Информационное обеспечение закупочной деятельности промышленного предприятия

В совершенствовании деятельности промышленного предприятия, с информационно-логистической точки зрения, важнейшее значение имеет управление закупочной деятельностью. А чтобы данное управление было эффективным, необходимо бесперебойное продвижение информационных потоков, корректность их содержания и структуры, своевременность и т.п. Другими словами, успешное управление закупочной деятельностью на предприятии зависит от наличия в соответствующих организационных ячейках и на всех уровнях управления точной и оперативной информации.

В конце 60-х гг. XX в., американскими экономистами было предложено рассмотреть в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. Такой подход и применение вычислительной техники впервые позволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректирования заказов, нехватке ресурсов, отказах оборудования). [10, с. 32]

Стремительное развитие (особенно в последние годы) информационных технологий создало основы для создания и применения эффективных информационных систем. Современные решения базируются на компьютерных технологиях накопления, обработки, передачи и представления данных.

Информационное обеспечение закупочной деятельности на предприятия представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления закупочной деятельностью. [9, с. 182]

Информационное обеспечение не возможно без информационных систем.

Информационные системы – это комбинация взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают и хранят исходные данные и распределяют информацию так, чтобы с ее помощью принимать решения, контролировать их выполнение и координировать деятельность предприятия. Информационные системы построены на основе инфраструктур информационных технологий, включающих компьютеры и программное обеспечение. [6, с. 122]

Технологии информационных систем могут дать предприятию следующие основные преимущества:

1. Снижение затрат и повышение эффективности за счет упрощения процессов закупок и высвобождения времени сотрудников службы закупок, в результате чего они могут заниматься работой, добавляющей более высокую ценность.

2. Быстрый и более легкий доступ к наиболее важным данным в режиме реального времени помогает принимать обоснованные решения.

3. Благодаря сокращению времени на административную и тактическую деятельность в процессе поставок работники могут уделять больше времени стратегическим инициативам и более сфокусированной работе с важными поставщиками и основными проектами по поставкам.

4. В масштабах всего предприятия, системы позволяют контролировать расходы. [6, с.125]

Переход с ручных систем на автоматизированные повышает точность информации. Вследствие чего могут быть снижены запасы (например, резервный запас), сокращение случаев дефицитов, снижение затрат на ускорение выполнения заказов и т.д.

Все информационные системы основаны на электронном обмене данными (EDI) – это вариант, облегчающий проведение документации в стандартизированной электронной форме, осуществляемой непосредственно между компьютерным приложением в одной организации и аналогичным приложением в другой. [5, с. 53]

Использование информационных систем приводит к автоматизации закупочной деятельности, что представлено на рисунке 3. [7, с. 130]

Информационное обеспечение закупочной деятельности промышленного предприятия - student2.ru Информационное обеспечение закупочной деятельности промышленного предприятия - student2.ru

Рис. 3 Схема автоматизированной системы закупок

На российских и зарубежных предприятиях для информационного обеспечения закупочной деятельности используются следующие основные программные комплексы:

1. «Галактика». Комплексная информационная система (КИС) «Галактика» предназначена для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. Основные ее блоки: «Контур логистики», «Контур управления производством», «Финансовый контур» и др. В состав «Контура логистики» входят следующие модули: «Управление снабжением», «Управление договорами», «Складской учет», «Управление сбытом», «Поставщики, получатели».[10, с. 95]

Реализованные в системе функции (рис. 4) позволяют автоматизировать:

· определение объемов и направлений материальных потоков;

· организацию складского хозяйства;

· организацию перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения и т.д.

Информационное обеспечение закупочной деятельности промышленного предприятия - student2.ru

Рис. 4 Схема единого информационного пространства

В составе «Контура логистики» все задачи решаются комплексно, это является основным преимуществом его использования для управления закупочной деятельностью. По мнению специалистов в области управления логистической деятельностью на предприятии, «Контур логистики» системы «Галактика» отличается функциональной полнотой и удобством эксплуатации.

