Глава 17. правовое регулирование товарных рынков
Основные понятия
Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Аукцион - способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.
Биржевые торги - организованные торги, проводимые биржей.
Биржа - организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Биржей может являться только акционерное общество.
Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.
Бренд (брендинг) - клеймо; марочный (от англ. "brand" - марка товара) принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брендов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.
Брокер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.
Брокерская деятельность - совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.
Горизонтальные сбытовые (маркетинговые) сети - система взаимозависимых организаций, специально созданных для осуществления организации сбыта и непосредственно сбыта товаров.
Дилер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).
Дилерская деятельность - совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже.
Дистрибьютор - оптовая организация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору с определенным производителем на долгосрочной основе.
Заявка - предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько договоров на организованных торгах.
Изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителю.
Инфраструктура рынка - совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность участников товарного обращения.
Классификация товарных рынков - совокупность критериев, определяющих типы товарных рынков.
Клиринговый брокер - участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом - участником организованных торгов.
Конъюнктура товарного рынка - временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени.
Маркетинг - система управления предпринимательской деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка, включая изучение и прогнозирование спроса, цен, рекламу и др., и имеющая целью сведение риска к минимуму.
Маркетмейкер - участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором.
Оператор товарных поставок - организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций, если иное не установлено Федеральным законом "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Оптовая торговля - составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров. Основные формы оптовой торговли - ярмарки, товарные биржи, аукционы и др.
Оптовый рынок - ключевое звено в организации торгового бизнеса, обеспечивающее взаимосвязь между производством и потреблением.
Организатор торговли - лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах").
Организованные торги - торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ст. 9 Федерального закона "Об организованных торгах").
Паблик рилейшнз (Public Relations - PR) - вид деятельности, направленный на формирование благоприятного общественного мнения о фирме.
Покупатели - юридические и (или) физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.
Посредник - в коммерции лицо (фирма или организация), стоящее между производителем и потребителем и содействующее их товарообороту; в юриспруденции лицо, содействующее продавцу и (или) покупателю в заключении и исполнении контрактов.
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Потребительский рынок - рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.
Правила клиринга - документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга.
Реализация товаров (работ, услуг) - передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товар, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Розничные торговые организации - организации торговли, реализующие товар конечному потребителю (ритейл).
Рынок - совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда; механизм (институт), сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Рыночная экономика - система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.
Сбыт товаров - система мероприятий по реализации товаров.
Спрос - количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен; конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Структура товарного рынка - совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.
Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, неизъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам.
Товарное обращение - совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Товарный оборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Товаропроизводитель - изготовитель товара.
Торги - форма торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с определенными технико-экономическими характеристиками. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Торговая система - организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы.
Торгово-промышленные палаты - в Российской Федерации негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.), а также для представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом.
Торгово-распределительная сеть - внутренний торговый аппарат и внешняя сеть торговых предприятий-посредников, через которые осуществляется реализация продукции.
Торговые агентства - особый вид посредников, подыскивающих покупателей, ведущих переговоры с ними, информирующих продавцов о предпринимательской среде рынка.
Торговые дома - многопрофильные торговые предприятия, интегрированные в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.
Торговые сети - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Торговый агент - лицо, которое продает товар одного или нескольких предприятий по договору, действуя на рынках с высокой конкуренцией.
Участник торгов - лицо, которое допущено к участию в организованных торгах.
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Центральный контрагент - юридическое лицо, являющееся одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеющее лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности и получившее статус центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Ярмарка - ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно, организуемые в установленном месте торги.
Основные нормативные акты и материалы судебной практики
Конституция РФ (ст. ст. 8, 15, 29, 34, 71, 74, 130, 132).
Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 10, ст. ст. 129, 153, 401, 437, 454, 494, 702, 779, 1022, 1033, 1076, 1222; гл. 37, 39, 49, 51, 52; часть четвертая).
Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 5.9, 5.12, 5.48, 6.13, 6.20, 11.21, 14.3, 14.3.1, 14.24, 14.27, 14.37, 14.38, 14.42 (ч. ч. 5, 6), ч. 2.4 ст. 19.5, 19.8 (ч. 6), 19.31).
Налоговый кодекс РФ (ст. ст. 40, 188, 214.1).
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст. 9).
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах".
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах".
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли".
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. N 1346 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы".
Постановление правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций".
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2007 (ОКВЭД (КДЕС Ред. 1.1)).
Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда от 3 августа 1993 г. N С-13/ОП-250 "Обзор практики разрешения споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением биржевых сделок".
Информационное письмо Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) (Венская конвенция).
Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).
Протокол о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (приложение N 31 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС). 2010.
Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. Приняты в 2010 г.
Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.).
Модельный торговый кодекс для государств - участников СНГ. Принят на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 2 декабря 2009 г. N 33-24).
§ 1. Товарный рынок и предприниматель
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок. Он относится к первичным рынкам. Разновидностью товарных рынков являются энергетические рынки: рынок энергии (различных ее видов - электрической, тепловой и др.); рынки энергетических ресурсов (материалов и продуктов любого агрегатного состояния - угля, нефти, газа и др.). Иные виды рынков (рынок ценных бумаг, рынок труда, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и т.п.) призваны способствовать развитию товарных рынков. В то же время они выполняют собственные функции и решают свои задачи.
Рынок можно определить как экономическую среду предпринимательской деятельности. Рынок - категория прежде всего экономическая. Это ключевое, сущностное понятие рыночной экономики и, надо сказать, достаточно емкое, сложное и многозначное понятие. Экономическая наука дает множество определений рынка.
В научной литературе выделяются различные концепции (понятия) рынка:
1) место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли. Таково наиболее старое, пространственно детерминированное понятие рынка, сформированное еще в XII в.;
2) определенная территория, на которой происходят акты купли-продажи. Это более широкое, "географическое" определение, которое привязывает понятие рынка к определенным городам, странам, территориям, континентам;
3) суммарный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид продуктов и услуг. Это понимание рынка обозначает уже не территорию, а совокупность потребителей того или иного товара;
4) саморегулирующийся механизм спроса и предложения. Здесь хозяйственные агенты сами решают, что производить и по какой цене продавать. Иными словами, рынок характеризуется как сфера, где доминирует конкуренция между независимыми агентами и свободное ценообразование;
5) экономическая система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства. В данном случае рыночные принципы хозяйственной организации вменяются сообществам, именуемым рыночными сообществами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003. С. 19 - 20; Классика новой экономической социологии / Сост. В.В. Радаев. М., 2014.
С правовой точки зрения рынок определяют как совокупность сделок, совершаемых в целях взаимного обмена, но это слишком упрощенное понимание рынка. При таком подходе подразумевается, скорее всего, предпринимательский оборот, а не рынок.
Рынок можно рассматривать и как своеобразный инструмент управления - воздействия на людей. С этих позиций рынок - сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже товаров (продукции), работ и услуг, на отношениях собственности, на равновесии (балансе) интересов продавцов и покупателей.
Рынок - универсальное средство воздействия на предпринимательскую деятельность. Из этого следует, что в самом общем виде рынок можно определить как обмен, организованный по законам товарного производства.
Товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей - потребителей (покупателей).
Товарный рынок представляет собой систему социально-экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу реализации (приобретения) товаров (продукции), работ, услуг, вследствие чего эти отношения в принципе могут быть подвергнуты воздействию со стороны права, правовому регулированию. Вопрос заключается лишь в том, что эти отношения отличаются качественным своеобразием, связанным с воздействием на них объективных экономических законов товарного производства и обращения - закона стоимости, закона спроса и предложения и др. Поэтому для эффективного правового регулирования рыночных отношений необходимо познать объективные экономические законы, характер их действия и сознательно использовать в правотворческой и правоприменительной деятельности с учетом общих категорий рыночной экономики, которые до недавнего времени рассматривались с чисто экономических позиций. В предпринимательском праве их необходимо исследовать с позиций того, как они преломляются в праве и закрепляются в законодательстве <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения. В особенности тезис 5. О "сугубо предпринимательском аспекте" подачи материалов предпринимательского права и преодоления "общетеоретического" и "цивилистического" уклонов // Предпринимательское право. 2004. N 1. С. 5 - 15.
В числе наиболее важных и принципиальных общих категорий рыночной экономики следует особо выделить такие, как понятие рынка и рыночных отношений; классификация и виды рынков (по предмету, территории, сфере и видам деятельности и проч.); структура и инфраструктура рынка и их правовое обеспечение; субъекты (продавцы и покупатели), другие участники рыночных отношений (с точки зрения их правового статуса и правового регулирования их деятельности на рынке); правовые формы и содержание рыночных отношений между продавцами и покупателями (предпринимательские договоры); экономико-правовые базовые, основополагающие категории рыночной экономики - спрос и предложение (конъюнктура рынка), стоимость, потребительная стоимость, себестоимость, доход, прибыль, налогооблагаемая база, цена, аудит и т.д.
Представляется обоснованным утверждение, что общие категории рыночной экономики, приведенные выше, подлежат изучению и преподаванию в рамках курса предпринимательского права как наиболее близкие к нему в ряду правовых дисциплин, изучающих рыночные отношения. Гражданский кодекс РФ ссылок на рынок практически не содержит, и это вполне понятно, поскольку Кодекс оперирует в основном категорией имущественных отношений. В предпринимательском праве предметом правового регулирования является предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, которая может осуществляться только в рыночной экономике. Поэтому предпринимательское право является неотъемлемой составляющей системы права России, как рынок - неотъемлемой составляющей рыночной экономики.
Рынок служит основным регулятором экономики. Трудности отечественной экономики объясняются тем, что в стране пока имеется лишь подобие рынка, его имитационная форма. Между тем, как отмечает Б.И. Пугинский, "гражданское право не дает определения сущности рынка, не указывает направления и способы его развития. Очевидно, что данная проблема относится к предмету науки коммерческого права и к сфере регулирования торгового законодательства" <1>. Мы полностью согласны с уважаемым ученым, только следует различать рынок и торговлю. Рынок - это особая экономическая категория, а торговля - отрасль экономики. Рынок - сфера потенциальных обменов. Когда обмены становятся реальными, можно говорить о завершающей (и в то же время начальной) стадии воспроизводственного экономического цикла. При таком подходе предметом науки коммерческого права является торговля как вид предпринимательской деятельности. Наука предпринимательского права изучает более широкий круг различных видов деятельности, направленных на систематическое получение прибыли, а не только торговлю.
--------------------------------
<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2013. С. 104.
В отдельных статьях ГК РФ присутствует категория "рынок" (например, в ст. ст. 10, 401, 1033), а во многих статьях прослеживается если не прямая, то косвенная связь с категорией "рынок" (ст. ст. 129, 454, 702, 779 и др.).
В законодательстве о предпринимательской деятельности рыночные категории встречаются довольно часто, например в нормах Закона о рынке ценных бумаг (ст. ст. 1 - 7 и др.), НК РФ (ст. ст. 40, 188, 214.1), Закона о валютном регулировании, Закона об иностранных инвестициях в РФ (ст. 18) и многих других.
Понятие "товарный рынок", равно как и понятия некоторых других видов рынков, приобрело правовое значение и широко используется в нормативных актах. Они были введены в российское законодательство с принятием Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и некоторых других законов.
В Законе о защите конкуренции дано определение товарного рынка как сферы обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4).
Государство, познавая и признавая объективные экономические законы, характер и результаты (последствия) их действия, устанавливает на законодательном (юридическом) уровне: 1) правовые требования к предпринимателям и иным участникам рыночных отношений; 2) основные правила предпринимательской деятельности; 3) правовые формы экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов; 4) правовую ответственность за несоблюдение установленных правил; 5) формы и методы государственного воздействия на рыночную среду.
