Массовое сознание и массовые действия. Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе

Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет ряд особенностей:

1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции;

2) синкретизм;

3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.;

4) эмоциональность;

5) «упрощенное» отражение социальной действительности.

Сопротивление массового сознания общественным преобразованиям может носить:

1) радикальный характер бунта;

2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции».

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет.


Формы массового поведения
Существуют различные формы массового поведения.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.
Различают несколько форм организованного протеста:

- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

- скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

- скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Виды масс

Чтобы определиться с тем, кто является носителем массового сознания, представляется возможным обратиться к философскому словарю, где дается следующее определение: «Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы, и которое, собственно, можно назвать массовым сознанием. Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.

Понятие «масса» можно конкретизировать по ряду оснований. В первую очередь, – в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие виды масс:

• большие и малые,

• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные),

• сгруппированные и не сгруппированные,

• контактные и неконтактные,

• спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые),

• состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).

Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения не выявляют реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.

Термин «манипулировать» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания бытия», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.


Понятие социального контроля .

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом - семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом старом - нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .

Согласно Т. Парсонсу, функция социального конт роля заключается в том, чтобы минимизировать рас хождения между социальными ожиданиями и факти ческим поведением индивидов. Фактически эта важ нейшая социальная функция, которую в обществе вы полняет институт контроля, расщепляется на три от дельные социальные функции:

регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

охранительнуюсоциальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современ ного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установ ленный политический строй, национальные, государ ственные, религиозные приоритеты. Эта функция соци ального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

стабилизирующую— социальный контроль, орга низуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказу емость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Девиация

Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Попытаемся прояснить эту идею на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации.

Девиация в социологии имеет дело с отклонениями от общепринятых норм, которые могут быть как позитивным, так и негативным.

Негативная девиация в социологии может быть связана, например, с алкоголизмом. Такие отклонения обществом не принимаются, они наталкиваются на определённые барьеры и препятствия. Сами люди, проявляющие подобное поведение, могут испытывать на себе влияние общества, которое проявляется в принимаемых санкциях. В зависимости от типа поведения санкции могут быть разными - изоляция, либо принудительное лечение, в некоторых случаях - какие-то наказания для нарушителя.

Изучение девиации даёт некоторые неоспоримые преимущества, в частности можно принимать меры по устранению негативных отклонений в поведении. Такая практика применяется в образовательных учреждениях, от того, насколько хорошо педагоги умеют выявлять подобные проблемы, во многом зависит эффективность их работы.

Наши рекомендации