Договорной процесс с контрагентами
Выше было отмечено, что в продаже турпродукта принимают участие туроператоры и турагенты.
Формируют же турпродукт исполнители туристских услуг (внутренние и иностранные контрагенты), которые являются юридическими или физическими лицами, непосредственно оказывающими услуги по размещению, питанию, транспорту, экскурсиям и др.
Таблица 28
Договорные взаимоотношения между субъектами туристского рынка
Вид договора | Стороны в договоре по оптовой продаже турпродукта | Стороны в сделке* при розничной продаже турпродукта | |
Одна сторона | Другая сторона | ||
1 . Договор поручения (поверенный обязуется за вознаграждение совершить сделку от имени и за счет доверителя) | Турагент (поверенный) | Туроператор (доверитель) | Турист и туроператор (доверитель) |
2. Договор комиссии (комиссионер обязуется за вознаграждение совершить сделку от своего имени по поручению и за счет комитента) | Турагент (комиссионер) | Туроператор (комитент) | Турист и турагент (комиссионер) |
3 . 3.1. Агентский договор (агент обязуется за вознаграждение совершить сделку от своего имени по поручению и за счет принципала) | Турагент (агент) (агент обязан передать права и обязанности по сделке принципалу) | Туроператор (принципал) | Турист и турагент (агент) |
3.2. Агентский договор (агент обязуется за вознаграждение совершить сделку от имени и за счет принципала) | Турагент (агент) | Туроператор (принципал) | Турист и туроператор (принципал) |
4. Договор ' купли-продажи | Турагент (туроператор) | Турист | Турист и турагент (туроператор) |
Сделка между туристом и турпредприятием осуществляется по договору купли-продажи.
Это целый ряд разнообразных по назначению предприятий: гостиницы, рестораны, транспортные компании (компании-перевозчики), предприятия культуры (парки, музеи, театры) и спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения, экскурсионные организации и т.д.
Взаимоотношения между различными предприятиями (контрагентами) на оказание услуг туристскому предприятию также осуществляются на договорной основе.
Заключая международные контракты, важно учитывать, что при составлении контракта отношения сторон определяются не только его условиями, но и нормами права, закрепленными в нормативных правовых актах стран-партнеров.
В любом контракте на туристские услуги должны быть отражены условия, без которых контракт может быть признан недействительным:
• наименование документа, его регистрационный номер;
• место и дата заключения контракта;
• преамбула (в преамбуле детально описывают стороны контракта, указывая полные наименования каждой из сторон по регистрационным документам, страну регистрации и номер по государственному реестру, номер лицензии; если контракт подписывается доверенным лицом, то это должно быть указано в преамбуле, а к такому контракту прилагают доверенность, которая является его неотъемлемой частью);
• понятия и определения (этот раздел содержит специальную терминологию и ее толкование, так как во избежание разночтения статей контракта сторонам следует договориться о понятиях; обычно приводят 10 - 15 понятий; это особенно важно в двуязычных контрактах);
• предмет контракта (различают предмет и объект контракта; предмет контракта - это определенное действие, например прием или отправка туристов; объект контракта уточняет различные характеристики турпродукта, в частности экскурсии, лечение и др.; к этому разделу также могут относиться иные условия по соглашению сторон, например, условие конфиденциальности, передачи обязанностей третьим лицам и др.);
• обязательства сторон
(обязательства сторон следует описать достаточно четко, акцентируя внимание на самых необходимых и важных моментах);
• условия бронирования туристского обслуживания (стороны устанавливают, какую информацию содержат заявки на обслуживание, каким видом связи будут пользоваться т.п.);
•условия обслуживания (необходимо указать, что именно входит в цену обслуживания, а также каково минимальное количество туристов в группе; нужно также договориться, как стороны понимают понятия «сезон» или «несезон» и какие надбавки или скидки будут предоставляться в эти периоды; для зарубежных туров необходимо указать цены на будние и праздничные дни, лучше из расчета на одного человека за туродень);
• документ обслуживания (стороны должны договориться о документах, на основе которых будет осуществляться бронирование; необходимо согласовать формы л содержание заявок на бронирование, подтверждение формы, извещения о направлении туристов, ваучера и листа отметок);
• страховка (для турфирмы предпочтительнее всего включать в контракт требование обязательного страхования туристов; страховка должна обеспечивать оплату предусмотренных страховым полисом расходов именно на месте (т.е. за рубежом), а не по приезде в Россию; туристская страховка представляет значительно больший спектр защиты от различных страховых случаев, часто встречающихся в туризме, чем обычная медицинская страховка);
• условия аннуляции и изменения заказанного обслуживания (аннуляцией считается отказ от использования забронированных услуг фирмой-турорганизатором или отказ от предоставления этих услуг контрагентом; как правило, аннуляция по вине направляющей стороны всегда причиняет материальный ущерб, за который пострадавшая сторона вправе требовать компенсацию, поэтому в интересах фирмы-турорганизатора оговорить размер компенсации; даты аннуляции (Согласно Кодексу отношений между гостиницами, туроператорами и турагентствами отказ на всю группу должен быть заявлен в гостиничных контрактах не менее чем за 30 дней до заезда, а аннуляция в размере не более 50% первоначального бронирования - не позднее чем за 21 сутки до заезда), с которых наступает материальная ответственность, должны быть четко оговорены и зафиксированы в письменной форме);
