Товарная политика предприятия.

Тема

1.Что является основным звеном экономики?

Основным звеном экономики является предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие характеризуется рядом признаков, имеет свои цели и задачи, определяющиеся прежде всего состоянием внутренней и внешней среды.

2. Основные признаки классификации предприятий

• отраслевая принадлежность;

• структура производства;

• используемые ресурсы;

• назначение готовой продукции;

• размеры;

• форма собственности;

• организационно-правовая форма;

• технологическая и техническая общность;

• время работы в течение года.

3. Что такое производственный процес?

Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами производственного процесса являются труд, средства труда и предметы труда.

4. Внешняя среда предприятия

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

5.Что такое фармацевтическое предприятие?

Фармацевтическое предприятие - промышленное предприятие по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и/или лекарственных форм.

6.Что такое производственная структура?

Производственная структура — часть общей структуры предприятия, представляет собой состав и взаимосвязи основных и вспомогательных производственных подразделений. Первичной структурной единицей предприятия является рабочее место. Группы рабочих мест объединяется в производственный участок. Производственной структурой предприятия называется его разделение на подразделения (производства, цехи, участки, хозяйства, службы и т.п.), осуществляемое по определенным принципам их построения, взаимосвязи и размещения.

7. В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

§ использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

§ интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

§ интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Тема.

Товарная политика предприятия.

Товарная политика — это конкретная деятельность фирмы, отвечающая маркетинговой стратегии, направленная на изучение способов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего, ее качественных характеристик, создание новых товаров, формирование ассортимента и управление им, поиск сегментов рынка, разработка и осуществление стратегии упа­ковки, маркирования, обслуживания товаров и т. д.

Хорошо продуманная товарная политика является для руководства предприятия указателем общей направленности действий в создании товаров, способных максимально удов­летворить потребности покупателей, а значит, в завоевании приоритетных позиций на рынке конкурентной продукции.

2) К решениям, принимаемым в рамках товарной политики, следует отнести:

• номенклатуру производимых товаров;

• ширину ассортиментных групп;

• диапазон объемов выпуска каждого товара;

• качество товара;

• модификацию;

• обеспечение товара торговой маркой;

• исключение из производства устаревших товаров;

• производство новых товаров;

• стандартизацию;

• запланированное старение бывших видов товара с це­лью привлечения внимания покупателей к товару-новинке;

• количество каждого вида товара, выпускаемого за опре­деленный период.

3) Основные свойства товаров:

1. Физические. К ним относятся материальные характеристики товаров, такие как форма, цвет, объем, вес, запах, материал и многие др.

2. Функциональные, которые обеспечивают удовлетворение единственных или нескольких потребностей и отражают предназначение товара.

3. Символические свойства выражают те свойства товара, которые им приписывает сам потребитель (статус, престиж, класс).

4. Экономические, характеризующие его экономичность (цена и др.).

5. Эстетические. Включают внешний облик продукта, т.е. привлекательность, стайлинг, соответствие изделия определенному стилю или какому-либо направлению в моде.

4) Жизненный цикл товаров – это время их нахождения на рынке.

1. Внедрение

2. Рост ( увеличение объема прожад)

3. Зрелость (стабильные продажи)

4. Спад

Жизненный цикл изделия включает:

ü предпроизводственный этап

ü этап процесса производства

ü реализации продукции.

5) Товарная политика (ТП)– это стратегия и основные направления формирования ТА фармацевтической организации (ФО).

Существует 5 направлений ТП:

1. Формирование товарной номенклатуры и увеличение конкурентоспособности ТАА.

2. Анализ жизненного цикла ТАА.

3. Обновление ассортимента в целом и по отдельной ассортиментной позиции.

4. Оптимизация ТАА по их потребительским характеристикам и особенностям технического производства (упаковка, дизайн, разработка лек. формы).

5. Реализация рациональной ассортиментной политики:

· Определение рациональной глубины, широты, полноты ТАА;

· Оптимизация ТАА с учетом скорости реализации, рентабельности продаж единиц продукции ( получение большего дохода от е продажи – разница между оптовой и розничной ценой);

· Наличие ассортим. позиции из перечней и списков, установленных Федеральным органом власти ( Постановление правительства и Приказы МЗ СР РФ). Например, Перечень ЖНВЛП, Перечень обязательного ассортим. минимума, Перечень НС и ПВ и их прекурсоров, ядовитых и сильнодействующих веществ, ЛП отпускаемых по БРО, ДЛО и др.

6) По определению Ф. Котлера товар:

Товар – это все то, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования или потребления, т.е. это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации или идеи. Другими словами товар представляет собой продукт созданный для удовлетворения потребностей.

7) Весь ассортимент лекарственных средств в аптеке можно разделить на группы, находящиеся на той или иной стадии жизненного цикла. Препараты на стадии внедрения - это стратегические препараты, которые призваны обеспечить будущую прибыль. Они еще малодоходны из-за небольшого спроса на них при высоких ценах.

