Понятия «научное исследование», «процесс», «социальный процесс», «социально-экономический процесс», «экономический процесс», «политический процесс». Их виды и типы

Единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов.

Теоретическая направленность. Можно сказать, что исследовать социально-экономические и политические процессы — это значит определить:

• их сущность и реальное содержание, т.е. то, что они представляют собой в действительности, объективно;

• тенденции, т.е. устойчивую направленность развития изучаемых процессов;

• присущие им противоречия и тем самым выявить проблемы их функционирования и развития в сложившихся условиях;

• социальные силы (классы, другие социальные группы), в интересах которых развиваются те или иные социально-экономические или политические процессы.

Эти теоретические установки, перечень которых можно продолжить, определяют методологические позиции исследователей, использование ими соответствующих методов изучения тех или иных социально-экономических и политических явлений и процессов. Все это в решающей степени обусловливает теоретическое содержание исследований, а также соответствующие выводы и рекомендации.

Социальная направленность. Заключается уже в целях исследования, которые содержат в себе полагание результатов исследования и уже поэтому так или иначе направляют его. Вместе с тем они предопределяют способы и средства исследования и таким образом в немалой степени обусловливают его содержание. К тому же цели выступают как важные побудительные силы осуществления исследования, несут в себе определенный волевой заряд, существенно воздействуя на динамику и интенсивность исследования. В связи с этим, пытаясь научно оценить любое исследование в социально-экономической и политической области общественной жизни, необходимо учитывать цели его проведения — это поможет понять не только чисто научную, но и социальную направленность исследования, что само по себе очень важно.

Пониманию этого будет способствовать также учет потребностей и интересов исследователя, причем не только теоретических, но и практических, которые задаются социальным положением как самого исследователя, так и той социальной группы, от имени которой он действует. Именно этим определяется социальная ориентация исследователя общественных явлений и процессов.

Социометрия.

Социометрия — это достаточно распространенная в США и других странах методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено.

Метод социометрии Морено предусматривает изучение прежде всего психических факторов взаимоотношений между людьми. Указывается на «три основные точки социометрического исследования»: «социус (субъект межличностного общения. — Прим. авт.), метрум — измерение и действие». В результате «появились три области исследования: групповое исследование, метрическое исследование и исследование действием.

Морено постоянно указывал на экспериментальный метод социометрии как науки об обществе. Социометрия определяется им как «математическое изучение психологических свойств населения»: математическое измерение этих свойств, систематизация полученных данных и их количественный анализ. При этом, исследуя межличностные психологические отношения чаще всего в малых группах (производственных коллективах, узких группах политических элит и т.д.), он прибегает к использованию ряда понятий из области естествознания: «атом», «молекула», «математическая матрица», «заряд», «энергия» и других, наполняя их психологическим содержанием. Одним из основных понятий социометрии является «социометрическая матрица» — воспроизведение микроструктуры исследуемого коллектива, т.е. происходящих внутри него психических взаимодействий.

Указываются микроэлементы данного взаимодействия: «теле» — «простейшая единица чувства» передаваемого от одного индивида к другому»; «социальный атом» — совокупность чувств, исходящих от одного индивида к другому («поток чувств»), «ядро отношений вокруг каждого индивидуума», «наименьшая социальная структура в коллективе». Таких структур в нем много. Каждая из них представляет собой совокупность «влечений и отвращений», идущих от данного индивида к другим и от них к нему. Взаимосвязи всех этих структур составляют так называемые психологические сети, отражающие всю полноту психических взаимодействий в данном коллективе, его внутреннюю микроструктуру — предмет исследования социометриста.

Указывается и на «макроструктуру» коллектива, под которой подразумеваются «внешние» по отношению к их сознанию взаимоотношения членов данного коллектива. Их Морено называет макроотношениями, которые он свел к «чисто пространственным группировкам людей», образующимся в процессе их деятельности — производственной, политической и т.д.

