Методы оценки уровня качества продукции

Уровень качества продукции - это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовым значением показателя является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца, и значения каких наиболее отличаются от базовых [21].

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которой существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным [21].

Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей. Например, главным показателем грузовых автомобилей является годовая производительность в т-км, автобусов - производительность в пассажиро-километрах, энергетических турбин - годовая выработка энергии в кВт×ч, в металлорежущих станках - производительность в количестве обработанных деталей и т.п.

Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции.

Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции [21]. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель, при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности.

Индекс качества - это комплексный показатель качества разнородной продукции (выпущенной за рассматриваемый период времени), который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции[27].

Индекс дефектности - это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции (коэффициентом дефектности называется среднее взвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции).

Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценивать качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.

Качество и конкурентоспособность продукции. Оценка позиций конкурентов по производительности и качеству.

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

Однако конкурентоспособной может оказаться также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной и случайно. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже - при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, желания и возможности потребителей, проводя маркетинговые исследования.

Если производителю повезло и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения.

Современный этап развития российской экономики определяется также усилением взаимозависимости производства и потребления [35]. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выделить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем.

Экономическая интеграция производителя и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так называемые затраты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого качества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответственность между изготовителями и потребителями являются основой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия.

Таким образом, формируется потребительно-стоимостный подход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблением, изготовителями и потребителями.

Если с этих позиций проанализировать эффективность разработанных систем управления качеством, то можно отметить, что в целом они не оказали значительного влияния на повышение качества и конкурентоспособности продукции по следующим причинам:

· целевая функция системы не была направлена на удовлетворение требований конкретного потребителя;

· действующие законодательная и нормативная базы, система государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и потребителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию);

· в организации управления качеством преобладал стоимостный подход и практически игнорировался потребительно-стоимостный. Как обобщенная оценка эффективности систем управления качества продукции принимался удельный вес продукции высокого качества (например, продукция высшей категории качества) в стоимостном выражении в общем объеме стоимостного выпуска продукции за определенный период. Поэтому отсутствовала возможность оценить влияние системы управления на повышение качества конкретного вида продукции;

· объектом управления качеством являлся обособленный, а не интегрированный производитель. Поэтому в процессе проектирования систем управления качеством не отрабатывался механизм взаимодействия всех участников создания конечной продукции, хозяйственные связи между предприятиями-смежниками не имели устойчивого характера;

· во многих случаях выполнение задач и функций системы не обеспечивалось необходимой информацией.

В перестройке механизма управления народным хозяйством можно выделить следующие основные моменты, определяющие направления перестройки стандартизации: расширение границ самостоятельности хозяйственных организаций, ослабление вертикальных связей при одновременном усилении связей по горизонтали, замена директивных методов управления договорными, основанными на соглашении между партнерами, исходя из их экономических интересов, т.е., по существу, речь идет об интеграционной функции стандартизации.

Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовления продукции часто приводит к конфликтным ситуациям между разработчиками, изготовителями и потребителями по технико-экономическим показателям продукции, качеству и стабильности ее изготовления, срокам создания и поставки. По сути дела, должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством, реализуемый соответствующими системами управления. Все это требует организации сквозного управления качеством продукции, предусматривающее целенаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разработок, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).

Единой основой всех форм хозяйствования является повышение эффективности труда, выражающей собой отношение полезного результата (повышение качества выпускаемой продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т.д.) к затратам труда и получение этого результата.

Эффективность труда - это критерий, экономический стимул и источник оплаты труда всех категорий работников за повышение качества выпускаемой продукции, за внедрение научно-технических новшеств на предприятии, начиная с рабочего места, за применение стандартов с повышенными потребительскими свойствами. Анализ по этому критерию позволяет определить принципиальные недостатки существующих систем управления качеством, указывать пути и методы их комплексного совершенствования и взаимного согласования с целями и задачами социально-экономического развития общества в целом и общественного производства.

В стратегическом плане эффективность управления качеством продукции на настоящем этапе необходимо оценивать по критерию высокое качество - низкая цена [21]. Важнейшим условием реализации такого подхода к обеспечению качества продукции является то, что повышение качества продукции на одном предприятии может осуществляться только ради экономии затрат труда потребителя, т.е. на другом, технологически смежном предприятии. Это предполагает, что в рамках прямых хозяйственных связей между предприятиями более высокие показатели качества продукции изготовителя и соответствующая экономия потребителя (повышение производительности труда, снижение материальных затрат) должны составлять важнейший элемент экономических отношений.

В практическом отношении критерием, отражающим общий стратегический курс, может служит приращение коэффициента эффективности труда, обусловленное влиянием создаваемой системы управления качеством продукции.

Таким образом, вместо денежно-стоимостного хозрасчета появляется потребительно-результативный хозрасчет, объединяющий предприятия между собой по обмену экономией труда за счет повышения качества продукции и полезных результатов деятельности каждого из них. При такой системе к увеличению хозрасчетного дохода приводит уже не повышение цен на выпускаемую продукцию, а их снижение. Соответственно в состав хозрасчетного дохода входит не прибыль, как сейчас, а экономия издержек у потребителей. Чем выше величина суммарной экономии издержек, обусловленная работой данного предприятия, тем выше величина его хозрасчетного дохода. Отнесенная к числу работников, она становится новым показателем эффективности труда.

В основе организации таких экономических отношений - расчет коэффициента эффективности труда для каждой пары предприятий-смежников по всей цепочке создания и потребления конечной продукции.

Внедрение экономических отношений по экономии затрат труда в свою очередь предопределяет необходимость организации взаимодействия предприятий по замкнутому технологическому циклу, т.е. от предметов личного потребления до производства соответствующих видов сырья. При этом производство в конечном звене должно быть направлено на повышение качества продукции и степени удовлетворения в ней потребностей, на снижение конечных потребительских цен. Остальные производства - промежуточные и начальные - должны обеспечивать повышение коэффициента эффективности труда и качества продукции в конечном производстве. Тем самым создаются объективные основы для интеграции организационных структур производственных систем.

Взаимное согласование коэффициентов эффективности труда, формирование на этой основе цен на поставляемую продукцию обеспечивает единство экономических интересов предприятий-смежников в процессе планирования, оценки и распределения результатов труда.

В условиях преимущественно интенсивного экономического роста, массированной компьютеризации всех сфер человеческой деятельности повышение производительности во все возрастающей степени зависит от качества рабочей силы, условий ее использования, от соответствия профессиональной структуры, форм организации и мотивации труда новым требованиям.

На стадии интенсивного экономического роста эффективность бизнес-процессов повышается также за счет роста производительности овеществленного труда (капиталоотдачи), чем выше уровень оснащенности производства, чем новее и современнее технологическое оборудование, тем выше доля капиталоотдачи в повышении эффективности бизнес-процесса и меньше доля, связанная с интенсификацией труда.

2. Комплексный анализ деятельности и системы управления качеством ЗАО "ПОЛИПАК" за 2008-2010 гг.

Наши рекомендации