Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности предприятия

Централизованная форма организации службы экономического анализа на предприятии предполагает наличие в аппарате управления специализированного звена, выполняющего функции экономического анализа. При децентрализованной форме – функции экономического анализа распределяются между действующими функциональными отделами и службами предприятия.

На ряде мелких предприятий задачи экономического анализа могут решаться в различных подразделениях:

Планово-экономический отдел составляет план аналитической работы и контролирует его выполнение, осуществляет методическое обеспечение, организует и обобщает результаты анализа предприятия и его структурных подразделений, исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития предприятия, разрабатывает пеpспективные и текущие планы по итогам анализа.

Финансовая служба анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, денежные потоки, инвестиции, налоги, процесс формирования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность.

Бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты.

Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему, ассортименту и качеству, ритмичность производства, внедрение новой техники и технологий, комплексной механизации и автоматизации производства, работу оборудования и т.д.

На крупных предприятиях целесообразно организовывать самостоятельное структурное подразделение – службу экономического анализа. Во главе ее обычно стоит заместитель генерального директора по экономике и финансам. Ему же непосредственно подчиняется планово-финансовая служба, в состав которой входят плановый отдел и финансовый отдел.

Анализ может осуществляться собственными силами при сравнительно большом аппарате управления или силами сторонних организаций.

Вычислительные средства, которые имеют сейчас предприятия и организации, позволяют целиком автоматизировать обработку всех экономических данных, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. Роль автоматизации аналитических расчетов заключается в следующем.

Во-первых, экономисты-аналитики освобождаются от технической работы и больше занимаются творческой деятельностью, что позволяет делать более глубокие исследования, вести постановку более сложных экономических задач.

Во-вторых, более глубоко и всесторонне исследуются экономические явления и процессы, более полно изучаются факторы и выявляются резервы повышения эффективности производства.

В-третьих, повышаются оперативность и качество анализа, его общий уровень и действенность.

На базе современных ПЭВМ создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера, экономиста, финансиста, аналитика и т.д. ПЭВМ, соединенные в единую вычислительную сеть, позволяют перейти к комплексной автоматизации экономического анализа.

Необходимым условием создания АРМ аналитика является наличие технической базы (персональных ЭВМ), базы данных (хозяйственной деятельности предприятия), базы знаний (методов и методик анализа) и программных средств, позволяющих автоматизировать решение аналитических задач.

Эффективность АРМ аналитика во многом зависит от совершенства методик анализа, от того, в какой степени они соответствуют современным требованиям управления производством, а также от технических возможностей ПЭВМ.

Под информационным обеспечением экономического анализа понимается система данных и способов их обработки, позволяющих изучать реальное состояние управляемого объекта, измерять влияние факторов, а также выявлять возможность осуществления управляющих воздействий.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований: аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.

Наши рекомендации