• условия расчетов (необходимо указать форму и способ оплаты, сроки и основание платежей; стороны могут также оговорить санкции за просрочку платежей, как это делается в международном туризме, в виде пени);
• цены, условия установления наценок и предоставления скидок (согласно Кодексу отношений между гостиницами и турагентствами владелец гостиницы будет придерживаться оговоренных в контракте расценок в валюте страны владельца или иной, если это указано в контракте; заключив контракт с гостиницей, турфирма несет ответственность за оплату всех оговоренных услуг; цены за услуги, установленные владельцем гостиницы для турагента, ни при каких обстоятельствах не должны быть выше цен, указанных в гостиничных тарифах для непосредственных клиентов, независимо от того, кем оплачиваются счета за услуги - клиентом или турагентом);
• ответственность за причинение ущерба (в контракте следует оговорить, какие именно претензии будет принимать турфирма; например претензии по утере багажа при перелете целесообразно отнести непосредственно к авиакомпании, однако представитель турфирмы должен помочь туристу составить соответствующее заявление);
• порядок разрешения споров (необходима оговорка претензионном порядке и сроках подачи претензий);
• порядок вступления силу; изменения и прекращения контракта (сроки действия контракта - одно из существенных его условий; по времени действия контракты можно разделить на разовые, краткосрочные (на сезон или год) и долгосрочные (2-5 лет); контракты могут прекращаться в плановые сроки, досрочно (по инициативе одной из сторон) или по обоюдному соглагию сторон; здесь следует предусмотреть также все правовые последствия, при которых стороны пожелают продлить договор на дополнительный срок либо по волеизъявлению сторон либо автоматически, не выразив желание прекратить контракт в установленный срок);
• юридические адреса сторон (указывают не только юридические наименования и адреса сторон, но и все данные для ведения оперативной переписки, включая номера телефона, факса, телекса и визиты электронной почты, а также банковские реквизиты);
• заключительные положения (указывают реквизиты для делопроизводства и судопроизводство контракт составляют и подписывают как минимум в двух экземплярах; язык текста контракта выбирается по соглашению сторон, но по общему правилу каждая сторона использует свой государственный язык; к контракту прилагают перечень приложений и документов, составляющий неотъемлемую часть).
Несоответствие контракта или какого-либо условия предписаниям закона может привести к признанию его в целом или соответствующего условия недействительным.
Рассмотрим некоторые виды договоров, заключаемые между участниками турпродукта.
Договор фрахтования
В сфере туризма сделки с контрагентами, например, с транспортными предприятиями и с авиаперевозчиками, в частности, могут быть оформлены договорами фрахтования (чартер, субчартер), определяющими арендные обязательства в отношении всей или части вместимости транспортного средства.
Договор купли-продажи
На приобретение блока мест в транспортном средстве (блок-чартере) возможно заключение договора купли-продажи. В этом случае имеют место отношения купли-продажи прав на услуги по перевозке пассажиров и их багажа чартерным или регулярным рейсом.
Гостиничный контракт
В международной практике взаимоотношения контрагентов с туро-ператорами и турагентами также регулируются с помощью соглашений и контрактов. В 1963 году Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциаций Туристских агентств (УФТАА) приняли решение разработать конвенцию, определяющую отношения между владельцами гостиниц, турагентами и туроператорами. Впоследствии это соглашение стало известно как Гостиничная конвенция 1970 года.
Указанная Конвенция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу применения, а также типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннулирования договоров."
В 1979 году в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок, и она получила название Международная Гостиничная конвенция, которая с 1993 года стала Кодексом отношений между гостиницами, туроператорами и турагентствами. Она до сих пор используется при заключении контрактов с гостиницами (гостиничный контракт).
Согласно Конвенции гостиничный контракт определяется как «контракт, по которому владелец гостиницы берет на себя обязательство перед турагентом предоставлять гостиничные услуги (услуги размещения) путешественникам (туристам), которые являются клиентами вышеназванного турагента».
Гостиничным тарифом признается официально опубликованный для клиентов прейскурант цен на различные услуги, которые гостиница предоставляет в комплексе или отдельно.
Конвенция обязывает владельцев гостиницы давать точную информацию относительно категории и расположения гостиницы, качества услуг, которые она предоставляет клиентам.
Согласно конвенции турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены по. договору комиссии.
Отметим также, что кроме выше упомянутой Конвенции существуют и другие международные соглашения. Примером может служить Соглашение, заключенное в 1994 году Международной гостиничной ассоциацией и Международным дорожно-транспортным союзом в целях расширения сотрудничества между гостиницами и предприятиями, организующими автобусные туры.
В Соглашении 1994 года определены стандартные формы контрактов, приведены правила размещения, а также технология взаимодействия участников при предоставлении услуг туристам.
Следует также добавить, что при заключении контракта с международными перевозчиками действуют условия Варшавской конвенции о перевозке пассажиров и багажа, Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа. При заключении контрактов с отелями применяются нормы Кодекса отношений между гостиницами и турагентами.