2. «1С-Логистика: Управление складом». Данный программный продукт предназначен для автоматизации управления складским хозяйством предприятия. При ее использовании уменьшается количество ошибочных складских операций, повышается точной и оперативность учета товара, уменьшаются затраты на заработную плату складских работников и т.д. Система поддерживает работу с различными типами оборудования: принтерами этикеток, сканерами штрих-кода и др. [10, с. 149]

3. «Фолио». Данный программный продукт отличается большой функциональной полнотой. Он включает в себя: «Фолио-WinСклад», «Фолио-ЛогистикСклад», «Фолио-ЗаказПоставка», «Фолио-Интернет-Заказ» и т.д. Программный модуль «Фолио-ЗаказПоставка» автоматизирует работу отдела закупки и отдела логистики. В функциональном смысле представляет собой систему, отслеживающую цепочку поставок от заказа поставщику до прихода на склад. Преимущества: поддержка полного цикла документооборота, подбор поставщиков по нескольким критериям (цена, сроки, качество, надежность), возможность консолидации и подачи заявок в разной форме. [10, с. 68]

4. «Oracle». В данной системе находится модуль «Закупки», который представляет собой интегрированное программное решение для учета данных о поставщиках, ведения информации о заявках и заказах предприятия, а также для управления процессом поступления сырья и ресурсов. Данный модуль позволяет вести базу данных поставщиков, автоматизировать работу с заявками на приобретение, управлять процессом получения сырья и материалов. [10, с. 240]

Здесь рассмотрены только наиболее известные программные продукты отечественных и зарубежных производителей, которые уже достаточно широко внедрены в бизнес-практику, а на самом деле их ассортимент гораздо шире и продолжает увеличиваться.

На любом предприятии необходимо оценивать степень эффективности использования информационного обеспечения закупочной деятельности, также необходимо знать, какие программные продукты существуют и как, по возможности, внедрить их. От этого зависят отношения с поставщиками предприятия, а также целесообразный их поиск и выбор.

Поиск и выбор поставщиков

Выбор поставщиков играет очень важную роль в деятельности предприятия. Для того чтобы фирма получала прибыль, существует множество факторов, один из которых – бесперебойность поставки сырья и материалов. Это может обеспечиваться именно поставщиками, эффективно и качественно занимающимися своей деятельностью.

Решение о размещении заказа определенного объема у того или иного поставщика должно приниматься на основе совокупности критериев, разрабатываемых каждой компанией для своего производства.

Все критерии, применяемые при оценке потенциального поставщика, классифицируются на три группы – техническую, организационно-экономическую и психологическую. [8, с. 95]

Техническая группа критериев включает оценки потенциальных поставщиков:

· производственная мощность поставщика;

· соответствие современному уровню технологии;

· комплектность поставляемой продукции и возможные нарушения;

· развитость инфраструктуры (транспорт, информационные системы);

· ассортимент поставляемой продукции, т.е. возможности поставщика;

· наличие дефектов в продукции (оценка постоянства качества).

Организационно-экономическая группа критериев включает в себя:

· доступность продукции (наличие продукции на различных складах);

· условия доставки продукции (выбор транспортного средства);

· сроки поставки и условия оплаты продукции;

· удаленность поставщика;

· финансовое положение поставщика (долги, кредиты, грань банкротства);

· организация логистики;

· стабильность стиля поставки (восприятие продукции потребителем).

Психологическая группа критериев включает в себя:

· надежность поставщика (честность, порядочность и т.д.);

· предыдущая история поставщика, его репутация (период существования поставщика на рынке в условиях конкуренции);

· местонахождение поставщика (климатические и другие условия расположения потенциального поставщика);

· договорная дисциплина (выполнение своих обязанностей).

Информацию по перечисленным критериям выбора поставщика не всегда удается получить у потенциальных поставщиков, поэтому необходимо прибегать к услугам предприятий, владеющих определенными данными, характеризующими поставщика.

