Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности. Методика их анализа

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продук­ции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соот­ветствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на ис­следовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы; товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (свойства товара, область его применения и назна­чений);

- эстетическим (внешний вид товара);

- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

- нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворе­ния данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмот­рена на рис.

Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности. Методика их анализа - student2.ru

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методи­ке необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и то­вара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкуренто-способности продукции.

Единичные показатели (g)отражают процентное отношение уров­ня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимае­мого за 100%: Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности. Методика их анализа - student2.ru

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эс­тетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определенных экспертным путем: Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности. Методика их анализа - student2.ru .

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение груп­пового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому по­казателю по экономическим параметрам (GЭ): I=GT/GЭ.

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по спо­им параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рын­ке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рас­считывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше — низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности про­дукции — совершенствование организации торговли, сервисного об­служивания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Наши рекомендации