Анализ конкурентоспособности товара
Главным элементом конкуренции на рынке выступает товар или услуга, отвечающие требованиям данного рынка. С помощью нового товара (услуги) потребитель сможет удовлетворить имеющиеся у него потребности, а производитель получит необходимую прибыль.
Проведем анализ конкурентоспособности туристского продукта -тур «Рыбалка на Лофотенских островах» на рынке Санкт-Петербурга.
В теории маркетинга выделяют некоторые составляющие конкурентоспособности, которые определяют привлекательность отрасли (продукта):
1) появление новых конкурентов;
2) угроза замены данного продукта новым продуктом;
3) сила позиции поставщиков;
4) сила позиции потребителей;
5) конкуренция среди производителей самой отрасли.
Рассмотрим их подробнее.
1. Появление новых конкурентов
Разработка и развитие нового тура «Рыбалка на Лофотенских островах» на рынке туристских услуг создаст туристской фирме «Спорт Трэ-вел» определенные трудности в освоения нового направления, которые заключаются в следующем:
- туристские операторы города, занимающиеся реализацией туров по рыбалке на Лофотенах, делят между собой сегменты рынка; турфирме «Спорт Трэвел» будет сложно захватить части данного сегмента потому, что тур находится на стадии внедрения и не хватает опыта продажи таких туров; кроме того, турфирма «Спорт Трэвел» еще не зарекомендовала себя как оператор, широко реализующий тур «Рыбалка на Лофотенах»;
- со стороны потенциальных клиентов возможна приверженность к услугам другой фирмы, реализующей данный тур;
- в турфирме «Спорт Трэвел» установлены фиксированные затраты на рекламную кампанию, поэтому основным источником получения информации о туре для потенциальных клиентов первое время будет Интернет-сайт организации;
- необходимость установления партнерских отношений с поставщиками услуг в Норвегии; благодаря развитию Интернет-технологий, визитов норвежских операторов в Санкт-Петербург, выпуску специальных брошюр для российских туроператоров возможно налаживание партнерских отношений для разработки и внедрения данного тура; следует отмерь готовность и стремление норвежских туроператоров к установлению контактов с российскими туристскими фирмами; это объясняется увеличением в последнее время туристских потоков из России в Норвегию.
2. Угроза замены данного продукта новым продуктом В настоящее время конкурентами тура «Рыбалка на Лофотенах» являются туры (табл. 36):
• «Рыбалка в Финляндии»;
• «Рыбалка по России» (например, Ладожское озеро, Байкал и т.д.).
Таблица 36
Преимущества и недостатки туров
Тур | Преимущество тура | Недостатки туров |
1. Рыбалка | Одна из самых лучших рыбалок в | Отдаленное местораспо- |
в Норвегии | мире; | ложение; |
- гарантированный улов; | - высокая стоимость авиа- | |
- высокий сервис; | перелета; | |
- комфортабельное размещение | - высокая стоимость тура; | |
(гостиница, рюрбю, коттедж); | - при ловле в реках и озе- | |
- совмещение с экскурсионной | рах необходимо наличие | |
программой; | специального разрешения | |
- северное сияние; | ||
- совмещение с другими услугами | ||
(сафари, ловля крабов, круизы | ||
и т.д.); | ||
- аренда рыболовного снаряжения | ||
и лодок входит в стоимость прожи- | ||
вания | ||
2. Рыбалка | Близкое месторасположение | Самое популярное место |
в Финлян- | - разнообразные и недорогие спо- | рыбалки - Аландские |
дии | собы доставки туристов (самолет, | острова, имеющие строго |
поезд, паром, машина); | ограниченное количество | |
- невысокая стоимость тура; | проживания; | |
- комфортабельное размещение; | - необходимость подстра- | |
- высокий сервис; | иваться под расписание | |
- аренда рыболовного снаряжения | паромов; | |
и лодок входит в стоимость прожи- | - многие туристы само- | |
вания | стоятельно организуют | |
^___ | свой отдых в Финляндии |
286 С.А. Быстрое, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика
3 ^] | ||
3. Рыбалка в России | Низкая стоимость тура; - не ичжно оформлять визу; - нет необходимости в знании ино- | Низкий сервис; ^~~ - некомфортабельное размещение; |
странного языка | - низкое качество прокатного оборудования; | |
- негарантированный улов; | ||
- не совмещается с экс- | ||
курсионной программой |
3. Сила позиции поставщиков
На основании официальных данных Комитета по туризму в Нор вегии существует большое количество meet-компаний, занимающихся разработкой и реализацией туров «Рыбалка на Лофотенских островах». В 2006 году Комитет по туризму выпустил специальную брошюру по регионам Норвегии для туроператоров России. В данной брошюре представлены данные meet-компаний Норвегии.