Одним из важных вопросов при работе с потенциальными поставщиками является принятие альтернативного решения:

· иметь одного поставщика на условиях прямых длительных производственно-хозяйственных связей;

· сотрудничать с несколькими источниками материально-технических ресурсов. [8, с. 103]

Оба варианта решения этой проблемы имеют, соответственно, положительные стороны и целый ряд преимуществ, представленных в таблице 1. [11, с. 337]

Таблица 1 Преимущества при выборе одного или нескольких источников снабжения

Один поставщик Несколько поставщиков
1. Долгосрочный контакт может исключать возможность разделения заказа 1. Решение проблемы при появлении срочных и объемных заказов
2. Поставщик является эксклюзивным обладателем патентов 2. Повышение гарантий снабжения за счет использования нескольких источников
3. Поставщик удовлетворяет критериям качества продукции и стоимости 3. Значительное снижение зависимости потребителя от поставщика
4. Объем заказа достаточно мал, и нецелесообразно делить его между поставщиками 4. Возможность предоставления дополнительных сервисных услуг
5. Концентрация закупок может привести к соответствующим скидкам 5. Гибкость снабжения и снижение риска несвоевременности поставок продукции

Для поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса, размещение рекламы в Интернете, изучение каталогов, объявлений в СМИ, посещение выставок и ярмарок, переписка и личные контакты с возможными поставщиками, обращение к специальным посредникам. Наиболее распространенными и эффективными методами получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков являются конкурсные торги и письменные согласования между поставщиками и потребителями. [4, с. 196]

Основной показатель профессионализма любого специалиста по закупкам – знание источников. А инструменты, к которым наиболее часто прибегают эти специалисты в настоящее время, - онлайновые поиски, электронные каталоги и веб-сайты компании. К другим источникам этого рода относятся профессиональные журналы, рекламные объявления, переговоры с торговыми представителями, коллегами, профессиональные контакты и собственные учетные документы отдела продаж.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, в независимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

2. Как минимум 1 из используемых источников должен быть независимым.

После принятия решения о выборе поставщика осуществляется работа с ним. Проводится подготовка и планирование переговоров; знакомство с торговыми представителями поставщика и анализ предлагаемых условий; обсуждение технических условий с указанием типа, количества, качества и цены продукции, места и времени исполнения заказов, условий обслуживания и гарантийных обязательств. Как правило, на начальной стадии работы с поставщиками практикуется вариант проведения пробных заказов, по результатам которых проводится оценка способности поставщика по обеспечению потребности потребителя в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В дальнейшем осуществляется оперативная работа в различных режимах, используемых на конкретном предприятии. [8, с. 105]

Таким образом, сущность закупочной деятельности предприятия будет складываться из самого процесса снабжения и выбора оптимального метода закупки, а также из поиска и выбора поставщиков ресурсов и сырья для данного предприятия, и все это необходимо рассматривать в разрезе с информационным обеспечением закупочной деятельности данной фирмы.

Все эти составляющие закупочной деятельности важны для каждой организации, и их подробное рассмотрение необходимо совместить с эффективным применением на практике.

2. Анализ закупочной деятельности на предприятии ООО «Красно&Белое»

2.1 Организационная структура и описание вида деятельности предприятия ООО «Красно&Белое»

Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отделов кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. В задачи практики входит:

Главной целью моей работы было получение первоначальных навыков на предприятии розничной торговли.

В мои функции входило:

1. Консультирование клиентов по товару фирмы;

2. Набор товаров клиентам;

3. Размещение товара в торговом зале и на витринах по видам, моделям, размерам и фасонам с учетом частоты спроса;

4. Оказывать помощь в разборе товара из прихода. Под руководством наставника участвовать в сортировке и маркировке товара;

5. Прикреплять ярлыки цен с указанием наименования, артикула, цены, размеров;

6. Встречать клиентов розничного отдела и консультировать их по ассортименту. Демонстрировать все виды моделей наименования;

7. Рекомендовать новые товары. При отсутствии в продаже отдельных изделий предлагать другие, близкие по свойствам товары;

8. Доводить до сведения директора магазина о спросе покупателей на отдельные товары;

9. Следить за наличием ценников, аккуратностью оформления витрин в розничном отделе, чистотой и порядком на рабочем месте. Раз в неделю переоформлять витрину (товара «на виду» и товара в плохо доступных местах для обозрения);

10. Соблюдать правила трудовой дисциплины, установленной в фирме, магазин «Красное и Белое» находится в г. Коркино по адресу ул. Терешкова, 20. График работы: в будни с 9:00 до 22:05.