Обращается внимание на то, что между микро- и макроструктурой коллектива могут существовать отношения соответствия и несоответствия. В связи с этим возникает задача нахождения вариантов их наиболее полного соответствия, чтобы создать условия оптимального функционирования данного коллектива.

Но прежде надо гармонизировать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Применяются разные способы решения этой задачи: «исследовательская процедура, изучающая организацию группы; диагностирующая процедура, классифицирующая положение индивидуумов в группе и положение групп в коллективе; терапевтическая и политическая процедуры, ставящие цель помочь индивидууму или группе лучше приспособиться к коллективу; полная социометрическая процедура» — синтез предыдущих операций.

Утопичность замысла Морено найти путем социометрического экспериментального анализа способы достижения гармонии в разного рода коллективах вплоть до общества в целом определяется прежде всего тем, что он свел исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективного психологического содержания и, по сути, игнорировал анализ ее объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности любых коллективов (малых и больших) поможет выработать научные представления о их функционировании и адекватные практические рекомендации их дальнейшего совершенствования.

Общие положения методологии исследования социально-экономических процессов.

Специфика аналитических методов в моделировании, прогнозировании и проектировании социально-экономических процессов: занятости населения, рынка труда, проблем безработицы, формирования человеческого капитала

Моделирование социально-экономических процессов с предварительной диагностикой — важнейшая предпосылка государственного регулирования экономики и разработки прогнозов.

Государственное прогнозирование — это система научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации.

Комплексные прогнозные исследования предполагают использование нескольких методов, каждый из которых предназначен для решения специального класса задач, возникающих на различных этапах разработки прогноза.

Прогнозирование таких социально-экономических процессов, как занятость населения и рынок труда, учитывает систему трудовых балансов, которая включает в себя совокупность балансов, характеризующих различные стороны воспроизводства трудовых ресурсов. С помощью этих балансов выявляются важнейшие закономерности использования трудовых ресурсов как по стране в Целом, так и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресурсов составляются частные трудовые балансы или выполняются расчеты по отдельным элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей численности трудовых ресурсов, уровня занятости населения, структуры работающих по профессиям и т.д.

Безработица — постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и ее предложением. Прогнозирование уровня безработицы чаще всего строится на устойчивой зависимости: в период спада экономики безработица увеличивается, а в периоды подъема снижается, но всегда есть люди, ищущие работу.

Безработица измеряется двумя основными показателями: ее уровнем и ее продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в общей численности экономически активного населения, а продолжительность безработицы определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с ее продолжительностью, можно оценить ее значимость. При более высоком уровне безработицы, но незначительной ее продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.

Источником богатства в человеческом капитале становится то, что производит новые знания: культура, образование, умение мыслить, способы мышления, технология инженерных решений, научные исследования, проектные разработки. Теория интеллектуального капитала продуцирует понятие «интеллектуалоемкого производства».

Согласно теории человеческого капитала качество рабочей силы — один из основных факторов экономического роста. В свою очередь, качество рабочей силы определяется уровнем человеческого капитала, который включает в себя способности, знания, умения, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими формами его являются образование, повышение квалификации и трудовая миграция

Заключение договора на проведение исследования социально-экономических и политических процессов.

Заключение договора на проведение исследования социально-экономических и политических процессов является юридической защитой от возможных рисков для обеих сторон исследователькой деятельности(заказчика исследования социально-экономических и политических процессов и его исполнителя).

По договору на выполнение научно-исследовательскихработ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования.

Договор на проведение исследования социально-экономических и политических процессов включает следующие пункты:

68.

1.предмет договора

настоящий договор регулирует отношения между исполнителем и заказчиком в рамках проведения научно-исследовательских работ.Предметом Договора является проведение независимого и комплексного научного исследования

2.права и обязанности сторон.