Правовая система должна быть стабильна по отношению к основным институтам рыночной экономики и оперативна, гибка по отношению к отдельным росткам новых отношений. Иными словами, главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих нормативных правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Государство должно установить "правила игры" на рынке, в более широком плане - правила осуществления предпринимательской деятельности.
Однако эта свобода не является абстрактной, не испытывающей на себе никакого воздействия стихийной анархии человеческой деятельности в сфере экономики. Рынок функционирует совершенно свободно, но в рамках, твердо установленных государством. Более того, можно сказать, что государственное регулирование есть условие свободного рынка. Представляется, что государство выступает как конфигуратор рынка. Степень его воздействия вариативна, но в любом случае речь идет не только о весомом, но и о конституирующем влиянии государства на совокупность рынков посредством установления формальных правил и способов их поддержания, осуществления перераспределительных функций и прямого участия в хозяйственных процессах. Государство не просто вмешивается в рыночные отношения. Оно создает условия для возникновения и развития рынка, являясь во многом внутренним элементом процесса их формирования и трансформации, действуя на началах встроенной автономии (embedded autonomy) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Радаев В.В. Указ. соч. С. 30; Рюшемайер Д., Эван П. Государство и экономические преобразования: к анализу условий эффективного государственного вмешательства // Классика новой экономической социологии. С. 192 - 232.
Вместе с тем, являясь уникальным изобретением человечества, рынок сам в состоянии регулировать многие, но не все отношения товарного производства, вытекающие из действия объективных экономических законов. В этом плане задача законодателя заключается в том, чтобы не вмешиваться в те отношения, которые эффективно саморегулируются рынком. Хотя надо признать бесспорным тот факт, что внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
В то же время необходимо отметить созидательную роль государства, принимающего меры, смягчающие отрицательное воздействие экономических санкций, введенных США и странами Европейского союза, значительного снижения цен на энергоносители, являющиеся основными экспортными товарами России.
Существенно важным является создание (или, скорее, возрождение) соответствующего социально-психологического настроя в обществе на неизбежность, необходимость рыночных отношений, поскольку, как показал весь процесс развития общества, основанного на частной собственности, альтернативы рынку нет <1>.
--------------------------------
<1> См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990; Дор Р. Добрая воля и дух рыночного капитализма // Классика новой экономической социологии. С. 233 - 259.
Современная рыночная экономика - смешанная экономика. Это подчеркивают не только экономисты, но и юристы. "Социальные системы со смешанной экономикой получили свое распространение в середине XX в. Они отражают реальные изменения в социально-экономической жизни и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике. На сегодняшний день, пожалуй, ни одна страна в мире не располагает экономикой в классическом рыночном варианте либо характеризуется полным отсутствием рыночных отношений. За годы существования "капитализма" и "социализма", рыночной экономики и административно-командной системы произошло выделение наиболее функциональных и жизненно необходимых элементов перечисленных социально-экономических систем, которые оказалось возможным сочетать в тех или иных вариантах в рамках одной системы" <1>.
--------------------------------
<1> Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: Учебник: В 3 т. М., 2014; см. также: Он же. Правовое государство и гражданское общество. М., 2015.
Государство должно содействовать развитию рыночной структуры и инфраструктуры, создавать благоприятные условия для предпринимательства, иными словами, должно сложиться уникальное объективно-субъективное взаимодействие саморегулирования свободного рынка и в строго определенных, ограниченных случаях - императивное вмешательство государства в рыночные отношения в интересах всего общества и свободы предпринимательства.
Степень государственного вмешательства в экономику, рыночные отношения - величина переменная и зависит от многих факторов: от конкретной ситуации на рынке, востребованности государства на том или ином этапе становления и развития рыночных отношений. Кроме того, государство несет ответственность за национальную <1>, экономическую, энергетическую <2>, продовольственную, экологическую и другие виды безопасности общества. Естественно, в жизненно важных сферах экономики государство может и должно играть адекватную роль <3>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
<2> См.: распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года".
<3> Подробнее об этом см.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 24 - 25.
