Туристские (потребительские) ожидания

Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на турпродукт, наличие турпродукта и будущий доход, спо­собны изменить туристский спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать тур сегодня, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен.

Равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Например, если ожидается, что с Нового года туры в Египет подорожают из-за повыше­ния цен на авиатопливо, увеличения стоимости виз и т.д., то туристы бу­дут стремиться съездить в Египет до наступления Нового года, что суще­ственно повысит спрос на данную туристскую дестинацию. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текуще­го туристского спроса.

Сезонность

Данный фактор связан с колебаниями туристского спроса во време­ни. Как правило, эти колебания связаны с климатическими, мотивацион-ными, экономическими и социальными факторами.

Выделяют высокий и низкий сезон, а также межсезонье.

В высокий сезон спрос максимален, а в низкий соответственно -минимален.

Сезонность является одной из характерных черт туристского спроса на многие туристские дестинации. Понятие «сезон» родилось в курорт­ном секторе туристского бизнеса и было связано со временем года или климатическими особенностями местности, которые определяли спрос на данные дестинации и их услуги. Позднее проблема сезонности стала при­меняться и к иным туристским дестинациям. Например, для Санкт-Петербурга сезонность является одной из главных проблем развития ту­ризма. Вследствие этого в городе имеется явный «перекос» кривой спро­са в сторону летнего сезона (рис. 10).

Кроме вышеперечисленных факторов - детерминант, существует еще целый ряд факторов, влияющих на изменение туристского спроса. В любом случае, ясно, что туристский спрос не является постоянной ве­личиной. Под воздействием огромного числа факторов он постоянно из­меняется как по характеру, так и по величине. Все это необходимо учи­тывать при формировании политики развития туризма.

Рис. 10. Кривая туристского спроса на дестинацию «Санкт-Петербург

Туристское предложение

С позиций макроэкономики предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производи­тель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенно­го периода времени.

Предложение показывает, какие количества продукта будут предъ­явлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остают­ся неизменными.

Наблюдается прямая связь между ценой и количеством предлагае­мого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, а со снижением цен предложение сокращается. Эта специ­фическая связь называется законом предложения, который показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они это сделали бы по низкой цене.

С точки зрения потребителя, цена выступает как фактор, сдержи­вающий продажи. Высокая цена означает, что потребитель, оказываю­щийся в роли плательщика, по этой цене будет покупать относительно небольшое количество продукта. Чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель сможет купить.

Поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить продукт и предлагать его на рынке.

В сфере туризма туристское предложение - это все то, что предла­гается туристу для удовлетворения его потребностей во время путешест­вия (проживание, питание, развлечения и т.п.).

Туристское предложение может выступать как:

• комплексное туристское предложение, сформированное турист­скими фирмами в качестве тура (Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, включая экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и др., пре­доставляемые в зависимости от целей путешествия);

• индивидуальное туристское предложение отдельных субъектов туристской сферы - гостиниц, ресторанов, объектов достоприме­чательностей и т.д.

Общая структура туристского предложения представлена на рис. 11.

Рис. 11. Структура туристского предложения

Вопросы к разделу

1. Дайте определение туристского рынка. Какие модели его органи­зации Вы знаете?

2. По каким основным критериям различаются различные модели организации туристского рынка? Приведите примеры.

3. Какие виды туристского спроса выделяют в западной практике ведения туристского бизнеса и в чем их отличие друг от друга?

4. Обоснуйте понятие эластичности туристского спроса. Эластичен ли спрос в сфере туризма?

5. Приведите основные факторы воздействия на изменения турист­ского спроса (ценовые детерминанты).

6. Какими двумя видами может быть представлено туристское пред­ложение на туристском рынке?

ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

Туристская отрасль - это совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сфе­ру, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма.

Наши рекомендации