Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса
Инфраструктура поддержки малого бизнеса включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации и пр.
В настоящее время насчитывается около 70 различных видов объектов инфраструктуры малого бизнеса. К ним относятся бизнес-школы, агентства поддержки малого бизнеса, региональные фонды поддержки бизнеса, научно-технические парки, лизинговые компании, кредитные союзы, бизнес-инкубаторы, различные центры: технологические, учебно-деловые, социально-деловые, региональные информационно-аналитические, инновационные, маркетинговые, охранные, центры развития бизнеса и др.
В инфраструктурной системе поддержки малого бизнеса можно выделить четыре уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный.
Наиболее емкий и развитый среди них ¾ региональный уровень, в который входит большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, но их распределение в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается перенасыщенность ими, что приводит к дублированию функций.
Например, администрации Чувашской Республики (17 объектов инфраструктуры поддержки), Краснодарского края, Брянской (11), Саратовской, Новгородской (17), Ульяновской (20) областей отмечают, что количество региональных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионе достаточное. В Калининградской области инфраструктура поддержки бизнеса представлена только региональным агентством поддержки малого бизнеса.
Одной из причин такой неравномерности является отношение местных властей к проблемам развития малого бизнеса. Зачастую активность в развитии инфраструктуры малого бизнеса в регионе обусловлена исключительно позицией одного или нескольких лиц в местной администрации, наличием влиятельных предпринимательских организаций, способных воздействовать на региональную экономическую политику.
Существенное значение имеет (по крайней мере, при реализации проектов с международным участием) понимание иностранными консультантами экономической и социально-политической ситуации в России, ориентация на те регионы, где, по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы, либо на те, которые представляют интерес для развития сотрудничества с конкретными зарубежными партнерами.
Вместе с тем в некоторых областях Российской Федерации инфраструктура поддержки малого предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.
В 2002 г. в субъектах Российской Федерации созданы 82 региональных фонда поддержки малого бизнеса и около 60 ¾ в муниципальных образованиях (с участием ФФПМП создается региональный фонд поддержки малого бизнеса в Свердловской области), 51 региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и около 50 агентств в муниципальных образованиях, 80 бизнес-инкубаторов, 59 региональных учебно-деловых центров Морозовского проекта и 67 учебно-деловых центров, около 30 инновационно-технологических центров, более 20 ремесленных палат, 41 технопарк, 54 региональные лизинговые компании и около 70 ¾ в муниципальных образованиях, 65 региональных маркетинговых центров.
Завершается процесс формирования системы торгово-промышленных палат, которая насчитывает 163 территориальные ТПП (83 из них являются палатами субъектов Российской Федерации).
Создание инфраструктуры малого бизнеса невозможно без финансового содействия со стороны государства и участия органов исполнительной власти еще и потому, что такого рода объекты, как правило, характеризуются капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости или вовсе не приносят прибыли. Следствием этого является их относительная непривлекательность для частных инвесторов, в том числе в России, где участие в неприбыльной организации не приносит каких-либо льгот с точки зрения налогообложения и т. п.
По данным социологических опросов, бизнесмены недостаточно информированы о наличии в регионах объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В силу ресурсных ограничений рекламные кампании по направлениям деятельности объектов инфраструктуры малого бизнеса не проводятся.
Предстоит создать целостную и взаимосвязанную инфраструктурную систему, своего рода «окружающую среду» для бизнеса, способную охватить все стороны деятельности и все потребности малых предприятий различных отраслей экономики.
Актуальным остается решение вопроса о реализации принципа «одного окна» путем создания центров поддержки бизнеса с полным набором услуг для бизнесменов на региональном, муниципальном уровнях, в дальнейшем ¾ для каждого города с численностью населения от 50 тыс. человек, а также совершенствования деятельности комплексных и специализированных объектов инфраструктуры в сфере поддержки и развития малого бизнеса.
Важнейшими объектами инфраструктуры поддержки малого бизнеса являются бизнес-инкубаторы. Мировая и российская практика показывает, что одной из самых эффективных форм поддержки зарождающихся предприятий является бизнес-инкубирование.
В России функционируют около 80 бизнес-инкубаторов, но надо признать, что большинство из них пока не в полной мере используют возможности бизнес-инкубирования. При этом, в отличие от других организаций, бизнес-инкубаторы не получили финансовой поддержки ни на федеральном, ни на региональном уровне. Их существование обеспечивалось за счет международных проектов, крайне редко ¾ за счет поддержки на муниципальном уровне.
Так, благодаря содействию городских администраций в 2000 г. созданы бизнес-инкубаторы в Твери, Калининграде, Нижнем Новгороде, ведется работа в Ханты-Мансийске, Калуге, Сыктывкаре и других городах России, но ситуация далека от идеальной. К примеру, в Красноярске было принято постановление правительства Красноярского края по созданию бизнес-инкубаторов, но и оно не сдвинуло с места работу в крае.
Зрелость системы бизнес-инкубирования в России подтверждается активной работой Национального содружества бизнес-инкубаторов, которое за счет ресурсов сумело организовать решение наиболее насущных задач ¾ таких, как организация информационного обмена между регионами, консультационная работа, международное сотрудничество, научно-методическое обеспечение и подготовка кадров для бизнес-инкубаторов.
Удачным оказался проект по подготовке региональных групп консультантов, осуществленный совместно с фондом «Евразия». В нем участвовали специалисты бизнес-инкубаторов из Калининграда, Нижнего Новгорода, Смоленска, Тамбова и других городов.
Соглашение между МАП России и Национальным содружеством бизнес-инкубаторов, подписанное в 2002 г., определяет стратегию развития бизнес-инкубирования в регионах и направлено на координацию усилий в области поддержки бизнеса.
Качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки бизнеса становятся ключевыми факторами успешного развития малого бизнеса в регионах. Именно посредством инфраструктуры поддержки бизнеса, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого бизнеса, ориентировать его на участие в приоритетных направлениях социально-экономического развития России.