Необходимость финансовых прогнозов
Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый прогноз – это основа основ бизнес-плана, точка отсчета во времени. Именно его необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
Ваши потенциальные инвесторы с особой тщательностью и интересом просмотрят Ваши финансовые принципы, которые должны быть разбиты по месяцам для первого и второго года, и по годам вплоть до десятого года работы. Это Ваш сценарий для будущей жизнедеятельности Вашего бизнеса.
Когда Вы будете иметь дело с цифрами, проработайте все детально вместе с Вашим бухгалтером.
Если Вы можете себе позволить, то приобретите недорогую программу по составлению бизнес-планов. Она значительно облегчит Ваш труд. Когда Вы дойдете до раздела финансов, эта программа сэкономит Вам массу времени и энергии, поможет разработать бюджет по расходам текущих наличных средств, используя отчетные данные. В качестве такой программы можно использовать и редактор ЕХСЕL, который сделает за Вас все финансовые расчеты.
Не забудьте также сделать предварительный баланс – перечислить свои активы и пассивы для того, чтобы произвести «моментальный снимок», отражающий положение фирмы в любой момент времени. Тогда баланс будет реальным подспорьем Вашему бухгалтеру.
Необходимо тщательно продумать и спланировать финансовые прогнозы, которые входят в документальную часть Вашего бизнес-плана. Оставьте специально достаточное количество времени для их проработки. Никогда не говорите инвестору, что относительно финансовой стороны дела надо запросить данные у Вашего бухгалтера. Это только отпугнет от Вас потенциальных инвесторов и докажет им Вашу некомпетентность в финансовых вопросах.
Состав финансовых прогнозов
Итак, Вам необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
1. Оперативный прогноз (план), отражающий за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
2. Прогноз (план) доходов и расходов по производству товаров показывает, получит ли предприятие прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой предприятия.
3. Прогноз (план) движения денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Когда Вы начнете рассчитывать отношение валового дохода к ожидаемым расходам и вычислите текущее сальдо в зависимости от времени, Вы сможете спрогнозировать движение Ваших наличных средств. Итоговое движение наличности является важным показателем эффективности Вашего предприятия. Ведь этот прогноз позволяет проверить будущую ликвидность Вашего предприятия при реализации данного проекта. Под ликвидностью в данном случае мы понимаем способность предприятия своевременно погашать обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете. А отсюда вытекает крайне важная информация для определения общей стоимости вашего проекта. Действительно, если сбыт Вашей продукции будет связан с длительным омертвлением средств в расчетах с покупателями, то для поддержания ликвидности вашего предприятия придется первое время делать регулярные дополнительные «вливания» денежных средств, что увеличит Вашу потребность в инвестициях. Прогноз разрабатывается финансовой службой предприятия.
4. Баланс подводит итоги экономической и финансовой деятельности предприятия за отчетный период. В нем перечислены все Ваши активы и пассивы. Баланс обычно разрабатывается бухгалтерией. Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации вашего проекта. Эта форма финансовой отчетности обычно очень тщательно изучается специалистами коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов. Анализ структуры баланса осуществляется путем сопоставления отдельных его статей, определенных на начало и конец отчетного периода, с валютой баланса. Такой подход к оценке изменений показателей баланса позволяет сопоставлять полученные результаты с данными по различным предприятиям, а также сравнивать финансовую отчетность за разные периоды времени. Анализ структуры активов позволяет выявить: состав денежных средств; состав дебиторской задолженности; запасы; внеоборотные активы. Анализ структуры пассивов дает важную информацию о капитале и других источниках средств предприятия: размер краткосрочных обязательств; размер долгосрочных обязательств; собственные средства, включая уставный капитал, добавочный капитал и реинвестированную прибыль.
Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько иную систему бухгалтерского учета.
Кроме вышеперечисленных документов Вы должны предоставить:
· прогноз объемов реализации;
· таблицу доходов и затрат;
· график прибыльности.
