Туристские фирмы как посредники купли-продажи туристских услуг
Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, называются туристскими фирмами. В настоящее время на туристском рынке действуют два вида турфирм:
• туроператоры;
• турагенты.
Туроператоры
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, фирма-туроператор занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров(Туроператор может также продавать услуги туризма раздельно), обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам и реализует их от своего имени через турагентства либо непосредственно клиентам.
Туроператорские фирмы - это, прежде всего, оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристской отрасли и турагентствами.
В процессе организации поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительного и развлекательного комплекса и экскурсионными бюро.
Часто туроператоры на основе долгосрочных контрактов, получая значительные скидки, арендуют гостиницы (другие средства размещения), самолеты и автобусы и обеспечивают их максимальную загрузку.
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Существуют следующие принципы классификации фирм-туропера-торов.
Классификация фирм-туроператоров в зависимости от охвата рынка
По охвату рынка фирмы-туроператоры делятся:
• на туроператороэ массового рынка;
(это фирмы, реализующие туры по самым популярным направлениям туризма; они являются наиболее распространенным типом туропера-торов; перевозка туристов обычно осуществляется чартерными или регулярными перевозками;
• специализированных туроператоров (такие фирмы специализируются на предоставлении определенного направления, например, туроператор по Болгарии или туроператор по Египту; при этом специализация может быть не только территориальной, но и по цели туристской поездки, например, туроператор по горнолыжному туризму, по лечебно-оздоровительному туризму и др.).
Классификация фирм-туроператоров в зависимости от территориально-национальной направленности турпоездки
По территориально-национальной направленности турпоездки фирмы-туроператоры делятся:
• на туроператоров внутреннего рынка (это -фирмы, реализующие туры внутри страны проживания, то есть организующие туры по своей стране);
• туроператоров внешнего рынка (такие фирмы реализуют туры в разные страны).
Классификация фирм-туроператоров в зависимости от региона обслуживания
По региону обслуживания фирмы-туроператоры делятся:
• на инициативных туроператоров или туроператоров по отправке (это фирмы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими операторами или с поставщиками услуг, которые формируют сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивают проезд к месту начала путешествия и обратно);
• туроператоров по приему (такие фирмы комплектуют туры и свои программы непосредствен-но в местах приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг - гостиницами, ресторанами, музеями и т.д.).
Турагенты
Турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Турагент - это фирма-посредник, работающий непосредственно на туристском рынке, реализатор турпродукта, разработанного туроператором.
Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение 7 - 20% от стоимости тура.
На практике в туристской отрасли наиболее часто встречается смешение функций. Одна и та же турфирма может выступать по отношению к одним своим продуктам как туроператор по приему, а к другим - как инициативный туроператор, но в некоторых случаях и как турагент по продаже туров, сформированных другим туроператором.