Вопрос № 16. Массовое сознание и массовое действие. Источники социального напряжения

Проблема массового сознания изучается несколькими науками: философией, психологией, политологией, культурологией. Системность изучения массового сознания состоит в том, что понятие массового сознания связывается с такими понятиями, как общественное сознание или классовое сознание. Массовое сознание тесно связано с процессами, происходящими в обществе, и в какой-то степени является реакцией на них. Для определения массового сознании было введено понятие массы, толпы, аудитории, публики. Масса моет различаться по следующим основаниям:

  1. По способу образования (искусственное, естественное)
  2. По степени сплоченности (текучая, постоянна)
  3. По степени организации (примитивная, организованная)

В массовом сознании людей выделяют сознание: обыденное и практическое. К обыденному сознанию обычно относят все то, что связано с минимальным набором потребностей человека в повседневной жизни.

Под практическим сознанием понимают весь жизненный опыт человека, все те идеи, которые он впитывает и воспринимает.

Массовое сознание представляет собой форму группового и общественного сознания. В М.С. можно заметить противоречивость, которая заключается в том, что оно с одной стороны всегда консервативно, с другой стороны радикально.

Особенности М.С. состоит в том, что

1. оно всегда включает несовместимые явления, прогрессивные и регрессивные явления

2. в М.С. всегда проявляется синкретизм (органическое соединение противоположных влений)

3. размытость, иногда фрагментарность

4. эмоциональность М.С.

5. упрощенное представление социальной действительности

Слухи— это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), передающаяся исключительно в устной форме как бы "по секрету", "из уст в уста", и функционирующая исключительно в звуковой форме. Прародители слухов — легенды, былины и устные сказания, носившие политический характер. Слухи — это "массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу". В несколько иной трактовке слухи — это тот самый "специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории".

Подчеркнем: слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере непроверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют — как "информацию". Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, то это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть "слухами" и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было в разряде слухов в одну эпоху, может стать газетным сообщением в другую.

Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слуха претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень "достоверности" (тождественности оригиналу) и рано или поздно превращается в слух. Средневековый европейский герольд или родной отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных поселениях с разной интонацией и "выражением", неизбежно превращал этот текст в пересказываемый слух. Это усиливается, когда сказанное начинает передаваться не профессионалом, а про­стыми людьми: умножающиеся искажения увеличивают степень недостоверности. Не случайно в парламентах многих стран мира запрещается принимать законы или поправки к ним "на слух".

Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слуша­телем. Второй раз одному и тому же человеку данный слух не пересказывается. Как правило, слух подвергается дальнейшей трансляции. Слушающий, впоследствии становясь говорящим, передает этот слух новому слушающему. Это особый тип сообщения, который иногда называют "ауто (само) трансляционным". Са­мотранслирующееся сообщение устроено так, что его трудно удержать в себе. Человек старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение.

Слухи носят исключительно устный характер. Они не дублируют и не цити­руют информацию, содержащуюся в средствах массовой информации. Обычно слухи — это ответ на коллективные ожидания или представления. Они носят принципиально анонимный характер.

В исследованиях неформальных коммуникационных процессов известны две основные типологии слухов. Одна базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. Информационная типология. Поскольку слухи — всегда в той или иной мере недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности со­держащейся в них информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на че­тыре типа: "абсолютно недостоверные", "просто недостоверные", "достоверные" и "близкие к действительности". Хотя такая типология носит субъективный характер, она часто используется для решения практических задач.

2. "Эмоциональная" типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяются три основных типа слухов. Каждый из них соответствует опреде­ленному эмоциональному состоянию, которое он вызывает и на котором он "держится".

"Слух-желание" — это слух, содержащий сильное эмоциональное пожелание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером социально-политических слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями — так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (поэтому многие крестьяне просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном и т. д. По некоторым архивным данным, "запуск" подобных слухов осуществлялся властями сознательно и целенаправленно, для стимуляции и подкрепления патриотических настроений, в частности, для интенсификации воинского призыва. В распространении таких слухов значительную роль играли соответствующие государственные органы, в частности, полиция и жандармерия.

"Слух-желание" выполняет двойную функцию. С одной стороны, он соответ­ствует пожеланиям людей и потому поддерживает тонус их социального суще­ствования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. А в приведенных выше примерах они еще и стимулируют социально желательное политическое поведение.

С другой стороны, часто такие слухи быстро деморализуют население, вызы­вая заведомо неисполнимые ожидания. Когда становится очевидно, что этим же­ланиям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления — вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы "наобещал", но не выполнил обещанного. Исходя из этого, "слухи-желания" активно используются для манипуляцией политической психологией масс.

"Слух-пугало" — это слух, несущий в себе и вызывающий выраженные нега­тивные настроения и эмоциональные состояния страха и ужаса, отражающий некоторые актуальные, но крайне нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Обычно слухи такого типа появляются в периоды сильных социальных и политических напряжений (стихийные бедствия, войны, террористические акты, подготовка военного переворота, путчи и т.д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве "стержней" пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной.

