Цели, задачи и система управления производственным предприятием.
Как нам известно, цель предприятия – получение прибыли или выполнение общественно важных функций. В связи с данными целями предприятию приходится решать большой комплекс задач, основными из которых являются: 1)выбор производимых товаров или оказываемых услуг; 2)выбор используемых ресурсов; 3)выбор технологий, с помощью которых будут производиться товары или оказываться услуги; 4)выбор персонала, который будет производить товары или оказывать услуги; 5)организация процесса производства товара или услуги; 6)выбор рынков, на которых будут реализовываться товары или услуги; 7)поиск информации, которая может быть использована при производстве товаров и услуг; 8)формирование потока товаров или услуг, которые поступают на рынки; 9)формирование потока информации, которая должна сопровождать производимые товары или услуги; 10)формирование правил социального поведения, которые требуются при использовании производимых товаров или услуг. Перечисленный комплекс задач является многоплановым и сложным. Поэтому для эффективного управления предприятием необходима достаточно сложная система управления, которая обычно формируется из следующих подсистем: 1)подсистема управления выбором производимого товара или услуги; 2)подсистема управления ресурсами; 3)подсистема управления производством; 4)подсистема управления персоналом; 5)подсистема управления информацией; 6)подсистема управления сбытом и маркетингом.
Управление предприятием подразумевает использование определённых методов или технологий управления. В принципе технологии могут быть разными, но в любом случае они прямо связаны с выполнением общих и специальных функций менеджмента. Целеполаганиекак технология управления связано с выработкой: -миссии предприятия, то есть с поиском ответа на вопросы «Для чего данное предприятие существует?» и «Каково предназначение данного предприятия?»; -философии предприятия, то есть с поиском ответа на вопрос «Как данное предприятие будет выполнять принятую миссию?»; -главной цели предприятия, к которой оно стремится; -совокупности задач, которые придётся решать предприятию по пути движения к своей цели.
Прогнозирование и планирование как технологии управления. Прогноз – это достаточно общее описание будущего состояния предприятия через заданный отрезок времени. В процессе прогнозирования необходимо с заданной точностью определить, что ждёт конкретного человека или предприятие при развитии ситуации по определённому сценарию. На основе прогноза ведётся планирование, то есть составляется последовательность действий человека или предприятия по достижению поставленной цели. План должен содержать развёрнутые ответы на следующие вопросы: -что нужно делать? -когда нужно делать? -кому нужно делать? -где нужно делать? Если план дополнительно содержит развёрнутые ответы на вопросы: -как нужно делать? -на основе чего нужно делать? то такой план принято называть программой действий по достижению поставленной цели.
Организацияили организовываниекак технология управления – это работа менеджера по формированию и обеспечению деятельности подразделений предприятия в соответствии с её целями и планами. Оно обычно включает: -разработку организационной структуры, обеспечивающей достижение целей и решение поставленных задач; -установление производственных отношений между работниками, исходя из анализа процессов разделения и кооперации труда; -формирование организационной системы управления (ОСУ); -составление штатного расписания и определение функциональных обязанностей работников (должностные инструкции); -отработка построенных организационных схем в динамике и их корректировка.
Мотивация и стимулирование как технологии управления
Мотивация работников предприятия связана с созданием возможностей по удовлетворению их разнообразных потребностей. Наиболее удачная теория человеческих потребностей создана А. Маслоу (см. схему на рис. 3.2.1) в виде пирамиды. Первый уровень этой пирамиды составляют физиологические и сексуальные потребности, то есть потребности в пище, воде и продолжении рода. Второй уровень – потребности существования, то есть потребности в защищённости и уверенности в завтрашнем дне. Третий уровень – социальные потребности, то есть потребности в принадлежности к какой-либо группе, во внимании и заботе окружающих. Четвёртый уровень – потребности престижа, то есть потребности в уважении, статусе, в служебном росте. Пятый уровень – духовные потребности, то есть потребности в творчестве и самовыражении. Особенности этой пирамиды потребностей состоят в том, что актуальность и ценность потребностей более высокого уровня проявляется только тогда, когда удовлетворены потребности более низких уровней. Стимулирование в отличие от мотивации является проявлением чисто внешним: хороший коллектив и достойная зарплата, поощрение инициативы, справедливое вознаграждение и наказание, единые нормы и ценности для всех и т.п., что обычно приводит людей к пониманию ситуации и соответствующим действиям. Мотивация и стимулирование являются мощными взаимодополняющими технологиями управления, способными в руках менеджера значительно усилить потенциал предприятия.
Координация и регулирование как технологии управления являются не чем иным, как деятельностью менеджера по поддержанию движения предприятия к заданной цели. При этом: координация – это согласование деятельности предприятия и всех его подразделений с намеченным планом и осуществляется, как правило, мягкими методами (экономическими и морально-психологическими); регулирование – это принудительная коррекция деятельности предприятия и осуществляется, как правило, жёсткими административными методами в тех случаях, когда координация исчерпывает свои возможности.
Учёт, анализ и контроль – важнейшие технологии управления, так как позволяют менеджеру собрать и обработать информацию, связанную с деятельностью предприятия, снимая этим самым неопределённости, предупреждая кризисные ситуации и поддерживая деятельность предприятия в заданных пределах. Процедура контроля обычно включает следующее: -выработка и принятие критериев оценки; -оценка реальных показателей по принятым критериям; -выполнение координирующих и регулирующих действий.