн. т. за 1975 г., 6,8 млн. т. за 1980 г., 8,3 млн. т. за 1986 г., 7,9 млн. т. за 1990 т., 6,9 млн. т. за 1991 г. в сравнении с базовым 1992 годом (5,3 млн. т.). Исходя из того, что добыча является важным звеном, задающим вектор развития, определяющим формирование производства пищевой и непищевой рыбной продукции - значение объёмов добычи имеет первостепенное значение для отрасли;

- Участие главы государства для решения среднесрочных и долгосрочных задач отрасли;

- Частая корректировка нормативно-правовой базы и размытость понятийного аппарата в ряде терминов, что приводит к уголовным и административным нарушениям непреднамеренного характера;

- Наличие избыточного числа контрольно-надзорных органов, зачастую несущих деморализирующий характер;

- Необходимость привлечения отраслевых ассоциаций и союзов для решения долгосрочных и оперативных решений, при этом в правительственных комиссиях рыбаки не представлены;

- Формирование статистической отчётности имеющую погрешность, что влияет на её достоверность;

- Государственные программы развития рыбного хозяйства составлены без тщательной проработки;

- Гражданское судостроение (в части массового строительства крупнотоннажного и среднетоннажного рыболовного флота), на долгие годы утратило потенциал, сформированный в советский период.

Таким образом, как следствие, причинами, тормозящими развитие рыбного хозяйства России, являются: в целом устаревшая материально-технической база; частое изменение нормативно-правовой базы; несовершенство законодательства в части развития рыбоводства; дефицит финансовых средств у хозяйствующих предприятий, включая проблемы кредитования; недофинансирование науки; административные барьеры; неполное освоение выделенных бюджетных средств на выполнение программ. В настоящее время не сведено к минимуму браконьерство.

7. Факторы, позволившие стабилизировать положение в рыбном хозяйстве в настоящее время:

1. Административно-правовые:

1.1. Исполнение Поручений Президента по итогам Госсовета 2007 г.;

1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы;

2. Экономические:

2.1. Выделение квот на 10 лет, позволившие предприятиям рыбодобывающей отрасли планировать хозяйственную деятельность на средне- и долгосрочную перспективу;

2.2. Укрепление холдингов, имеющих финансовую возможность модернизировать и обновлять собственную материально-техническую базу, привлекать квалифицированные кадры;

3. Вклад Республики Крым.

4. Природные: популяции основных промысловых объектов – минтая, сельди, лососевых, трески, пикши и других промысловых объектов, находились на устойчивом уровне.

8. Согласно расчётам автора, полное самообеспечение рыбными ресурсами достигнуто Россией в 2010 г. Объём добычи позволяет обеспечить в полной мере население Росси рыбой отечественного «производства»/добычи при условии минимизации экспорта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовая литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Рид Групп, 2010

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.//СЗ РФ,1994г., № 32, ст.3301

3. Федеральный закон № 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» от 26.02.1997 г.// СЗ РФ, № 9 от 03.03.1997 г., ст. 1013

4. Федеральный закон № 69-ФЗ «О ратификации Соглашения об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими» от 26.04.1997 г.// СЗ РФ №17 от 28.04.1997 г., ст. 1914

5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с измен. и дополнениями).// http://base.garant.ru/12106440

6. Федеральный закон № 166-ФЗ от 20.12.2004 г. (ред. от 03.07.2016 г.) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».// http://www.consultant.ru/ cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base= LAW;n=201162

7. Федеральный закон №166-ФЗ от 20.12.2004 г. (ред. от 02.05.2015 г.) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (п. 20 введен Федеральным законом от 03.12.2008 г. № 250-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 г. № 420-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ).//http:// base. consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base= LAW;n=178907

8. Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».// СЗ РФ, 08.07.2013 г., № 27, ст. 3440

9. Федеральный закон от 02.07.2013 №148-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».// http://base. consultant.ru / cons/cgi/online.cgi?req= doc;base= LAW; n=182749

10. Федеральный закон №250-ФЗ от 03.12.2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014 г.).// http://base. consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req= doc;base= LAW;n= 172545

11. Федеральный закон № 349-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».// СЗ РФ, 04.07.2016, № 27 (часть II), ст. 4282

12. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». // СЗ РФ, 05.01.2015 г., № 1 (часть I), ст. 5

13. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».// http://base. consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base= LAW;n=178907

14. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ (ред. от 22.10.2014 г.) «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».// http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_ 170146/?frame =1 #p362

15. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ (ред. от 22.10.2014 г.) «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».//СЗ РФ, 28.07.2014 г., № 30 (Часть I), ст. 4222

16. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ (ред. от 22.10.2014 г.) «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».// http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_170146/? Frame =1#p362

17. Федеральный закон №47-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 07.03.1997 г.//СЗ №10, 10.03.1997, ст. 1120

18. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».// СЗ РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4338

19. Федеральный закон № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2015 г.).// http://base. consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base=LAW;n=182922

20. Федеральный закон № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 19.07.2011 г.) .// http:// base. consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req= doc; base =LAW; n=117594

21. Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» № 724 (ред. от 30.09.2013) от 12.05.2008 г. // СЗ РФ, 19.05.2008 г., № 20, ст. 2290

22. Указ Президента РФ № 120 от 30.01.2010 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».//СЗ РФ, 01.02.2010 г., № 5, ст. 502