1. Общая характеристика предприятия

Общество - объединение капитала, не все участники общества участвуют в его делах. Обществом управляет общее собрание либо учредителей, либо акционеров.

«Красное и Белое» - это одна из организационно-правовых форм предприятия.

«Красное и Белое» - занимается розничной торговлей, в котором универсальным ассортиментом продаваемых товаров является алкогольная продукция, как отечественных производителей, так и зарубежных. У предприятия уже давно сформировавшаяся база своих клиентов из разных уголков г. Коркино и за его пределами. Мы всегда рады своим покупателям и много с ними общаемся: узнаём их желания, всегда пытаемся помочь им в выборе товара. Доброжелательная атмосфера в коллективе отражается и на наших клиентах, они никогда не уходят без покупки, тем более что и цена товара доступная.

В магазине на стене размещена информация для покупателя «Уголок покупателя»: лицензия, книга жалоб и предложений, адреса служб по защите прав потребителя, и прочая информация для покупателя.

В торговом зале товар размещен на витринах, полках, специальных сетках.

Отпуск товара производится через кассу, находящуюся в торговом зале.

Штат магазина «Красное и Белое» состоит из 6 человек: Генеральный директор, главный бухгалтер, директор магазина, кассир, администратор торгового зала, продавцы.

Работу магазина «Красное и Белое» можно описать следующим образом:

1. Генеральный директор - это глава любой коммерческой организации, будь то акционерное общество или производственное предприятие. Функции генерального директора заключаются в общем руководстве производственно-хозяйственной деятельностью компании. Именно он несет полную ответственность за все принятые решения, за результаты деятельности предприятия и сохранность его имущества.

2. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

На протяжении многих лет товары магазина «Красное и Белое» пользуются устойчивым спросом, несмотря на большое количество конкурентов. Деятельность магазина ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей.

Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников.

3. Кассир - должностное лицо, на которое возложена обязанность учета, приема, хранения и выдачи денег из кассы. И дает письменное обязательство о материальной ответственности. В должностные обязанности кассира входит: осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. К. оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу. Сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.

3. На протяжении многих лет товары магазина «Красное и Белое» пользуются устойчивым спросом, несмотря на большое количество конкурентов. Деятельность магазина ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей.

В магазине действует система критериев для выбора поставщиков: качество товара, цена, надежность поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.

Получаемый от поставщиков товар проходит процедуру входного контроля, если он соответствует специфики поставки и удовлетворяет сертификатам качества. Процесс получения и проверки поставляемых товаров является обязательным в системе управления закупками.

Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников.

2. Характеристика торгового ассортимента

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам, удовлетворяющий разнообразный спрос и индивидуальные потребности потребителя.

Таблица 2. В исследуемом магазине очень широкий ассортимент.

 
№ п/п Наименование товара Количество видов  
1. Вино  
2. Вино игристое шампанское  
3. Вермут  
4. Виски  
5. Пиво  
6. Абсент  
7. Джин  
8. Бальзамы  
9. Водка  
10. Граппа  
11. Коньяк ,арманьяк ,бренди  
12. Ром  
13. Текила  
14. Соки и нектары  
15. Коктейли  
16. Шоколад  
17. Печенье  
18. Продукты  

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп, входящих в товарно-групповой ассортимент торгового предприятия и количественное соотношение между ними.

Основным принципом формирования ассортимента товаров народного потребления является наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

Регулирование ассортиментом достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.

3. Организация контроля качества товаров

Организация приемки товаров по количеству.

Приемка товаров является одной из важных организаций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Количество поступивших товаров определяется в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов - фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указываются отсутствующие документы.

При поступлении товаров, которые нельзя перевесить без тары необходимо в момент получения принять их по массе брутто, а после продажи товаров проверить массу тары. В случае расхождения фактической массы тары с трафаретными данными результаты проверки оформляются актом.