На основании имеющихся данных было принято решение о налаживании партнерских отношений с несколькими meet-компаниями Норвегии для получения информации о ценах, дополнительных услугах, комиссии фирмы, информации о размещении и других данных на период 2006/2007 годов.
Отметим, что сила позиции поставщиков определяется, прежде всего, разнообразием и высоким качеством предоставляемых услуг, стоимостью данных услуг, следованию договоренностям между сторонами, величиной объема продукции, закупаемой у поставщика, а также возможностью смены поставщика.
В результате анализа предложений туроператоров Норвегии по разработке тура «Рыбалка на Лофотенских островах» было выделено несколько принимающих компаний, с которыми туристская фирма «Спорт Трэвел» планирует развитие партнерских отношений на сезон 2006/2007 года (табл. 37).
В феврале 2006 года туристская фирма «Спорт Трэвел» принимала у себя представителя компании «Дестинэйшен Тромсо» («Destinasjon Tromso»). В результате переговоров было принято решение о развитии партнерских отношений между компаниями с целью увеличения туристских потоков в Норвегию.
Туристскую компанию «Спорт Трэвел» привлекли возможности партнера по организации программ на Лофотенских островах. Было принято решение о поддержании с ним отношений, обмене информации о разработанных программах, входящих услугах, типах проживания, стои-М0сти программ, комиссии турфирмы и т.д.
Таблица 37 Партнерские отношения
Туроператор Норвегии | Регион | Электронный адрес ' |
1 . Destination Lofoten AS | Весь Лофотен | www.lofoten.intb |
2. Destination Tromso | Весь Лофотен | www.destinasjontromso.no |
3. Dm Tur | Весь Лофотен | www.dintur.no |
4. Lofoten Rorbusuiter | Кабельваг | www.lofotodden.com |
5. Hennigsvar Bryggehotell | Хенингсвар | www.henningsvaer.no |
6. Norlandia Royal Hotell/Lofo-ten Spa | Свольвер | www.norlandia.no/royal |
7. Orsvagvar | Кабельваг | www.orsvag.no |
8. Nyvagar Rorbuhotell | Кабельваг | www.nyvaagar.no |
9. Ballstad Rorbuer | Бальстад | www.lofoten.tv - |
10. Svinoya Rorbuer | Свольвер | www.svinoya.no |
11. Lofoten Rorbuferie | Кабельваг | www.lofoten-rorbuferie.no |
12. Gamble Lofotferga | Кабельваг | www.lofotferga.no |
4. Сила позиции потребителей
Потребитель своим выбором поддерживает более интересные и дешевые для себя туры.
5. Конкуренция среди производителей самой отрасли Согласно официальным данным комитета по туризму Норвегии в Санкт-Петербурге насчитывается около 50 туристских операторов, предлагающих туры «Рыбалка на Лофотенских островах». Ниже приведены конкуренты турфирмы «Спорт Трэвел», реализующие туры на Лофотен-ские острова в Санкт-Петербурге:
- «Нева»;
- «Скандика»;
- «Эдельвейс»;
- «Вест-Тревел»;
- «Компас».
На основании проведенного маркетингового исследования туристского рынка делаем выводы о том, что область Лофотенских островов является привлекательной туристской зоной отдыха, так как:
288 С.А. Быстрое, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономики
- область Лофотенских островов в Норвегии является развитым ту. ристским регионом, имеет хорошо развитую инфраструктуру, необходимую для привлечения туристов и их комфортабельного пребывания;
- по направлению Скандинавия туристская фирма «Спорт Трэвел» в основном предлагает туры на собственных автомобилях, так как географическое положение Лофотенских островов позволяет добраться туда на своем автомобиле; такое путешествие будет не только экономичным, но и более увлекательным; туристы смогут насладиться не только хорошими дорогами Северной Европы, но и увидеть новые города, нетронутую природу, северные ландшафты;
- низкая конкуренция в Санкт-Петербурге по данному направлению дает возможность туристской фирме «Спорт Трэвел» занять лидирующее положение на туристском рынке по предложению рыболовных туров на Лофотены; основными конкурентами по предложению туров на Лофоте-ны являются московские туроператоры (например, Jazz-тур);
- с каждым годом интерес к Норвегии со стороны российских туристов увеличивается, поэтому имеет смысл разрабатывать и предлагать потребителю туры по этому направлению;
- большое количество норвежских туроператоров, работающих по направлению - рыбалка на Лофотенах, дает возможность турфиме «Спорт Трэвел» предложить этот тур на рынке.
- норвежские туроператоры проводят специальные инфо-туры для сотрудников российских туристских фирм, что значительно повышает знания и опыт сотрудников, помогая при работе с потенциальными покупателями; такой шаг со стороны Норвегии говорит о желании развивать регион Лофотенских островов, привлекая к работе новых партнеров.