Массовое голосование за других лиц (карусель)
В последнее время более распространенным способом фальсификации (по сравнению со вбросом) является массовое голосование за других лиц. Этот способ может быть реализован как с помощью открепительных удостоверений, так и без них, но в любом случае – только с помощью недобросовестных членов комиссии, выдающих бюллетени. Ключевым моментом этой технологии является то, что псевдоизбиратель, находящийся в сговоре с недобросовестным членом комиссии, получает бюллетень за другого избирателя и расписывается за него.
С целью осуществления такой фальсификации обычно создаются группы псевдоизбирателей, которые посещают несколько участков и голосуют там, получая бюллетень у определенных членов комиссий (поэтому такой вид фальсификации называют «каруселью»[5]).
Такая фальсификация может иметьследующие признаки:
- недобросовестный член комиссии старается не выдавать бюллетень псевдоизбирателю в присутствии наблюдателей;
- псевдоизбирателиимеют единый отличительный признак, например, специальныйвкладыш в паспорте;
- псевдоизбиратели прибывают в комиссию группами и подходят вместе или друг за другом к определенному члену комиссии;
- псевдоизбиратель расписывается за получение бюллетеня подписью, не соответствующей фамилии избирателя, за которого он получил бюллетень.
Если у Вас возникли подозрения, что на участке один из членов комиссии осуществляет подобного рода фальсификацию, понаблюдайте за ним. Намекните на этот факт какому-нибудь добросовестному наблюдателю.
Фальсификации с помощью открепительных
Несколько проще обстоят дела, если такая фальсификация осуществляется с помощью открепительных удостоверений. Открепительные удостоверения являются номерными и именными, в них также указан номер УИК, к которому исходно «прикреплен» избиратель. Возможны два варианта:
- либо псевдоизбиратель голосует по открепительному удостоверению, который выписан на его имя (то есть, используются неучтенные открепительные удостоверения),
- либо он голосует по чужому открепительному удостоверению.
Второй случай аналогичен тому, как если бы просто производилось голосование за другого избирателя. Он возможен только по сговору с членом комиссии. Но обратите внимание: в этом случае адрес, который будет внесен в «дополнительный» список избирателей, скорее всего не будет соответствовать той комиссии, которая выдала открепительное удостоверение.
Если же псевдоизбиратели голосуют по открепительным, выданным на их имя, то это означает, что используются неучтенные, иначе говоря, не оформленные при выдаче открепительные удостоверения[6]. Обычно это можно проверить, если оперативно связаться с УИК, указанной в открепительном удостоверении, и спросить, выдавалось ли удостоверение с данным номером данному избирателю (номер, фамилия и адрес зафиксированы в «дополнительном» списке).
Еще один способ фальсификации с помощью открепительных возможен, если открепительные удостоверения не изымаются при голосовании. В этом случае существует возможность многократного голосования по одному и тому же открепительному удостоверению. Чтобы зафиксировать такой способ фальсификации, надо после завершения голосования сравнитьчисло изъятых открепительных удостоверений с числом проголосовавших по открепительным, зафиксированном в «дополнительном» списке (и отражаемом в протоколе).
Голосование вне помещения
Ящики для голосования вне помещения должны всегда, за исключением периодов непосредственного использования, находиться в поле зрения наблюдателей.
Нарушения процедур при голосовании вне помещения встречаются повсеместно. Очень сомнительна с точки зрения закона распространенная практика использования списков, подготовленных собесами, советами ветеранов, поликлиниками и т.д. Такие списки составляются с целью повышения явки и часто избиратели попадают в них помимо своей воли.
Важную роль при голосовании вне помещения играет реестр заявлений (правильнее было бы назвать – «реестр заявок») на голосование вне помещения. Бланки этого документа находятся в УИК.
Реестр должен заполняться сведениями об избирателях, желающих проголосовать вне помещения для голосования и добровольно сообщивших об этом в комиссию. Эти сведения вносятся при поступлении заявки, причем перечень сведений жестко определен формой реестра. Голосовать вне помещения могут только те избиратели, которые внесены в реестр.