"Агрессивный слух" — это слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания населения, а совершенно конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и соответствующего поведенческого "ответа" в виде жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.

Агрессивные слухи — продолжение "слухов-пугал". В основе их сюжетов имеется мощный эмоционально-энергетический агрессивный заряд. Известно, например, что агрессивные антиправительственные выступления провоцировались в Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афга­нистане под влиянием примитивного слуха о так называемом большом одеяле. В разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведется к одному: все сельчане вместе с женами будут спать по ночам в одном помещении, укрываясь одним общим большим одеялом.

Однако основная функция таких слухов — не просто запугивание людей, а провокация массовых агрессивных действий с их стороны. Эти слухи строятся не повествовательно, что обычно свойственно "слухам-желаниям" и "слухам-пугалам", а отрывочно, как бы "телеграфно". Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных "фактах", что называется, "взывающих к отмщению". Они несут силь­ный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность "мы" ("нормальных людей") в противовес общности "они" ("зверствующих нелюдей"). Такие слухи требуют "ответной" агрессии. Из последних примеров — слухи о "зверствах федеральных войск в Чечне", распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о "зверствах чеченских боевиков" в отношении федеральных войск.

"Нелепые слухи" стоят особняком во всех типологиях. Они могут быть и жела­тельными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них — очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются в переломные для массового сознания периоды, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция — попытка построения нового, более адекватного образа мира из обломков ушедших и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое.

Социальный конфликт– столкновение 2 или более человек, групп, общностей на основе нередко взаимоисключающих интересов по поводу обладающих высокой ценностью для обеих сторон благ, которые имеются в ограниченном количестве.

Стадии развития конфликта:

1) Возникновение потенциальной напряженности

2) Переход потенциальной напряженности в реальную социальную напряженность, связанную с тем, что участники конфликтной ситуации идентифицируют конфликт

3) Появление инцидентов, с одной стороны стимулирующих возникновение конфликта, с другой стороны усиливающих враждебность, неприязнь и противоборство в целом.

4) Открытое столкновение, враждебные действия сторон друг против друга. Усиливается напряженность, увеличивается нестабильность обстановки вокруг конфликта, противоположные стороны активно взаимодействуют.

5) Завершение конфликта, которое связано либо с удовлетворением потребностей, либо с изменением отношения к объективной ситуации, либо с изменением самой ситуации.

Структура конфликта:

1. Объект конфликта. Это любой элемент общества или та часть социальной реальности, которая может стать предметом притязания со стороны разных групп общества. Чтобы «нечто» превратилось в объект конфликта, это «нечто» должно находиться в сфере пересечения интересов разных социальных групп, а те в свою очередь должны стремиться к единоличному обладанию этим объектом.

2. Предмет конфликта – та реальная или воображаемая проблема, которая является или может быть источником и причиной враждебности и столкновения.

3. Субъекты конфликта – реальные обладатели и носители противоречивых интересов, понимающие проблемность их удовлетворения. Обычно это отдельные люди, классы, группы, этнические общности, государства, религиозные организации, трудовые коллективы.

4. Участники конфликта – те, кто могут открыто выступать и не выступать друг против друга, поддерживать ту или иную сторону, стимулировать конфликт.

5. Источники конфликта – те социальные проблемы, которые встречаются практически в любом обществе и по поводу которых возникают конфликтные ситуации. Например, это богатство, власть, престиж, человеческое достоинство (уважение).

6. Симптомы конфликта – те показатели, которые позволяют установить возникновение и развитие конфликта.

7. Причины конфликта – то, что непосредственно вызывает конфликт: а)объективные (ограниченность ресурсов (в основном материальных), соц- имущественное расслоение, различия соц- политических позиций); б) субъективные – связаны с целями, способами поведения, психологическим состоянием.

Функции конфликта:

Функции конфликта имеет двойственную природу, т.е. могут быть и положительными, и отрицательными

«--»: деструктивная, разрушительная функция (результатом конфликта является разрушение внутреннего единства группы или общности и потом ее распад);

«+»: 1) коммуникативно-связующая: конфликт информирует и сигнализирует (люди лучше узнают друг друга; конфликт указывает на какие-либо проблемы)

2) разрядка психологической напряженности между участниками конфликта

3) может стимулировать социальные изменения

Типология конфликтов:

1.конфликты можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий:

  1. внутри личностный
  2. межличностный
  3. между личностью и группой;
  4. межгрупповой;
  5. социальный.

2. В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

3.А.Раппопорт выделял конфликты типа

1) схватка – когда противников разделяют непримиримые противоречия и можно рассчитывать только на победу

2) дебаты – возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс

3) игра – где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил

Наши рекомендации