Тема 7. Товарная политика предприятия
Задание 10. Оценка конкурентоспособности товара
Условия задания. Оценить конкурентоспособность товара методом оценки стоимостных и качественных параметров товара. Предприятие выпускает продукцию под маркой «А» и «Б». Самым опасным конкурентом на выбранном целевом рынке является марка «В».
Методические указания:
1. Респонденты определяют параметры, которые определяют потребительную ценность товара (таблица 17).
2. Респонденты определяют коэффициент значимости параметра, распределяя 100 баллов между параметрами пропорционально их значимости для них.
3. Коэффициент конкурентоспособности К рассчитывается по формуле:
К = Iт.п ./ Iэ.п, (32)
где Iт.п – индекс технических параметров;
Iэ.п – индекс экономических параметров.
n
Iт.п = S Di * qi, (33)
i=1
где Di – коэффициент значимости параметра;
qi - Роц. / Рконк., (34)
где Роц.- параметр оцениваемого товара;
Рконк. – параметр товара конкурента.
Iэ.п = (Ц + М.) оц /(Ц + М.) конк., (35)
где Ц – цена товара;
М – суммарные расходы потребителя за весь срок эксплуатации товара.
4. По результатам расчетов делаются выводы и предложения.
Таблица 17 - Исходные данные
Параметры | «А» | «Б» | «В» | Коэффициент значимости параметра |
1. Надежность, тыс.час | ||||
2. Вес, г | ||||
3. Количество функций, ед. | ||||
4. Имидж, балл | ||||
5. Цена товара, руб | - | |||
6. Цена потребления, руб. | - |
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы и предложения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Мультиатрибутивная модель оценки конкурентоспособности товара
Условия задания. Оценить конкурентоспособность 3 марок товара в соответствии с пятью наиболее значимыми атрибутами.
Методические указания:
1. Респонденты оценивают по 10- балльной шкале каждый атрибут каждой марки (таблица 18).
2. Респонденты оценивают важность атрибутов, распределяя 100- баллов между атрибутами пропорционально их важности для них.
3. Определяется показатель дифференциации. Дифференциация – мера воспринимаемого различия между марками по каждому атрибуту. Рекомендуется рассчитывать дифференциацию как среднеквадратичное отклонение оценочных баллов по атрибуту.
4. Характерность определяется как произведение показателя важности атрибута на балл дифференциации с последующим нормированием результатов до единицы.
5. Средний балл марки определяется как произведение оценочных баллов на показатель важности атрибута.
6. Балл с коррекцией рассчитывается как произведение оценочных баллов марки на балл характерности.
7. Делаются выводы и предложения.
Таблица 18 - Мультиатрибутивная модель оценки конкурентоспособности товара
Марки | Атрибуты | Баллы | |||||
Средн. балл | Балл с коррек. | ||||||
1. А | |||||||
2. Б | |||||||
3. В | |||||||
Важность | 0,45 | 0,2 | 0,10 | 0,15 | 0,10 | 1,0 | 1,0 |
Дифференциация | - | - | |||||
Характерность | 1,0 | 1,0 |
Решение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и предложения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Матрица частоты совместных покупок
Условия задания.Определить интенсивность связи между продаваемым ассортиментом товаров путем подсчета частоты совместных покупок определенной пары товаров. Ассортимент состоит из шести товаров и было сделано пять покупок.
Таблица 19 - Исходные данные
Товар | А | Б | В | Г | Д | Е | Итого |
Покупка 1 | |||||||
Покупка 2 | |||||||
Покупка 3 | |||||||
Покупка 4 | |||||||
Покупка 5 | |||||||
Сумма |
Решение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таблица 20 – Матрица частоты совместных покупок
Товар | А | Б | В | Г | Д | Е | Итого |
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г | |||||||
Д | |||||||
Е | |||||||
Сумма |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 21 – Модифицированная матрица частоты совместных покупок
Товар | А | Б | В | Г | Д | Е | Итого |
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г | |||||||
Д | |||||||
Е | |||||||
Сумма |
Выводы и предложения:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Ценовая политика предприятия
Задание 13. Стратегия повышения и понижения цены
Условия задания. Как должен измениться объем реализации Кн при снижении цен, если цена старая Цст = 200 руб., а цена новая Цн= 170 руб. при базовом объеме реализации Кст= 500 единиц. Оценить при различных вариантах эластичности спроса, равных: а) Эс= 1,0
б) Эс= 0,51
в) Эс= 2,14
Решение:
Объем реализации при снижении цены рассчитывается по формуле:
Qн = Qст ∙ (2 + ∆tP ∙ εс) / (2 - ∆tP ∙ εс), (36)
где Qст, Qн – старый и новый объем реализации, ед.;
εс – коэффициент эластичности спроса;
∆tP – темп изменения прироста цены:
∆tP = 2 (Pн - Pст ) / (Pн + Pст ). (37)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия задания.Как должен изменится объем реализации при повышении цены, если цена старая 200 руб., а цена новая 240 руб. Базовый объем реализации Qст= 500 единиц. Оценить при различных вариантах эластичности спроса:
а) Эс = 1,0
б) Эс = 0,51
в) Эс= 2,14
Решение:
Объем реализации при повышении цены рассчитывается по формуле:
Qн = Qст ∙ (2 - ∆tP ∙ εс) / (2 + ∆tP ∙ εс). (38)
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и предложения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14. Параметрический метод ценообразования
Условия задания. Установить цену параметрическим методом на товар А, если известно, что на рынке основным конкурентом является модель Б. Стоимость базовой модели Б составляет 5000 руб.