Исполнитель обязуется :

По поручению Заказчика провести экспертизу социально-экономической и политической ситуации в соответствии с задачами исследования

По завершении экспертизы предоставить Заказчику заключение в виде «Акта экспертизы.

Сохранять конфиденциальность информации, полученной от Заказчика в процессе выполнения экспертизы.

Заказчик обязуется:

Оплачивать проведенное экспертное исследование в соответствии с его стоимостью, в срок и на условиях, установленных Исполнителем.

Сохранять документы, подтверждающие произведенную оплату экспертного исследования до момента его окончания, выдачи произведения и завершения договорных отношений, что закреплено подписью на «Акте сдачи-приемки работ по договору».

Содержание отчета о проведении исследования

Структура заключительного отчета о проведении исследования должна соответствовать особым требованиям заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать при подготовке заключительного отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Начальный лист, непосредственно предшествующий титульному листу и включающий только название отчета, не является обязательным и исполняется в случае существования специальных требований.

Титульный лист содержит: название документа, название организации/имя лица-заказчика, название организации/имя лица-исполнителя. Из названия документа должны вытекать цель и направленность проведенного исследования.

В договоре на проведение исследований указываются фамилии и титулы людей, заказавших данное исследование; даются краткое описание исследования и особые требования к его проведению, указываются сроки проведения и условия оплаты.

Договор на проведение исследования не является обязательным.

Оглавление составляется на основе обычных требований. В списке иллюстраций указываются номера и названия рисунков и таблиц, а также страницы, на которых они приводятся.

Аннотация ориентирована, прежде всего, на руководителей, которых не интересуют детальные результаты проведенного исследования. Кроме того, аннотация должна настроить читателя на восприятие основного содержания отчета. В ней должны быть охарактеризованы предмет исследования, круг рассмотренных вопросов, методология исследования, основные выводы и рекомендации. Объем аннотации – не более одной страницы.

Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит общую цель отчета и цели исследования, актуальность его проведения.

В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются, кто или что явилось объектом исследования, используемые методы. Дополнительная информация помещается в приложении. Приводятся ссылки на авторов и источники использованных методов. Читатель должен понять, как были собраны и обработаны данные, почему был использован выбранный метод, а не другие методы. Подробность освещения данных вопросов зависит от требований заказчика.

Главным разделом отчета является раздел, в котором излагаются полученные результаты. Рекомендуется строить его содержание вокруг целей исследования. Зачастую логика данного раздела определяется структурой вопросника, так как вопросы в нем излагаются в определенной логической последовательности.

Поскольку не следует маскировать проблемы, которые возникли при проведении исследований, то в заключительный отчет обычно включается раздел «Ограничения исследования». В данном разделе определяется степень влияния ограничений на полученные результаты. Например, эти ограничения могли оказать влияние на формирование выборки только для ограниченного числа регионов.

Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном, так и в отдельных разделах. Выводы основываются на результатах проведенного исследования. Рекомендации заключаются в виде предложений относительно того, какие следует предпринять действия, исходя из полученных результатов. Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих за рамки полученных результатов. Например, необходима информация о специфических условиях деятельности компании, для которой были проведены маркетинговые исследования.

В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов.

Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства предполагают представление найденных результатов и выводов руководству с учетом специфики области деятельности и характера принимаемых решений отдельных руководителей. Возможно несколько вариантов интерпретации полученных результатов, которые целесообразно обсудить.

72. Правила технического оформления отчета об исследовании социально-экономических и политических процессов.

Понятия «научное исследование», «процесс», «социальный процесс», «социально-экономический процесс», «экономический процесс», «политический процесс». Их виды и типы

Научное исследование — это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.

Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) – это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение, например, процесс работы и так далее.

Социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факторы доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов – социальных, экономических, политических, экологических, правовых и прочих.

