Основные термины и определения. Система управлениявключает звенья аппарата управления предприятием,функцииуправления, структуру управления предприятием

Система управлениявключает звенья аппарата управления предприятием,функцииуправления, структуру управления предприятием, процесс управления, механизм управления.

Звенья аппарата управления–организационно обособленные по критерию специализа-ции или комбинации функций управления, сфер управления, объемов и масштабов полномочий единицы (подразделения) системы управления – управляющие органы, отделы, секторы, груп-пы.

Функции управления–комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов де-ятельности, возникающих вследствие разделения процесса управления на отдельные части по признаку подобия содержания работ, выполняемых в их пределах, и их целевой направленно-сти.

Структура управления предприятием–состав,взаимосвязи и подчиненность звеньев ируководителей аппарата управления предприятием.

Процесс управления–совокупность логически связанных действий звеньев аппаратауправления, осуществляемых им при целенаправленном воздействии на управляемую подси-стему предприятия.

Механизм управления–комплекс определенных средств(рычагов,методов,инструментов,принципов управления), при помощи которых осуществляется воздействие управляющей подсисте-мы на управляемую подсистему предприятия

Планированиесостоит в определении целей деятельности предприятия и выборе путей(способов, средств) их достижения.

Организация–функция управления,связанная с созданием формальной структуры под-чиненности (организационной структуры предприятия), на основании которой осуществляется разделение работы между подразделениями, определяется и координируется их деятельность, направленная на достижение конкретной цели.

Мотивация–функция управления,связанная с активизацией людей,работающих напредприятии, побуждением их к плодотворной деятельности для достижения целей предприя-тия посредством удовлетворения собственных потребностей.

Контроль–функция управления,связанная с учетом и количественной и качественнойоценкой результатов работы предприятия.

Координация–функция управления,обеспечивающая согласование и взаимодействиевсех остальных функций управления.

Метод управления–это совокупность управленческих приемов,способствующих обес-печению высокой эффективности деятельности предприятия.

Экономические методы управленияпредставляют собой совокупность способов воз-действия на объект управления путем создания экономических условий на предприятии, кото-рые заставляют работников предприятия действовать в определенном направлении и выполнять поставленные перед ними задачи.

Социально-психологические методы управления–это совокупность способов влиянияна межличностные отношения и связи, психологические отношения и социальные процессы, которые складываются в трудовых коллективах, с целью максимально полного использования потенциала работников.

Организационно-распорядительные(административные)методы управления–этосовокупность способов влияния на работников, которые основываются на использовании орга-низационных отношений и административной власти руководителя.

Организационная структура управленияпредприятием-упорядоченная совокупностьустойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие пред-приятия как единого целого.

Руководители–это работники,на которых возложена функция принятия решений повсем важнейшим вопросам деятельности предприятия и его структурных подразделений, и ко-торые, соответственно, возглавляют предприятия и их структурные подразделения.

Специалистыразличных профессий–это работники,функцией которых является квали-фицированная разработка конкретных вопросов, принятие решений по которым входит в ком-петенцию руководителей: например, подготовка планов и графиков работы предприятия, про-ектов распоряжений руководителей, разработка нормативов и технической документации, под-готовка и анализ отчетов.

Технические исполнители–это работники,которые отвечают за своевременную техни-ческую подготовку и формирование документации, ее учет и контроль и т.п.

Линейная организационная структура управленияпостроена по принципу иерархич-ности управления и базируется на непосредственной подчиненности нижнего звена управления высшему. При таком построении структуры управления подчиненные выполняют распоряже-ния только одного своего руководителя, который самостоятельно реализует все функции управления в подчиненном ему подразделении предприятия и несет полную ответственность за результаты его деятельности.

Линейно-функциональная организационная структура управленияпозволяет органи-зовать управление производственными процессами по линейной схеме, а функциональные под-разделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию и решают в преде-лах своей компетенции разнообразные управленческие задачи для соответствующих линейных руководителей.

Дивизиональная организационная структура управленияоснована на выделении врамках единого крупного предприятия автономных производственно-хозяйственных подразде-лений и соответствующих им уровней управления.

Проектная организационная структура управленияпредставляет собой форму органи-зации управления проектами комплексного характера, реализуемыми на предприятии, на осно-ве создания автономных подразделений – проектных команд (групп).

Матричная организационная структура управленияпостроена по принципу двойногоподчинения членов проектных групп: с одной стороны – непосредственному руководителю функционального или производственного подразделения, который предоставляет персонал и техническую и консультационную помощь руководителю проекта; с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми проектными полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные элементы системы управления предприятием.

2. В чем состоит сущность управления предприятием?

3. Охарактеризуйте общие функции управления предприятием и покажите взаимосвязь между ними

4. Прокомментируйте содержание работ, связанных с организацией деятельности пред-

приятия.

5. Что представляют собой конкретные функции предприятия?

6. Охарактеризуйте содержание экономических, социально-психологических и админи-стративных методов управления.

7. Что понимается под организационной структурой управления предприятием?

8. Назовите состав работников аппарата управления предприятием и выполняемые ими функции.

9. Охарактеризуйте основные виды связей между элементами (звеньями) структуры управления предприятием.

10. Какие параметры характеризуют организационную структуру управления предприяти-

ем?

11. Охарактеризуйте основные этапы построения организационной структурой управле-

ния.

12. Приведите примеры основных и конкретных функций управления и схему организа-ционной структуры управления рассматриваемого реального или гипотетического предприятия.

13. Охарактеризуйте состав и функции руководителей, рассматриваемого реального или гипотетического предприятия.

14. Укажите принципиальное различие между механическим и органическим подходами к построению организационной структуры управления предприятием.

15. Назовите и охарактеризуйте основные виды организационных структур управления механического типа.

16. Назовите и охарактеризуйте основные виды организационных структур управления органического типа.

17. Дайте сравнительную характеристику преимуществ и недостатков линейной, функци-ональной, линейно-функциональной, дивизиональной, проектной и матричной организацион-ной структуры управления.

Рекомендуемая литература: [16-21]

Наши рекомендации