Акт о массе тары должен быть составлен немедленно после ее освобождения.

При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч -направить поставщику по средству срочной связи вызов - уведомление. В нем указывается наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

По результатам окончательной приемки составляется акт по утвержденной форме. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте.

Акт подписывают все лица, участвующие в приемке товаров по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.

К акту приемки товаров по количеству, которым удостоверяется расхождения, должны быть приложены следующие документы:

- копии сопроводительных документов;

- упаковочные ярлычки, пломбы;

- подлинный транспортный документ;

- удостоверение представителя, выделенного для участия в приемке;

- первичный акт о приостановлении приемки, составленный в магазине при обнаружении недостачи, и др.

- акт приемки товаров должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации получателя не позднее чем на следующий день после его составления.

Акт составляют по установленной форме в четырех экземплярах согласно инструкции «Об особенностях приемки товаров народного потребления».

2. Организация приемки товаров по качеству.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также по качеству. В тех случаях, когда товар в магазин поступает непосредственно от предприятий - изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его потребителю.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшения качества. Необходимо изолировать товар от смешивания с однородной продукцией. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке что и при выявлении количественного расхождения.

Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с требованиями нормативных документов и с учетом специфических особенностей товаров. При необходимости отбора проб об этом составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии.

В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы.

4. Организация хранения и упаковки товаров

1. Сроки хранения товаров

Сроки приемки товаров в магазине «Красное и Белое» по качеству предусмотрены договором поставки либо установлены стандартами или техническими условиями для отдельных видов товаров. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:

- при иногородней поставке - не позднее 20 дней,

- при местной поставке - не позднее 10 дней,

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности товаров окончена в установленные сроки.

2. Режим хранения товаров.

На складе создаются такие условия для правильной и своевременной приемки товаров по качеству, при которых обеспечивается сохранность товаров и предотвращается их порча. Своевременно проверяется средства испытания и измерения, которыми определяется качество товаров, и следят за их исправностью.

Помимо рационального размещения товаров на складе создаются оптимальные условия для их хранения. С этой целью следует постоянно следят за температурой и влажностью воздуха внутри помещений склада и поддерживают их на уровне, установленном стандартами и санитарными правилами для отдельных групп товаров, не допуская их резких перепадов.

Контрользатемпературой воздуха осуществляют при помощи термометров.

Для измерения влажности воздуха на складах применяется психрометрический метод, с помощью которого определяется относительная влажность воздуха. Она рассчитывается как процентное отношение абсолютной влажности к максимальной. Регулирование температуры и относительной влажности воздуха проводится при помощи отопления и вентиляции. Для понижения относительной влажности также используют влагопоглощающие вещества.

Соблюдение оптимальных режимов хранения товаров, регулярный осмотр и аккуратное обращение с ними позволяют не только снизить потери товаров из-за их порчи, боя, лома, но и уменьшить естественную убыль в результате усушки, выветривания, утечки.

Для поддержания необходимых санитарно-гигиенических условий на складе регулярно проводятся уборки и мероприятия по уничтожению микробов (дезинфекция), насекомых (дезинсекция), грызунов (дератизация) и стойких запахов (дезодорация).

За товарами, хранящимися на складах, обеспечены постоянное наблюдение и уход. Регулярно проверяется состояние товаров, обращая при этом внимание на появление признаков порчи.

5. Подготовка товаров к продаже

Алкогольная продукция, представкой их в торговый зал, должна пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товара, его разбраковку и рассортировку, проверку комплектности, наличия необходимой информации о товаре и изготовителе.

Отбор покупателем алкогольной продукции и изделий может производиться только в торговом зале.

Вместе с приобретенными товарами покупателю передается товарный чек, в котором указывается наименования товара, сведение о продавце, основные показатели, характеризующие данный товар, количество товара, цена, стоимость. Кроме этого продавец должен выдать покупателю относящуюся к товару информацию изготовителя, так же продавец обязан обеспечить для покупателя условия для вывоза товара на транспорте.

Алкогольная продукция надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, комплектации и т.д.

Наши рекомендации