Основные препараты - это лекарства, находящиеся в стадии роста и приносящие основные прибыли, лидеры продаж - бестселлеры. Эти препараты активно продвигаются на рынке с помощью рекламы, работы медицинских представителей, методов стимулирования продаж.

Поддерживающие препараты - это лекарственные средства, находящиеся в стадии зрелости и приносящие существенные прибыли. Эти препараты не нуждаются в значительных инвестициях, поэтому поступления от продаж данной группы могут финансировать другие ассортиментные позиции, обязательные для наличия в ассортименте, но не пользующиеся спросом. Среди препаратов безрецептурного отпуска к поддерживающим можно отнести Анальгин, Ацетилсалициловую кислоту, Эссенциале, Фестал, Но-шпу, Пенталгин, Коринфар, Трихопол и др.

Уходящие препараты - лекарства, находящиеся в стадии спада и подлежащие постепенному выводу с рынка.

Важно учитывать соотношение указанных групп препаратов и их долю в общем объеме продаж аптеки. Практика свидетельствует, что в идеале доля основных и поддерживающих препаратов должна составлять 75-85 процентов в общем объеме продаж.

Тема

1. Сұраныстың өзгеруі дегеніміз не ?

Сұраныстың өзгеруі дегеніміз – бағалық емес факторлардың өзгеруі нәтижесінде сатып алушылардың сатып алатын тауарларының санындағы өзгерістер.

2. Сұраныс көлеміне әсер ететін факторлар қандай ?

Сұраныс көлеміне әсер ететін факторлар 2-ге бөлінеді:

а) бағалық факторлар; Тауар бағасының төмендеуі сұраныс деңгейін жоғарлатады, ал бағаның өсуі сұраныс деңгейін төмендетеді

ә) бағалық емес факторлар

3. Икемділік дегеніміз не ?

Икемділік дегеніміз – бір айнымалының екінші айнымалыға жауап ретінде өзгеру дәрежесі.

4. Бәсекелестіктің негізгі қандай түрлері бар ?

Бәсекелестің негізгі екі түрі бар.

1). Бір сала ішіндегі бәсекелестік – бұл бір саланың тауар өндірушілері арасында болады

2). Салааралық бәсекелестік – бұл халық шаруашылығы салалары аралық күрес.

5. Бәсекелестікке қабылеттілік-?

Бәсекелестiкке қабiлеттiк - бірнеше деңгейде қарастырылатын экономикалық категория: тауардың (қызметтің) бәсекелестікке қабілеттілігі; тауар өндірушінің (немесе фирманың) бәсекеге қабілеттілігі; салалық бәсекеге қабілеттік; елдердің бәсекеге қабілеттілігі.

6. Бәсеке дегеніміз не ?

Бәсеке дегеніміз - тауар өндірушілер арасындағы жоғары пайда табу барысында өз өнімдерін өткізудегі жарысы.

7. Жетілмеген бәсекенің түрлері қандай ?

Жетілмеген бәсекенің 3 түрі бар:

а) Монополиялық бәсеке- 10-100-ге дейінгі фирмалар арасындағы бәсеке ә ) Олигополия – 1-10-ға дейінгі бірнеше ірі фирмалардың арсындағы бәсеке.

б) Монополия-жалғыз өндіруші фирма.

Тема

1. Что такое методика экономического анализа?

Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

2. Группы методов ЭА

1.Общеэкономические (сравнение, графический, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический);

2.Статистические (средних и относительных величин, обработки рядов динамики, индексный, корреляционный, дисперсионный анализ);

3.Математические (матричные, теория межотраслевого баланса, теория производственных функций, линейное и нелинейное программирование, теория графов, игр).

3. Объекты исследования ЭА?

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

4. Роль ЭА в управлении организацией?

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния.

5. Содержание экономического анализа?

— это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

6. Объекты ЭА

имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

7. Что такое фармацевтическая экономика?*

Совокупность институтов(формальных и неформальных правил), организаций, учреждений, занятых производством, товарным обращением фарм-х и парафарм-х товаров и услуг.

Наука, областью исследования которой является проблемы эффективного управления и использования ограниченных ресурсов лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента с целью максимального удовлетворения потребностей в фарм помощи населению, лечебно-профилактических, других учреждений и организаций.

8. Основными задачами внутреннего анализа деятельности организации

1проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;

2 определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;

3 расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных

4 изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

9. Задача внешнего анализа деятельности организации

оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

10. Что такое Экономический Финансовый анализ

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

11. Экономический Управленческий анализ

в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

12. В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

13. Графический способ экономического анализа

Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

14. Главные экономические факторы.

1) налоги;

2) государственные расходы;

3) управление государственным долгом

4) предложение денег;

5) процентные ставки;

6) уровень инфляции;

7) потребительские расходы;

8) инвестиции;

9) стоимость энергоресурсов;

10) внешняя торговля;

11) валютные курсы.

Наши рекомендации