Прогноз объемов реализации дает представление о той доле рынка, которую Вы предполагаете завоевать своей продукцией. Обычно такой прогноз составляют на три года вперед. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, а данные третьего года приводятся общей суммой продаж за 12 месяцев. Предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели и имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах, а, начиная со второго года, необходимо заниматься прогнозными прикидками. Под эти цифры реализации Вы будете покупать оборудование, тратиться на рекламу, нанимать новых работников, вкладывать собственные финансовые ресурсы. Поэтому, если эти прикидки не сделаны на основе серьезного анализа рынка, то это незамедлительно скажется именно на Вас.
Таблица доходов и затрат – это документ с довольно простой структурой. В него включают следующие показатели:
1) доходы от продажи товаров;
2) издержки производства товаров;
3) суммарную прибыль от продаж (п.1 – п.2);
4) общепроизводственные расходы (по видам);
5) чистую прибыль (п.3 – п.4).
Таблица доходов и затрат показывает, как будет формироваться и изменяться Ваша прибыль: для первого года — помесячно, для второго — поквартально, для третьего – в расчете на год.
И, наконец, в данном разделе бизнес-плана необходимо привести график прибыльности и расчеты к нему, которые готовят исходя из выбранной цены на продукцию (см. рис.9.1). Этот график представляет собой комбинацию графиков валового дохода и себестоимости. Кривые валового дохода и себестоимости могут дважды пересекаться, и точки такого пересечения представляют большой интерес. До первого пересечения кривых дохода и себестоимости кривая себестоимости проходит выше кривой дохода. Это означает, что на этапе развертывания своего дела предприниматель обычно работает с убытком – его выручка от реализации ниже, чем затраты на производство. Эти величины уравниваются только в той точке, где кривые дохода и себестоимости впервые пересекаются. Это и есть точка безубыточности.
Рисунок 9.1. График прибыльности
Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
Стратегия финансирования
Теперь можно приступить к составлению стратегии финансирования. В этой части бизнес-плана необходимо изложить план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо дать ответы на следующие вопросы.
· Сколько вообще нужно средств для реализации данного проекта?
· Каковы источники получения этих денег?
· Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них? Каков будет этот доход?
Что касается первого вопроса, то ответ на него вытекает из предыдущей части раздела «Финансовые прогнозы». При ответе на второй вопрос необходимо определить, какую долю средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала. Очень сложно получить однозначное соотношение этих двух источников финансирования. Слишком уж много факторов, влияют на все заинтересованные стороны.
Поэтому финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. Тогда банки не будут требовать повышенной платы за кредит, так как риск вложений здесь меньше, чем для вновь создаваемого предприятия, да и не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, в качестве которого могут выступить уже имеющиеся активы.
Для проектов по созданию нового предприятия или реализации технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал. Брать деньги в кредит в этом случае не выгодно. Кредитное соглашение обязательно включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат основной суммы долга и процентов по кредиту в течение срока, указанного в кредитном соглашении. Для нового предприятия иногда соблюдение такого календарного графика выплат может оказаться не по силам из-за постепенного нарастания суммы доходов от реализации. В такой ситуации даже вполне перспективные проекты, способные в будущем принести крупные прибыли, могут обанкротиться лишь потому, что не смогут решить проблемы с ликвидностью в первые годы.
Средства же, полученные от партнеров или акционеров, лишены этих недостатков. Новое предприятие в первые годы может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражений акционеров, если прибыль инвестируется в развитие фирмы, что ведет к повышению курса ее акций и укреплению позиций на рынке.
Наконец, что касается третьего вопроса – оценки сроков возврата заемных средств, то это требует проведения и включения в бизнес-план специальных расчетов, дающих возможность определить срок окупаемости вложений.
Все эти шаги необходимо сделать не только финансистам и экономистам крупных предприятий, готовящим обоснование для новых инвестиций, но и тем, кто собирается стать на путь частного бизнеса, создав свое дело.