Тема 7. Товарная политика предприятия

Задание 10. Оценка конкурентоспособности товара

Условия задания. Оценить конкурентоспособность товара методом оценки стоимостных и качественных параметров товара. Предприятие выпускает продукцию под маркой «А» и «Б». Самым опасным конкурентом на выбранном целевом рынке является марка «В».

Методические указания:

1. Респонденты определяют параметры, которые определяют потребительную ценность товара (таблица 17).

2. Респонденты определяют коэффициент значимости параметра, распределяя 100 баллов между параметрами пропорционально их значимости для них.

3. Коэффициент конкурентоспособности К рассчитывается по формуле:

К = Iт.п ./ Iэ.п, (32)

где Iт.п – индекс технических параметров;

Iэ.п – индекс экономических параметров.

n

Iт.п = S Di * qi, (33)

i=1

где Di – коэффициент значимости параметра;

qi - Роц. / Рконк., (34)

где Роц.- параметр оцениваемого товара;

Рконк. – параметр товара конкурента.

Iэ.п = (Ц + М.) оц /(Ц + М.) конк., (35)

где Ц – цена товара;

М – суммарные расходы потребителя за весь срок эксплуатации товара.

4. По результатам расчетов делаются выводы и предложения.

Таблица 17 - Исходные данные

Параметры «А» «Б» «В» Коэффициент значимости параметра
1. Надежность, тыс.час
2. Вес, г
3. Количество функций, ед.
4. Имидж, балл
5. Цена товара, руб -
6. Цена потребления, руб. -

Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы и предложения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Мультиатрибутивная модель оценки конкурентоспособности товара

Условия задания. Оценить конкурентоспособность 3 марок товара в соответствии с пятью наиболее значимыми атрибутами.

Методические указания:

1. Респонденты оценивают по 10- балльной шкале каждый атрибут каждой марки (таблица 18).

2. Респонденты оценивают важность атрибутов, распределяя 100- баллов между атрибутами пропорционально их важности для них.

3. Определяется показатель дифференциации. Дифференциация – мера воспринимаемого различия между марками по каждому атрибуту. Рекомендуется рассчитывать дифференциацию как среднеквадратичное отклонение оценочных баллов по атрибуту.

4. Характерность определяется как произведение показателя важности атрибута на балл дифференциации с последующим нормированием результатов до единицы.

5. Средний балл марки определяется как произведение оценочных баллов на показатель важности атрибута.

6. Балл с коррекцией рассчитывается как произведение оценочных баллов марки на балл характерности.

7. Делаются выводы и предложения.

Таблица 18 - Мультиатрибутивная модель оценки конкурентоспособности товара

Марки Атрибуты Баллы
          Средн. балл Балл с коррек.
1. А    
2. Б    
3. В    
Важность 0,45 0,2 0,10 0,15 0,10 1,0 1,0
Дифференциация           - -
Характерность           1,0 1,0

Решение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и предложения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Матрица частоты совместных покупок

Условия задания.Определить интенсивность связи между продаваемым ассортиментом товаров путем подсчета частоты совместных покупок определенной пары товаров. Ассортимент состоит из шести товаров и было сделано пять покупок.

Таблица 19 - Исходные данные

Товар А Б В Г Д Е Итого
Покупка 1        
Покупка 2          
Покупка 3          
Покупка 4      
Покупка 5      
Сумма              

Решение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таблица 20 – Матрица частоты совместных покупок

Товар А Б В Г Д Е Итого
А              
Б              
В              
Г              
Д              
Е              
Сумма              

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 21 – Модифицированная матрица частоты совместных покупок

Товар А Б В Г Д Е Итого
А              
Б              
В              
Г              
Д              
Е              
Сумма              

Выводы и предложения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 8. Ценовая политика предприятия

Задание 13. Стратегия повышения и понижения цены

Условия задания. Как должен измениться объем реализации Кн при снижении цен, если цена старая Цст = 200 руб., а цена новая Цн= 170 руб. при базовом объеме реализации Кст= 500 единиц. Оценить при различных вариантах эластичности спроса, равных: а) Эс= 1,0

б) Эс= 0,51

в) Эс= 2,14

Решение:

Объем реализации при снижении цены рассчитывается по формуле:

Qн = Qст ∙ (2 + ∆tP ∙ εс) / (2 - ∆tP ∙ εс), (36)

где Qст, Qн – старый и новый объем реализации, ед.;

εс – коэффициент эластичности спроса;

∆tP – темп изменения прироста цены:

∆tP = 2 (Pн - Pст ) / (Pн + Pст ). (37)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия задания.Как должен изменится объем реализации при повышении цены, если цена старая 200 руб., а цена новая 240 руб. Базовый объем реализации Qст= 500 единиц. Оценить при различных вариантах эластичности спроса:

а) Эс = 1,0

б) Эс = 0,51

в) Эс= 2,14

Решение:

Объем реализации при повышении цены рассчитывается по формуле:

Qн = Qст ∙ (2 - ∆tP ∙ εс) / (2 + ∆tP ∙ εс). (38)

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и предложения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Параметрический метод ценообразования

Условия задания. Установить цену параметрическим методом на товар А, если известно, что на рынке основным конкурентом является модель Б. Стоимость базовой модели Б составляет 5000 руб.

