Частичное равновесие и эффективность совершенно конкурентного рынка. Государственное регулирование товарных рынков и потери в общественном благосостоянии.

Частичное равновесие- это равновесие, формирующееся на отдельных рынках. Ранее рассматривалось положение равновесия фирмы и отрасли и принципы определения равновесных цен и объемов производства на конкретных товарных и ресурсных рынках, условия потребительского равновесия. При этом анализировалось автономное действие отдельных рынков, независимое от изменений на других рынках. Например, рассматривая рынок пшеницы, предполагалось, что все другие факторы, влияющие на спрос и предложение на данном рынке, неизменны. В частности, не происходит изменений на рынках ржи и кукурузы, и рыночные цены этих сельскохозяйственных культур остаются постоянными. Нет изменений на ресурсных рынках, а следовательно, постоянными сохраняются цены на используемые факторы производства и доходы покупателей. Не изменяются вкусы и предпочтения потребителей и их экономическое поведение.

Эффективность рынка – это его способность обеспечивать оптимальное размещение ресурсов (аллокативная эффективность) и такое использование ресурсов, при котором производство осуществлялось бы с наименьшими издержками (производственная эффективность).

Оптимальное размещение ресурсов достигается тогда, когда их распределение по отраслям обеспечивает производство такого набора благ, который соответствует структуре спроса, то есть конечных потребностей потребителей. Ценность продуктов для потребителей выражена в их рыночных ценах, ценность используемого ресурса - предельными издержками. Следовательно, соизмерение этих показателей будет свидетельствовать о степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, то есть об оптимальности их распределения. Оптимальное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене (МС=Р), так как в этом случае ценность последней единицы продукта для покупателя равна ценности ресурсов, необходимых для ее производства.

Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках производства. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек, а сама производственная эффективность достигается в случае установления долгосрочного рыночного равновесия при минимальных средних долгосрочных издержках. В какой степени рынок способен обеспечить движение к равновесному состоянию, при котором выполнялись бы указанные требования, зависит от структурных особенностей рынка и поведения его участников. Как мы теперь знаем, совершенно конкурентный рынок характеризуется такими структурными особенностями (стандартизация продукта, незначительность доли отдельной фирмы в рыночном предложении, беспрепятственный вход-выход), что фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС=Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят с минимальными средними издержками (Р=LRACmin). Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению LRMC=Р=LRACmin. Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности, и он является экономически эффективным.

Эффективность совершенно конкурентного рынка заключается в том, что действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками и реализации продукции по ценам, равным предельным издержкам производства.

