Процесс формирования турпродукта

Формирование любого туристского продукта проходит определен­ные этапы. Для успеха дела необходимо проводить на каждом этапе ана­лиз нового туристского продукта, а также возможностей фирмы в его освоении и продвижении.

В ходе работы туристские фирмы проводят маркетинговые исследо­вания, изучают возможные способы рекламы, принимают участие в спе­циализированных выставках и семинарах, налаживают отношения с партнерами и т.п.

Формирование нового турпродукта необходимо предоставить высо­коквалифицированному специалисту фирмы, который имеет опыт продаж туров по данному направлению, имеет необходимый запас знаний по конкретной стране, а также желание и энтузиазм сформировать новый продукт, предложить его на рынке и оценить интерес покупателя к нему.

Анализируя рыночные предложения, специалисты фирмы могут оценить обстановку на рынке и спрогнозировать те ситуации, которые могут произойти с новым турпродуктом.

В формировании нового турпродукта мы выделим следующие шаги:

1) анализ и оценка потребностей рынка

(этот этап является одним из основных, так как именно на нем оцени­вают потребность рынка, главный побудительный импульс в разработке нового турпродукта; большой ошибкой является игнорирование и недо­оценка данного этапа, так как именно по этой причине появляются туры, не пользующиеся спросом среди потенциальных покупателей; в резуль­тате - потерянное рабочее время, усилия менеджеров фирмы, потрачен­ные впустую, а также убытки, связанные с вложением денежных средств на рекламу и продвижение нового продукта, не окупаемые спросом);

2) оценка возможностей и угроз фирмы, сильных и слабых сторон при формировании нового турпродукта;

3) разработка программы тура

(для успешной реализации тура необходимо предложить интерес­ную программу потенциальным покупателям; в ней подробно расписыва­ется каждый день пребывания в туре; в программу тура должны быть включены различные виды деятельности, характерные для данного ре­гиона и интересные для участников тура; цели программы тура:

- заинтересовать потенциального покупателя в приобретении тура,

- информировать о продолжительности тура, информировать о стоимости тура,

- информировать о стоимости дополнительных услуг, не вхо­дящих в стоимость тура,

информировать о возможности посетить исторические мес­та, памятники культурного наследия, музеи и другие досто­примечательности);

4) реализация и анализ продаж тура на рынке

(увеличению продаж туров способствует расширение агентской се­ти фирмы; для этой цели фирма может создать электронные рассылки, которые получают все туристские фирмы города, имеющие выход в Ин­тернет).

Пример

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТУРА «РЫБАЛКА В НОРВЕГИИ»

Анализ и оценка потребностей рынка

Организация турфирмы «Спорт Трэвел» в феврале-марте 2006 года провела специальное анкетирование с целью выявить основные потребности потенциаль­ных покупателей при формировании новых предложений по сегменту Норвегия. Посетителям фирмы предлагалась анкета «Путешествие в Норвегию», состоящая из 10-ти вопросов. На каждый вопрос предлагалось несколько вариантов ответов, а на вопросы № 3, 6, 7, 9 можно было выбрать несколько вариантов ответов. Все­го в результате анкетирования было опрошено 30 человек.

По проведенному анкетированию было выявлено:

• большинство потенциальных покупателей, выбирая тур в Норвегию, предпочтет такой вид отдыха, как -

- горнолыжные курорты;

- рыбалка;

• основной способ доставки -

- собственный автомобиль;

• большинство потенциальных покупателей готово потратить на 7-дневный тур в среднем от 400 до 500 евро на человека;

• для большинства покупателей основным источником получения инфор­мации о туре является.Интернет и рекомендации друзей, знакомых, род­ственников.

На основании анализа результатов анкетирования было принято решение о создании нового туристского продукта - тур «Рыбалка в Норвегии на Лофотен-ских островах». Новый туристский продукт предназначен для потребителей, же­лающих путешествовать на собственном автомобиле.

Принятию решения о создании тура «Рыбалка в Норвегии на Лофотенских островах» способствовало большое количество звонков от потенциальных клиен­тов, желающих купить данный тур. В настоящее время в средствах массовой ин­формации и в Интернете есть большое количество информации о Норвегии, в том числе о возможности рыбалки. В последнее время интерес к Норвегии как к «ры­боловному» региону увеличивается. Проанализировав все данные, было принято решение о формировании тура «Рыбалка в Норвегии на Лофотеиских островах».

Оценка возможностей и угроз фирмы, сильных и слабых сторон при фор­мировании нового турпродукта

На этом этапе был проведен SWOT-анализ деятельности туристской фирмы «Спорт Трэвел». Данный анализ позволяет структурировать сильные и слабые стороны, а также оценить потенциальные угрозы и возможности. Он также дает возможность проанализировать внутреннюю и внешнюю среду турфирмы «Спорт Трэвел» и, как следствие, принять решение о способности или неспособности фирмы предложить новый продукт на рынок туризма. Данные для анализа внут­ренней (табл. 38) и внешней среды (табл. 39) турфирмы «Спорт Трэвел» пред­ставлены в табличной форме.

Таблица 38

Наши рекомендации