23. Постановление Правительства РФ №450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» от 12.06.2008 г. (в ред. от 30.06.2012 г. №666).// http://www.mcx.ru/navigation /page /show/334.htm

24. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 605 (ред. от 03.08.2012 г.) «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации». // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base= LAW;n= 133778

25. Постановление Правительства РФ №314 от 15.04.2014 г. (ред. от 25.05.2016 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».// http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req= doc; base=LAW; n= 199289

26. Постановление Правительства РФ № 314 от 15.04.2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» //СЗ РФ, 05.05.2014 г., № 18 (часть II), ст. 2160

27. Постановление Правительства РФ от 03.04.2015 г. № 319 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».//СЗ РФ, 13.04.2015, № 15, ст. 2280

28. Постановление Правительства от 12.08.2008 г. №606 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.07.2010 г. № 505) «О Федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохо-зяйственного комплекса в 2009-2014 годах».// http://fish.gov.ru/ activities/Documents/ %D0% 9F%D0%BE% D0% B2%D1% 8 B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0% B8%D0%B5 % 20% D0% AD% D1% 84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0 % BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2009-14.pdf

29. Постановление Правительства № 582 РФ от 13.08.1992 г. (ред. от 05.05.1995 г.) «О неотложных мерах по государственной поддержке рыбного хозяйства Российской Федерации».// http://base. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=12362

30. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (ред. от 05.01.2015 г.) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».// http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173621

31. Постановление Совмина СССР № 940 от 17.08.1987 г. «О переводе предприятий, объединений и организаций Министерства рыбного хозяйства СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование».// http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=doc;base=ESU; n=1115;dst=0; ts=DD52D8C6027C 7165226883173 FFB0F72; rnd= 0.10190213960595429

32. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.09.1965 г. № 728 «Об улучшении управления промышленностью».// СП СССР, 1965, № 19 - 20, ст. 152

33. Постановление Совмина РСФСР от 16.02.1963 г. № 199 «Об улучшении руководства рыбным хозяйством внутренних водоемов РСФСР».// СП РСФСР, 1963, № 4, ст. 23

34. Постановление Совмина СССР от 15.09.1958 г. № 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР».//СП СССР, 1958, № 16, ст. 127

35. Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1957 г. № 1281 «О социалистическом соревновании рыболовецких колхозов РСФСР за достижение высоких уловов рыбы».//СП РСФСР, 1958, № 6, ст. 55

36. Постановление Совмина СССР от 24.07.1949 г. № 3238 «О развитии рыболовства в Черном море».// http://base.consultant. ru/ cons/cgi/online.cgi?req= doc; base=ESU; n= 9620; frame=600

37. Постановление Совмина СССР от 21.07.1947 г. № 2614 «О развитии рыбной промышленности в Калининградской области».// http://base. consultant.ru /cons /cgi/online. cgi?req=doc;base= ESU;n= 7436; dst=0;ts=DD52D8C6027 C7165226883173 FFB0F72; rnd=0. 08261207863688469

38. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 25.07.1927 г. «Об утверждении Положения о рыбном хозяйстве Р.С.Ф.С.Р.».// СУ РСФСР, 1927, № 102, ст. 684

39. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.12.1927 г. «О распространении действия декрета Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 года о национализации торгового флота в отношении речных судов на территорию Дальнего Востока».//СУ РСФСР, 1928 г., №, ст. 42

40. Постановление СТО СССР от 03.07.1925 «Положение о рыбном хозяйстве».// СЗ СССР, 1925 г., № 58, ст. 440

41. Постановление СТО РСФСР от 06.08.1920 г. «О мобилизации лиц, работавших в рыбной промышленности».// СУ РСФСР, 1920 г., № 72, ст. 332

42. Постановление СТО РСФСР от 29.12.1920 г. «О мерах, обеспечивающих успешность рыбных заготовок».// СУ РСФСР, 1921 г., № 12, ст. 80

43. Постановление ВСНХ и НК Продовольствия от 09.12.1918 г. «О главном управлении по Рыболовству и Рыбопромышленности».//СУ и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства от 27.12.1918 г., № 96, ст. 969

44. Постановление Госстандарта России № 454-ст от 06.11.2001 (ред. от 31.03.2015) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности») (Введен в действие 01.01.2003)

45. Постановление Госстандарта России № 454-ст от 06.11.2001 г. (ред. от 08.07.2014 г., с изм. от 25.12.2014 г.) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).//http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n= 16 7912

46. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001г., № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (ред. от 14.12.2011 г.). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).// http://www.consultant. ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=128326&div=LAW&diff=1809&from=167912-0&rnd=224476.2955068280296562&

47. Постановление Госстандарта РФ № 17 от 06.08.1993 г.«Об утверждении общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг».// Письмо Минюста РФ от 08.06.2000 г. № 4494-ЭР (Экономика и жизнь, №25, 2000 г.)

48. Постановление Минтруда РФ № 73 от 12.10.2000 г. «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 50, раздел «Добыча и переработка рыбы и морепродуктов».// Бюллетень Минтруда РФ, № 10, 2000 (Постановление). - М., Минтруд РФ, 2001

49. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству (утв. Постановлением Правительства №444 от 11.06.2008 г.).// http://www.fish.gov.ru /agency/ DocLib/ Provision.aspx

50. Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809).//http://www.customs.ru/

Наши рекомендации