Потери в общественном благосостоянии при государственном регулировании рынка. Рыночные цены часто устанавливаются государством, которое нередко считает, что равновесная цена является слишком высокой. Цена называется максимальной (верхним пределом цены), если P P MAX < E (PE −цена равновесия) и если превышать цену PMAX запрещено. Максимальную цену на продукт государство может установить в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта. С установлением максимальной цены PMAX возникает дефицит. Если производители товара могут реализовать его по цене не выше , PMAX и предложение ограничено величиной , то возникает ситуация «чёрного рынка». Цена «черного рынка» выше цены равновесия . Ограниченность земли и жилья является причиной чрезмерного роста квартирной платы в городах. В ответ на это власти иногда вводят контроль над квартирной платой. Максимальная квартплата на уровне , QS PE PMAX который ниже равновесной цены (рис. 8–6), приводит к тому, что часть квартиросъёмщиков в количестве () не может найти жильё. Они вынуждены давать собственникам квартир взятки чтобы получить квартиру. Сдерживается и новое строительство. Повышение максимальной квартплаты сокращает чрезмерный спрос. PE Qd −Qs Pmax P0 Q1 Q0 Q2 A D Рис. 8-7 P Q C B Возникновение дефицита и «чёрного рынка» - не единственное последствие государственного регулирования цен. Сейчас мы покажем, что в результате контроля государства над ценами уменьшается общественное благосостояние экономических агентов, функционирующих на данном рынке, а следовательно, возникает неэффективность. 176 Рис. 8–7 повторяет рис. 8–6, а также показывает изменения в излишках потребителей и производителей в результате государственного контроля над ценами. Ряд производителей за счёт нормирования при контроле над ценами вытесняются с рынка, и производство и сбыт снизятся с до Те потребители, которые продолжают покупать товар, платят за него меньше, и их потребительский излишек увеличивается – это изображено заштрихованным прямоугольником Q0 1 Q . A. Однако некоторые потребители больше не могут приобретать товар. Уменьшение их потребительского излишка показано заштрихованным треугольником B. Чистое изменение потребительского излишка составляет, следовательно, A B− . А что же с изменением в выигрыше производителей? Те производители, которые по-прежнему находятся на рынке и выпускают единиц продукции, получают теперь более низкую цену. Они потеряли излишек производителя в объёме, показанном прямоугольником Q1 A. Валовое производство также снижается. Это влечёт дополнительные потери, изображённые на рисунке треугольником Следовательно, общее изменение в излишке производителей составляет: С. −A−C. Оценим теперь изменение в суммарном выигрыше потребителей и производителей, т.е. в величине общественного благосостояния: (8.5) ∆SW = ∆ + CS ∆ = PS A− B − A−C = −B −C Таким образом, после установления государством максимальной цены общественное благосостояние уменьшилось на величину площадей треугольников В и С на рис. 8–7. Следовательно, совершенно конкурентный рынок осуществлял более эффективное распределение данного блага. Политика правительства иногда заключается в том, чтобы поднять цены выше уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения, а не снизить их. К таким примерам можно отнести закон о минимальной заработной плате и целый ряд политических решений по сельскому хозяйству. Один из способов повышения цены выше равновесного уровня и сводится к прямому ограничению, когда установление цены ниже определённого минимального уровня считается незаконным. Рассмотрим рис. 8–8. Если производители правильно предвидят, что они смогут продать только меньшее количество продукции величина чистых потерь выражается площадью треугольников 3 Q , B и Производители могут и не ограничивать свой объём производства уровнем Что происходит, если производители считают, что они C. Q3. 177 смогут продать любое количество продукции по более высокой цене, и соответственно увеличивать выпуск продукции? Эта ситуация показана на рис. 8– 8, где обозначает минимальную цену, установленную правительством. Теперь предложение равно объём спроса - Q а разница между и представляет собой нереализованное предложение. Проследим теперь за итоговыми изменениями в выигрышах потребителей и производителей. Pmin 3 , 2 Q , Q2 Q3 Те потребители, которые по- прежнему покупают товар, должны теперь платить более высокую цену, что приводит к сокращению их выигрыша на величину площади прямоугольника (рис. 8–8). Другие потребители вообще не в состоянии платить столь высокую цену и поэтому прекращают покупать данный товар. Эти потери представлены на рис. 8–8 площадью треугольника А В. Следовательно, общее изменение в выигрыше потребителей составит: D C B Q P Рис. 8-8 D S A Pmin P0 Q3 Q0 Q2 (8.6) ∆ = CS −A− B Производители теперь получают более высокую цену за свой товар, что приводит к увеличению их выигрыша, представленного на рис. 8–8 площадью прямоугольника А. Однако сокращение объёма продаж с до приводит к потерям в выигрыше производителей, которые показаны площадью треугольника Кроме того, производители несут ещё и тяжесть невозмещённых издержек при расширении производства с до Так как их объём продаж при Q0 Q3 C′. Q0 2 Q . min p составляет только Q они не получают выручку от продукции, произведённой в количестве так как не могут эту продукцию реализовать. Соответственно они не могут возместить издержки, затраченные на производство данного количества продукции. А это – чистые потери для производителей. На рис. 8–8 они представлены площадью заштрихованной трапеции Таким образом, пока производители не реагируют на избыточное предложение сокращением производства, общее изменение в выигрыше производителей составит: 3 , 2 − 3 Q Q , D. (8.7) ∆ = PS A−C − D 178 В этом случае изменение в общественном благосостоянии будет равно: (8.8) ∆SW = ∆ + CS ∆ = PS −A− B + A−C − D = −B −C − D Отсюда видно, что и при установлении государством минимальной цены общественное благосостояние уменьшается по сравнению с ситуацией неконкурентного рынка совершенной конкуренции.



Наши рекомендации