Механизм и задачи управления предприятием. Понятие и классификация функций управления, их взаимодействие.

В настоящее время многие фирмы представляют собой сложную организа­ционную систему. Чтобы эта система эффективно функцио­нировала, ею нужно управлять. Управление на фирме выражается в осуществлении определенных действий, на­правленных на достижение поставленных целей. Часто управление называют «менеджментом».

Слаженная работа фирмы обеспечивается механизмом управления. Механизм управления фирмой — это иерархи­ческая система административных органов и управленче­ских структур, при помощи которых согласованно решают­ся основные задачи и достигаются цели, стоящие перед фирмой, устанавливаются внутренние связи, осуществля­ется контроль исполнения, используются рычаги воздей­ствия, охватывающие деятельность всех звеньев и работ­ников фирмы.

Управление фирмой призвано обеспечить достижение поставленных целей и задач. На уровне каждой отдельно взятой фирмы решаются две основные задачи:

- экономическая (получение и наращивание дохода);

- социальная (обеспечение нормальных условий труда и заработной платы персонала).

Основные задачи управления фирмой в этих условиях:

• разработка и обоснование эффективного стратегиче­ского курса, целей и направлений деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;

• ранжирование общих направлений и доведение их до уровня текущего и оперативного управления;

• набор кадров, их расстановка, распределение обязан­ностей и регулирование численности, профессионального состава и оплаты труда;

• организация исполнения установленных функций и заданий;

• организация надежного и постоянного контроля за ка­чеством и своевременностью выполнения заданий и обя­занностей каждым работником фирмы;

• оперативное и повседневное регулирование деятель­ности фирмы и ее структурных подразделений;

• повышение эффективности деятельности фирмы за счет обеспечения конкурентоспособности и увеличения объемов выпуска и сбыта продукции.

Чтобы быть эффективным, управление фирмой должно строиться на определенных принципах.

Принцип— это ос­новное правило, требование, идея управления и его основа. К числу основных могут быть отнесены следующие прин­ципы управления:

· научности;

· системности и комплексности;

· единоначалия в управлении и коллегиальности в вы­работке решений;

· пропорциональности в управлении;

· единства распорядительства в управлении;

· делегирования полномочий.

Функции управления – это виды управленческой дея­тельности, с помощью которых субъект управления (руко­водитель, аппарат по руководству предприятием) воздей­ствует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции менеджмента представляют собой различные на­правления воздействия на управляемый объект.

В настоящее время выделяют следующие функции управления.

Прогнозирование.Представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменения целей и путей развития объекта управления в сопряжении с мате­риальными ресурсами организации.

Планирование— центральная функция управления. Планирование направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и организации в целом в стро­гом соответствии с методом и средствами их достижения.

Организациярассматривается как определение и рас­пределение объема работ по реализации намеченных целей, а также характера взаимоотношений между управленчес­кими и производственными звеньями по созданию реаль­ных условий для достижения целевой функции фирмы (компании).

Регулированиепредставляет собой предвидение и устране­ние возможного отклонения в ходе производственного про­цесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорцио­нальности развития отдельных частей управляемого объекта.

Мотивациярассматривается как процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Мотивационный процесс основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с дей­ствием социального закона о возвышении потребностей.

Координация – необходимое согласование действий в работе всех структурных звеньев организации. Предусматривает обеспечение ритмичности и непрерывности в целях гармоничного взаимодействия всех звеньев управ­ления.

Контроль— форма проверки количественного и ка­чественного соответствия процесса производства ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и пока­зателям.

Учет— деятельность по накоплению и анализу итого­вых данных за конкретный временной период. Эта функ­ция позволяет совершенствовать систему управления с учетом опыта прошлых лет.

Как контроль, так и учет являются средством обратной связи в управлении.

Наши рекомендации