Данное обстоятельство не может не учитываться при решении задач правового обеспечения рыночной экономики. В связи с этим в науке предпринимательского права совершенно обоснованно выделяются три правовых режима регулирования экономики:
1) режим активного регулирования, который имеет своим предметом инфраструктурные сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, в целом энергетика <1>, связь <2>, транспорт <3>, формирование госрезерва и др.;
--------------------------------
<1> См.: Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М., 2014; Городов О.А. Энергетическое право: Учебник. М., 2015.
<2> См.: Вайпан В.А., Гузанов К.А. Правовое регулирование развития инфраструктуры связи нового поколения: внедрение LTE-технологий в России. М., 2016.
<3> См.: Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. N 6. С. 18 - 42.
2) режим умеренного государственного регулирования, ограничивающийся определением параметров деятельности коммерческих организаций (технические регламенты, стандарты, правила и т.д.), но не затрагивающий по общему правилу свободу договора (торговля <1>, строительство и др.);
--------------------------------
<1> См.: Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) / Отв. ред. Л.В. Андреева. М., 2014.
3) режим минимального государственного регулирования, относящийся к таким видам предпринимательской деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий и т.п., где возможности для государственного регулирования даже посредством технико-юридических норм практически отсутствуют <1>.
--------------------------------
<1> См.: Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право в XXI веке: преемственность и развитие // Государство на рубеже веков. М., 2001. С. 226.
Современный рынок имеет сложную структуру. Структуру товарного рынка составляют его субъекты и характер взаимоотношений между ними, регулируемый договорно-хозяйственными связями. Субъектами товарного рынка являются производители, потребители, посредники и организации, способствующие налаживанию и осуществлению процесса продвижения товаров от изготовителей к потребителям. Структура рынка определяется составом участников рынка, количеством и размерами действующих на нем хозяйствующих субъектов (продавцов и покупателей), составом производимых и обмениваемых товаров (товарной группы), степенью их сходства или отличий, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок, элементами, выражающими устойчивые формы организации и связи между участниками рынка; институциональными элементами (формальными и неформальными), ограничивающими и стимулирующими поведение участников рынка; концепциями контроля, регулирующими формирование деловых стратегий участников рынка. Все это в совокупности можно определить как предпринимательскую среду рынка, или экономическую среду предпринимательской деятельности.
"Отдельные отраслевые рынки сильно отличаются друг от друга, в числе прочего по количеству продавцов и покупателей, по размеру первоначального капитала входа в отрасль, по количеству посреднических структур, по дифференциации товаров и многим другим факторам. Трудно представить, что возможна схожая ситуация в отношении структуры рынка применительно к таким отраслям, как, к примеру, газовая и нефтяная промышленность или кондитерская и текстильная" <1>.
--------------------------------
<1> Варламова А.Н. Особенности регулирования конкурентных отношений на отдельных товарных рынках // Актуальные проблемы реформирования гражданского и предпринимательского права. Краснодар, 2015. С. 11.
При внимательном рассмотрении всех участников, составляющих структуру товарного рынка, их можно отнести к одной из трех групп: 1) производители товара (товаропроизводители); 2) оптовые торговые и розничные торговые организации и иные посреднические организации; 3) организации-потребители.
Совершенствование структуры товарного рынка осуществляется при прямом воздействии права <1>.
--------------------------------
<1> См.: Пугинский Б.П. Коммерческое право России. М., 2013.
"Инфраструктура" применительно к товарному рынку означает совокупность организаций, обеспечивающих нормальную (эффективную) деятельность его участников <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2007.
Эффективное функционирование рыночных отношений в России требует формирования как современной структуры товарного рынка, так и обслуживающей его адекватной инфраструктуры.
Роль и значение инфраструктуры в предпринимательской сфере трудно переоценить, поскольку от того, как функционирует складское хозяйство, транспортно-экспедиционное обслуживание субъектов рынка, каковы тара и упаковка, ее привлекательность и качественные характеристики и многое другое, во многом зависит конкурентоспособность как продукции и товаров, так и всего коммерческого (торгового) предпринимательства.
Важнейшими элементами инф