Анализ показателей финансовых результатов (анализ состава и структуры прибыли до налогообложения)
Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) включает: 1) изучение изменений её общей суммы и каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ); 2) анализ структуры составляющих её элементов (в процентах); 3) изучение тенденции изменения показателей за несколько периодов (трендовый анализ); 4) определение влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).
При анализе фактические суммыбухгалтерской прибыли и её составных частей сравнивают как с плановымизначениями, так и с данными предшествующих периодов,определяют причины выявленных отклонений по каждой составной части бухгалтерской прибыли.
Структурный анализ позволяет установить не только изменение удельного веса каждого составного элемента бухгалтерской прибыли за анализируемый период, но и дать характеристику основных соотношений отчетных показателей:
1) отношение валовой прибыли к выручкехарактеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов;
2) отношение прибыли от продаж к выручкехарактеризует рентабельность продаж;
3) отношение прибыли до налогообложения к выручкеотражает изменение не только доходов и расходов по производству и реализации продукции, но и изменение операционных и внереализационных доходов и расходов;
4) отношение прибыли от обычных видов деятельности к выручкепозволяет оценить влияние на рентабельность продаж налогового фактора;
5) отношение чистой прибыли к выручкеявляется конечным показателем и характеризует влияние на рентабельность продаж всех доходов и расходов предприятия, в т.ч. чрезвычайных.
Результаты анализа бухгалтерской прибыли и составных ее частей используются для определения величины прибыли в прогнозном периоде.Для прогнозирования прибыли используют не только результаты анализа, но и общеизвестные приемы:
• своевременное списание безнадежных долгов;
• использование метода ЛИФО в оценке запасов (по цене последней закупки);
• установление износа нематериальных активов самим предприятием;
• снижение налогов за счет льготного налогообложения;
• направление дивидендов акционеров на развитие предприятия.
3. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) по экономическим элементам и статьям калькуляций
Важнейшим экономическим показателем предприятия является себестоимость продукции, т.к. она непосредственно влияет на прибыль предприятия (прибыль = выручка – себестоимость). Себестоимость- это выраженные в денежной форме затраты по производству и реализации продукции.
Затраты разделяют на рассчитанные по элементам и по статьям калькуляции, на прямые и косвенные, постоянные и переменные, явные и неявные.
Свод затрат по экономическим элементампоказывает, что израсходовано предприятием (амортизация; материальные затраты, в т.ч. по видам - электроэнергия, топливо, нефтепродукты и т.д.; оплата труда; отчисления на социальные нужды; прочие затраты), а по статьямкалькуляции - где конкретно при производстве определенной продукции осуществлены эти затраты. Основными статьями калькуляции являются: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.
Прямыезатраты относятся на себестоимость продукции непосредственно, а косвенные- распределяются между отдельными видами продукции пропорционально выбранному признаку (например, пропорционально заработной плате производственных рабочих).
Затраты, изменяющиеся с изменением объема производства относятся к переменным(сдельная заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты и т.п.).Постоянныезатраты, как правило, не зависят от объема производства (амортизация, повременная заработная плата рабочих и административно-управленческого персонала, расходы, связанные с изучением рынка).
К числу явныхрасходов относятся все прямые платежи предприятия. Неявныезатраты - это альтернативные затраты по использованию ресурсов. Например, фирма использует помещение, принадлежащее её владельцу, при этом она никому ничего не платит. Следовательно, неявные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
Основные направления анализа:
- оценка выполнения плана по себестоимости продукции;
- анализ общей суммы и структуры затрат и ее динамики;
- оценка затрат на рубль товарной продукции – анализ проводится по трем группам факторов:изменение себестоимости единицы продукции, изменение цены единицы продукции и структурные (ассортиментные) сдвиги в составе продукции;
- анализ прямых материальных и трудовых затрат;
- анализ расходов по обслуживанию и управлению производством;
- анализ потерь от производственного брака;
- анализ себестоимости важнейших видов продукции;
- факторный анализ себестоимости по статьям затрат;
- выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Результаты ретроспективного анализадают информацию о динамике бывших затрат и факторах их изменений. Перспективный анализнаправлен на оценку возможного изменения затрат вследствие изменения конъюнктуры рынка продукции и ресурсов.
Основными источниками информации для анализа себестоимости продукции являются: формы №2 и №5 годового отчета, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета, действующие нормы и нормативы по применяемым ресурсам, калькуляции отдельных видов изделий и т.п.
4. Факторный анализ прибыли от продаж продукции (работ, услуг)
Важнейшая составляющая часть прибыли - прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Величина прибыли зависит от:
• изменения объема реализации;
• структуры и ассортимента продукции;
• изменения себестоимости;
• цены на реализованную продукцию;
• цены на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию, транспорт, трудовые ресурсы и т.п.
Увеличение объема реализации продукции ведет к увеличению прибыли, но насыщение рынка продукцией определенного вида может привести к снижению её цены и сокращению впоследствии возможного объема реализации.
Изменение структуры товарного выпуска оказывает неоднозначное влияние на величину прибыли от продаж. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации ведет к росту прибыли. При увеличении доли низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается.
Изменение себестоимости продукции влияет на прибыль обратно пропорционально. Снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли, а её рост - к снижению суммы прибыли.
Увеличение цены на продукцию прямо пропорционально увеличивает прибыль, а рост цены на ресурсы ведет к повышению себестоимости и снижает возможную сумму прибыли.
Степень влияниякаждого из этих факторов на прибыльустанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года. Рассмотрим влияние основных факторов по условным показателям таблицы.
Методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж включает этапы:
1. Рассчитывается общее изменение прибыли (ΔР)от реализации продукции в отчетном году (P1) по сравнению с предшествующим годом (Ро)
ΔР = P1 - Ро
2. Определяется изменение прибыли под влиянием изменения оптовых цен
ΔРz =Σz1q1- Σz0q1
3. Определяется изменение прибыли под влиянием изменения объема реализациипродукции:
4. Рассчитается изменение прибыли под влиянием изменения структуры и ассортимента продукции:
ΔРstr = (Σр1q1- Σр0q0) -
5. Определяется изменение прибыли под влиянием изменения себестоимости единицыпродукции
ΔРs =Σs0q1- Σs1q1
Правильность расчета влияния отдельных факторов на величину прибыли от продаж проверяется суммированием изменения прибылипод влиянием каждого фактора. Эта сумма должна быть равна общему изменению прибыли отчетного и предшествующего года, определенному в пункте 1.
В завершение анализа прибыли от продаж следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции,величина которой зависит от объема продаж, себестоимости и цены реализации.