Методические указания:

1. Выбираются параметры товара, которые определяют потребительную ценность товара (гр.1).

2. Подбирается экспертная группа.

3. Эксперты определяют, какой параметр из представленных самый важный, менее важный и т.д.(гр.2). Рассчитывается средний балл (гр.3).

4. Эксперты оценивают по 10-балльной шкале каждый параметр каждой марки (гр.4,6). Рассчитывается средний балл (гр.5,7).

5. Определяется балльная оценка изделия с учетом важности параметров (гр.8,9).

6. Рассчитывается цена 1 балла.

7. Рассчитывается цена каждого параметра (гр.10).

8. Устанавливается цена на товар.

Решение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 22 - Исходные данные и решение

Параметры Балльная оценка изделия Цена параметра, руб.
ранжирован-ный ряд базового нашего с учетом важности параметра
Эксперты 1 2 3 4 Среднее значение Эксперты 1 2 3 4 Среднее значение Эксперты 1 2 3 4 Среднее значение базового нашего
1. Надежность 2 3 4 4   7 8 6 5   6 7 5 4        
2. Дизайн 4 2 1 2   4 5 3 4   7 8 6 7        
3. Вес 1 1 2 1   6 5 6 7   5 4 6 3        
4.Долговеч-ность 3 4 3 3   4 5 7 6   8 7 8 6        
Сумма                  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и предложения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Калькуляционное выравнивание цены

Условия задания. Ассортимент торгового предприятия состоит из следующих продуктов: А, В и С. Реализация продукта А приносит значительный убыток (таблица 23). Оценить правильность решения об исключении продукта А из ассортимента. Установить цены методом калькуляционного выравнивания цены.

Методические указания:

1. Проводится анализ деятельности предприятия методом покрытия затрат (таблица 24).

2. Рассматривается вариант исключения продукта А из ассортимента предприятия (таблица 25).

3. Делаются выводы о целесообразности исключения продукта А из ассортимента.

4. Устанавливаются новые цены методом покрытия затрат (таблица 26).

5. Делаются выводы и предложения.

Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 23 - Исходные данные и решение

Показатели Продукт
А В С
1. Цена продажи, руб. 215,00 180,00 204,00
2. Объем продаж, факт, тыс.ед.
3. Выручка, тыс.руб.
4. Переменные издержки, тыс.руб.
5. Постоянные издержки, тыс.руб.
6. Прибыль, тыс.руб. -560 - 80
7. Общая прибыль предприятия, тыс.руб.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 24 - Анализ деятельности предприятия методом покрытия затрат

Показатели Продукт
А В С
1. Цена продажи, руб.      
2. Объем продаж, тыс.ед.      
3. Выручка, тыс.руб.      
4. Переменные издержки, тыс.руб.      
5. Покрытие затрат, тыс.руб.      
6. Покрытие затрат всего, тыс.руб  
7. Постоянные издержки, всего, тыс.руб.      
8. Общая прибыль предприятия, тыс.руб.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 25 - Прибыль предприятия после исключения продукта А

Показатели Продукт
В С
1. Цена продажи, руб.    
2. Объем продаж, тыс.ед.    
3. Выручка, тыс.руб.    
4. Переменные издержки, тыс.руб.    
5. Покрытие затрат, тыс.руб.    
6. Покрытие затрат, всего, тыс.руб  
7. Постоянные издержки, всего тыс.руб.    
8. Общая прибыль предприятия, тыс.руб.  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 26 - Калькуляционное выравнивание цены

Показатели Продукт
А В С
1. Первоначально установленная цена, руб.      
2. Объем продаж, факт, тыс.ед.      
3. Планируемая выручка, тыс.руб.      
4. Рыночная цена, руб.      
5. Выручка, тыс.руб.      
6. Уменьшение выручки, тыс.руб.      
7. Уменьшение выручки по всем продуктам, тыс.руб.  
8. Требуемая выручка по продукту В после калькуляционного выравнивания, тыс.руб. х   х
9. Цена продукта после калькуляционного выравнивания, руб.      

Выводы и предложения:____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации