Методика оценки уровня качества продукции

В курсовой работе оценка проводится двумя методами: дифференциальным и комплексным.

Алгоритмы оценки уровня качества по дифференциальному и комплексному методам представлены на рисунке 1.

 
  методика оценки уровня качества продукции - student2.ru

 
  методика оценки уровня качества продукции - student2.ru

Рисунок 1 - Алгоритм оценки уровня качества дифференциальным методом

Дифференциальная оценка

Оценивание качества предполагает количественное определение степени соответствия отдельных характеристик и качества в целом предъявляемым требованиям. Задачей оценивания является проверка, насколько объекты соответствуют требованиям, установленным нормативными документами или потребителями.

Квалиметрическая оценка предполагает использование относительных показателей, характеризующих степень приближения абсолютных показателей к базовым. Базовое значение показателя качества продукции - это значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества. Выбор базового образца осуществляется в зависимости от цели оценки уровня качества рассматриваемых образцов. В случае, когда целью оценки является принятие решения по результатам испытания в соответствии с нормативно-техническим документом, согласно которому оцениваемая продукция производится, тогда в качестве базовых показателей используются показатели данного документа. Если необходимо оценить качество с точки зрения потребителя, то базовым является наиболее конкурентоспособный образец из рассматриваемых. При расчете относительных показателей в курсовой работе используется метод «главных точек», так как абсолютное значение базового показателя находится в допустимом интервале

Этот метод заключается в графическом определении вида зависимости между абсолютными и относительными значениями показателя. В зависимости от характера оценочной задачи можно выбирать любое число точек в интервале 3-7. Таким образом, минимальное число главных точек, которое целесообразно использовать, три. Это количество точек позволяет отклонить гипотезу о линейной зависимости Кi от Рj. Для определения вида зависимости значения показателя Рj разбиваются на зоны, разделенные главными точками: максимальное, минимальное и среднее значение показателя. За максимальное значение показателя принимается такое, превышение которого нецелесообразно или невозможно. Минимальное значение - наихудшее значение показателя, ниже которого продукцию нежелательно, невозможно или нецелесообразно применять. Принцип назначения главных точек зависит от цели оценки уровня качества, но необходимо, чтобы во всех случаях этот принцип был единым.

Относительные значения показателей качества не должны отличаться от единицы в обе стороны более чем на 20 % (0,8<Кi;<1,2), поскольку в этих пределах влияние изменения действительного значения показателя Рj на величину относительного значения показателя Кi, будет примерно одинаковым при использовании формулы (1) или (2). Далее точки наносят в системе координат: по оси абсцисс - значения показателя Рj, по оси ординат - оценки показателя Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в интервале между главными точками и строят график (см. пример).

методика оценки уровня качества продукции - student2.ru

Рисунок 2 - Зависимость между абсолютными и относительными

значениями показателя безопасности

Пример. Исследуемые образцы продукции по результатам испытаний имеют следующие значения абсолютного содержания вредного вещества в них: 0,05; 0,20; 0,30; 0,35; 0,45; 0,50 мг/кг. Значения базового показателя – не более 0,5 мг/кг, т.е. имеем допустимый интервал – от 0 до 0,5 мг/кг. Зависимость между абсолютными и относительными значениями показателя представлена на рисунке 2.

По графику относительные значения показателя содержания вредного вещества в образцах продукции равны соответственно: 1,1; 1,0; 1,0; 1,0; 0,9; 0,8.

При построении графика необходимо учесть направление влияния показателя на качество продукции. На рисунке 2 представлен график для негативного показателя, где максимальным значениям абсолютных значений соответствуют минимальные значения относительного. Для позитивных – график выглядит иначе: с увеличением абсолютных значений возрастают и относительные.

Относительные значения показателей качества сводят в таблицу (табл.1).

Таблица 1 - Относительные значения показателей качества

Показатель качества   Образцы продукции  
             
………… n                            


Дифференциальный метод оценки основан на сравнении единичных показателей качества рассматриваемого образца с базовыми с помощью квалиметрической шкалы отношений.

Таким образом, после таблицы с абсолютными значениями выбранных показателей качества указываются результаты дифференциальной оценки, сведенные в таблицу (см. табл. 1). Далее образцы сравниваются по каждому показателю с помощью шкалы отношений, если указываются истинные значения относительных показателей каждого образца, или шкалы порядка, если образец с определенным значением относительного показателя обозначается через Qi.

Пример. По относительному показателю содержания вредного вещества имеем следующую шкалу отношений:

0,8 < 0,9 <1,0 < 1,2

или шкалу порядка по образцам продукции:

Q1 > Q2,3,4 > Q5 >Q6

В конце приводятся выводы по дифференциальной оценке. Однако определить наилучший образец продукции по нескольким показателям будет затруднительно, поэтому далее проводят комплексную оценку качества.

Комплексный метод

Ранжирование показателей

Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщенных) показателей. Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции, и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качества продукции с таким же количеством базовых показателей. Комплексные показатели определяют для усеченного и иерархического «деревьев» свойств качества.

Расчет комплексного показателя качества требует определения коэффициентов весомости. Коэффициенты весомости показателей качества определяются экспертным методом ранжирования. Для этого автору курсового проекта необходимо сформировать группу «экспертов» из числа однокурсников или членов семьи (не менее 6 человек). Объяснить им цель опроса – определение весомости показателей качества продукции по методу рангов - и предложить группу показателей (данных в задании), по которым проводится оценка качества продукции.

Ранжирование предполагает расстановку показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) показатели качества в порядке убывания важности, то есть минимальный ранг aij =1 получает наиболее важный показатель, следующий, наиболее важный из оставшихся, получает ранг aij =2, и так далее. Наименее важному показателю присваивается ранг n (последний).

Результаты экспертного опроса по методу предпочтения сводят в таблицу (табл. 2).

Таблица 2 - Результаты экспертного опроса

Показатели качества Номер эксперта Кi Сумма рангов Коэффициент весомости Мi
К1 К2 …. Кn
H1     a1  
H2     a2  
     
Hn     an  
          Σ ai Σ Мi=1

Наши рекомендации