Для оценки правильности голосования вне помещениянадо иметь в виду следующее. Обычно голосование вне помещения производится в разных местах, и требуется время для перемещения из одного места в другое. Избиратели, которые находятся не в лучшей физической форме, не только заполняют бюллетень, но также должны заполнить заявление на голосование вне помещения. Зачастую они требуют дополнительного внимания[7] и разговоров. Это означает, что процедура голосования занимает достаточно долгое время. Если голосование происходит действительно «на дому», то на каждого избирателя должно приходиться минут 7-10. И только в том случае, если голосование происходит в месте скопления избирателей (например, в больнице), оно может занимать 2-4 минуты.
По этим данным Вы можете оценить примерное время обслуживания заданного количества избирателей. В естественных условиях число голосующих на дому не превышает 20-40 человек. Если же число обслуженных «на дому» избирателей велико (а их бывает и 100, и 200, и более), то правильность проведения голосования вне помещения вызывает сомнения.
Для предотвращения нарушений при голосовании вне помещения:
1) Следите за правильностью заполнения реестра заявок на голосование вне помещения. Во-первых, он должен заполняться по мере поступления заявок, а не после того, как голосование уже проведено. Даже если у комиссии имеются «списки», упомянутые выше, то эти списки должны быть перенесены в реестр заявок до момента начала голосования вне помещения. Во-вторых, в реестре должны заполняться все графы, а их там восемь.
Если реестр заполняется со «списка», то трудности вызывают две графы. Неясно, как заполнять графу «Адрес места жительства» (избирателя), поскольку в списке такая графа отсутствует. Также непонятно, как заполнять графу «Фамилия, имя, отчество и адрес места жительства передавшего заявление или устное обращение», поскольку списки обычно бывают анонимными. Неопределенность связана с тем, что в законе вообще не предусмотрены такие списки. Секретарь комиссии будет поставлен перед этой проблемой и в любом случае реестр будет заполнен неправильно. Если Вы будете писать особое мнение, то упомяните о «списках» и о неполном заполнении реестра.
2) Следите за тем, чтобы группа, проводящая голосование вне помещения, выезжала (выходила) на голосование с выпиской из реестра (эта выписка может представлять собой просто заполненные листы реестра).
Дело в том, что голосовать вне помещения могут только те избиратели, которые внесены в реестр. Однако довольно часто бывает, что голосуют вне помещения избиратели, которые попались на пути «выездной группы». Другое нарушение заключается в том, что «выездная группа» использует вместо реестра упомянутый выше список, а в реестр задним числом записывает только тех, кто проголосовал.
Попросите председателя или секретаря комиссии, чтобы он показывал Вам реестр перед выходом любой группы на проведение голосования вне помещения. Записывайте для себя, сколько избирателей внесено в выписку из реестра, с которой выезжает группа. Позже Вы должны будете проверить, не оказалось ли число избирателей, голосовавших в этот переносной избирательный ящик больше, чем было внесено в выписку.
3) Засекайте время, которое «выездные группы» тратят на проведение голосования вне помещения. Сопоставьте его с числом проголосовавших.
4) Обращайте внимание на составы «выездных групп». Они должны быть «политически нейтральны».
5) Если какое-либо выездное голосование вызвало у Вас сомнения, внимательно просмотрите заявления от избирателей, связанных с этим голосованием, а также акт, который составляется после каждого «выездного голосования». В заявлениях подписи за получение бюллетеня проставляются собственноручно избирателем (а иногда можно заметить, что они проставлены одной рукой). Число проголосовавших избирателей по акту не должно быть больше того, которое было внесено в выписку из реестра при выезде группы (см. пункт 2)).
При вскрытии переносных ящиков, голосование в которые вызывает у Вас сомнения, обратите внимание на то, нет ли там аккуратно сложенных пачек бюллетеней.
6) Выразите свои сомнения в особом мнении.
Если Вы лично проводите голосование вне помещения и оно осуществляется в соответствии с упомянутыми выше списками, то обращайте внимание на отказы голосовать: кого-то может не оказаться дома, кто-то заявляет, что не заказывал урну. Это – признаки неправомерного составления списков, нарушения добровольности голосования.
Подсчет голосов