Понятие «экономический процесс» отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений между людьми, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью на базе существующего разделения труда и отношений распределения материальных благ.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

Понятие «политический процесс» весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. При этом одни политические процессы направлены на укрепление государственной власти тех социальных сил, которые в настоящее время ею обладают, совершенствование форм и способов осуществления этой власти ради достижения реального политического господства в своей стране; другие — на завоевание государственной власти, а также на расширение политических прав и свобод граждан, что способствует активизации их политической деятельности и утверждению их позиций в системе существующих политических отношений. Другие политические процессы могут быть связаны с развитием межнациональных отношений внутри страны и международных политических отношений.

Виды социально-экономических и политических процессов

в зависимости от характера социальных субъектов: эти процессы могут носить классовый характер, если их главными субъектами и основной движущей силой являются определенные классы; национальный характер (если их основной движущей силой являются нации, ведущие борьбу за свое национальное освобождение, утверждение и развитие национальных экономических и политических институтов, национальной культуры); общенародный характер (если их субъектами являются все или большинство социальных групп и слоев населения той или иной страны, включая различные национальные общности).

в зависимости от особенностей их содержания, т.е. тех проблем, которые решаются в ходе этих процессов.

Так, в настоящее время в буржуазных обществах одни виды экономических процессов обусловлены решением общих для них проблем современной научно-технической революции, другие - специфическими проблемами функционирования промышленного, торгового и банковского капитала, третьи - «модернизацией» экономических отношений между различными группами предпринимателей, а также между ними и наемными работниками. Разнообразны по своему содержанию и политические процессы: одни из них направлены на решение проблем политической власти и государственного строительства, другие — на решение проблем межнациональных отношений, третьи — на решение проблем политических прав и свобод граждан и т.д.

в зависимости от сферы и глубины их действия: внутренние (для той или иной страны) и международные, крупномасштабные и локальные, базовые и производные и др.

существуют и такие виды социально-экономических и политических процессов, как созидательные и разрушительные, стабильные и переходные (от одного социально-экономического и политического состояния общества к другому).

Типы социально-экономических и политических процессов

Можно выделить прежде всего такие типы социально-экономических и политических процессов, как сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

2. Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», ее онтологическая и гносеологическая стороны.

Объектом указанной дисциплины являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы. Эти процессы являются объектом изучения и других наук: социологии, политической экономии, политологии, социальной философии и других, т.е. объект исследования у этих наук общий, но предметы исследования разные, ибо эти науки изучают разные стороны этого объекта и в какой-то мере по разному подходят к их изучению, да и цели у них разные.

Таким образом, предметом любой научной дисциплины являются определенные стороны тех или иных объектов действительности, изучение которых составляет специфическое содержание данной науки. Ее особенности определяются также своеобразным подходом и методами изучения тех явлений, которые составляют предмет исследования.

Необходимо указать на взаимосвязь так называемых онтологической и гносеологической сторон дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»: первая указывает, какие именно процессы и их элементы, свойства исследуются в том или ином случае; вторая — на то, какими методами и с каких социальных позиций они исследуются.

Онтология — это учение о бытии. В данном случае речь идет о реальном функционировании социально-экономических и политических процессов, их содержании, тенденциях их развития и т.д. Гносеология — это учение о познании, прежде всего о методах познания, их применении в исследовании тех или иных объектов. При этом процесс познания постоянно соотносится с его объектом. В связи с этим, рассматривая методы исследования социально-экономических и политических процессов, приходится обращаться к содержанию самих этих процессов, к тому, в каком направлении они развиваются и каково их современное значение для общества. В то же время основное внимание мы уделяем характеристике методов исследования социально-экономических и политических процессов, различных теоретических подходов к их изучению. В этом проявляется методологический характер излагаемой научной и учебной дисциплины. Не случайно многие ученые характеризуют научный метод как теорию в действии.

Применяемый теоретический метод исследования способствует формированию определенного видения изучаемого явления и путей его изучения, направляет исследования ученых по соответствующему пути, определяет основные проблемы и способы их исследования.

Наши рекомендации