Методические указания:
1. Выбираются параметры товара, которые определяют потребительную ценность товара (гр.1).
2. Подбирается экспертная группа.
3. Эксперты определяют, какой параметр из представленных самый важный, менее важный и т.д.(гр.2). Рассчитывается средний балл (гр.3).
4. Эксперты оценивают по 10-балльной шкале каждый параметр каждой марки (гр.4,6). Рассчитывается средний балл (гр.5,7).
5. Определяется балльная оценка изделия с учетом важности параметров (гр.8,9).
6. Рассчитывается цена 1 балла.
7. Рассчитывается цена каждого параметра (гр.10).
8. Устанавливается цена на товар.
Решение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 22 - Исходные данные и решение
Параметры | Балльная оценка изделия | Цена параметра, руб. | |||||||
ранжирован-ный ряд | базового | нашего | с учетом важности параметра | ||||||
Эксперты 1 2 3 4 | Среднее значение | Эксперты 1 2 3 4 | Среднее значение | Эксперты 1 2 3 4 | Среднее значение | базового | нашего | ||
1. Надежность | 2 3 4 4 | 7 8 6 5 | 6 7 5 4 | ||||||
2. Дизайн | 4 2 1 2 | 4 5 3 4 | 7 8 6 7 | ||||||
3. Вес | 1 1 2 1 | 6 5 6 7 | 5 4 6 3 | ||||||
4.Долговеч-ность | 3 4 3 3 | 4 5 7 6 | 8 7 8 6 | ||||||
Сумма |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и предложения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Калькуляционное выравнивание цены
Условия задания. Ассортимент торгового предприятия состоит из следующих продуктов: А, В и С. Реализация продукта А приносит значительный убыток (таблица 23). Оценить правильность решения об исключении продукта А из ассортимента. Установить цены методом калькуляционного выравнивания цены.
Методические указания:
1. Проводится анализ деятельности предприятия методом покрытия затрат (таблица 24).
2. Рассматривается вариант исключения продукта А из ассортимента предприятия (таблица 25).
3. Делаются выводы о целесообразности исключения продукта А из ассортимента.
4. Устанавливаются новые цены методом покрытия затрат (таблица 26).
5. Делаются выводы и предложения.
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 23 - Исходные данные и решение
Показатели | Продукт | ||
А | В | С | |
1. Цена продажи, руб. | 215,00 | 180,00 | 204,00 |
2. Объем продаж, факт, тыс.ед. | |||
3. Выручка, тыс.руб. | |||
4. Переменные издержки, тыс.руб. | |||
5. Постоянные издержки, тыс.руб. | |||
6. Прибыль, тыс.руб. | -560 | - 80 | |
7. Общая прибыль предприятия, тыс.руб. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 24 - Анализ деятельности предприятия методом покрытия затрат
Показатели | Продукт | ||
А | В | С | |
1. Цена продажи, руб. | |||
2. Объем продаж, тыс.ед. | |||
3. Выручка, тыс.руб. | |||
4. Переменные издержки, тыс.руб. | |||
5. Покрытие затрат, тыс.руб. | |||
6. Покрытие затрат всего, тыс.руб | |||
7. Постоянные издержки, всего, тыс.руб. | |||
8. Общая прибыль предприятия, тыс.руб. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 25 - Прибыль предприятия после исключения продукта А
Показатели | Продукт | |
В | С | |
1. Цена продажи, руб. | ||
2. Объем продаж, тыс.ед. | ||
3. Выручка, тыс.руб. | ||
4. Переменные издержки, тыс.руб. | ||
5. Покрытие затрат, тыс.руб. | ||
6. Покрытие затрат, всего, тыс.руб | ||
7. Постоянные издержки, всего тыс.руб. | ||
8. Общая прибыль предприятия, тыс.руб. |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 26 - Калькуляционное выравнивание цены
Показатели | Продукт | ||
А | В | С | |
1. Первоначально установленная цена, руб. | |||
2. Объем продаж, факт, тыс.ед. | |||
3. Планируемая выручка, тыс.руб. | |||
4. Рыночная цена, руб. | |||
5. Выручка, тыс.руб. | |||
6. Уменьшение выручки, тыс.руб. | |||
7. Уменьшение выручки по всем продуктам, тыс.руб. | |||
8. Требуемая выручка по продукту В после калькуляционного выравнивания, тыс.руб. | х | х | |
9. Цена продукта после калькуляционного выравнивания, руб. |
Выводы и предложения:____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________