Комплектование перечня услуг туристского предприятия посредством франчайзинга
Проведенный сравнительный анализ развития франчайзинга в туристической отрасли среди предприятий малых форм собственности показал, что Россия демонстрирует наибольшие значения. Сравнение проводилось по следующим показателям: количество франчайзеров и франчайзи, темпы прироста франчайзинговых сетей в странах мира и объем товарооборота во франчайзинге, приходящийся на душу населения. Сложившуюся ситуацию можно бы было объяснить более поздним началом использования франчайзинга в России по сравнению с другими странами мира. Но при этом нельзя не обратить внимание на значения показателя «темпы прироста франчайзинговых сетей в странах мира» в России. Так, темп прироста франчайзи в 1,5 раза меньше, чем темп прироста франчайзеров, хотя в других развитых странах показатели развития франчайзинга являются прямо противоположными. Создается впечатление, что предложение франшиз на российском рынке превышает спрос, и по различным причинам потенциальные предприниматели не готовы (или не хотят) в полной мере использовать этот механизм для вступления в бизнес.
Уровень развития франчайзинга в стране можно оценить с помощью известного показателя - коэффициента «плотность сети», который интерпретируется как среднее количество франчайзи, приходящееся на одного франчайзера. Об эффективности развития франчайзинга можно судить по количеству франчайзинговых сетей и их масштабам. На этом основании можно сделать вывод, что чем этот показатель будет больше, тем успешнее развивается франчайзинг в стране. Сравнение полученных значений показателя позволило сделать вывод о недостаточной эффективности развития франчайзинга в нашей стране. Так, в России отмечается минимальное его значение - 15,33%, тогда как в других развитых странах этот показатель превышает в несколько раз [6].
Процедуру отбора предприятия ИП Адаманова С.А. проводили ведущие топ-менеджеры компании «TEZ TOUR». Сочинская туристическая компания ИП Адаманова С.А. прошла конкурсный отбор по всем требуемым показателям:
- удобное месторасположение,
- доступность транспортных путей для клиента,
- современный офис с коммуникациями,
- возможность монтажа вывески на внешнем фасаде здания,
- стаж турагентской деятельности от 2 лет,
- знания туристского продукта «TEZ TOUR»,
- отсутствие принадлежности к другим сетевым структурам,
- предоставление плана развития на 3 года.
Также при вступлении в сеть «TEZ TOUR» предприятия ИП Адаманова С.А. компания выставила целый ряд условий к сотрудничеству:
- лояльность во взаимоотношениях,
- реализация туристского продукта «TEZ TOUR» первоочередно,
- при получении статуса сетевого агентства компании TEZ TOUR устанавливается повышенное агентское комиссионное вознаграждение в размере 14 % при условии бронирования заявок в ON-LINE,
- работа в едином программном продукте,
- обработка звонков, поступивших от колл-центра согласно установленным нормам компании «TEZ TOUR»,
- ежемесячная оплата за использование товарного знака (роялти). [51]
Туристическое агенство ИП Адаманова С.А. в первую очередь отправило своим будущим партнерам анкету, ответив на ряд вопросов (см. прил. 1).
Выше мы не раз упоминали о роялти – регулярный взнос за пользование исключительными правами. Вот критерии и стоимость роялти, которым удовлетворяет туристическое предприятие ИП Адаманова С.А. и другие (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Размер роялти
Численность населения региона | Стоимость роялти в рублях за 1 месяц |
0 – 50 000 | 3 000 |
50 000 – 100 000 | 4 500 |
100 000 – 200 000 | 6 000 |
200 000 – 300 000 | 7 000 |
300 000 – 500 000 | 8 000 |
500 000 – 1 000 000 | 10 000 |
1 000 000 – 1 500 000 | 13 000 |
1 500 000 – 7 000 000 | 15 000 |
Свыше 7 000 000 | 17 000 |
Источник: Официальный сайт «TEZ TOUR». – Режим доступа: http:// www. TEZ TOUR.ru
Из этого следует, что туристское предприятие ИП Адаманова С.А. выплачивает роялти в размере 8000 тысяч рублей ежемесячно, поскольку население г. Сочи на 1 января 2016 года составляло 400200 чел. [47]
Бронирование туристских продуктов других операторов возможно только при отсутствии запрашиваемого турпродукта в компании «TEZ TOUR». Но от этого ограничения, туристское предприятие ИП Адаманова С.А., в принципе, ничего не теряет. Когда турист запрашивает тур, то в основном это наиболее популярные направления – Турция, Тайланд, Египет, Хайнань. [51]
Главной целью ассортиментной политики туристического предприятия, работающего с применением франчайзинга, является желание предложить рынку максимальную совокупность турпродуктов, которая удовлетворяла бы требования определенных категорий клиентов.
Ассортимент исследуемого нами предприятия состоит из видов 11 предложений (туры, туристические и не туристические услуги), которые условно можно разделить на ассортиментные группы (туры, например, могут разделяться в зависимости от страны или региона отправления, вида туризма, цены и тому подобное), а те в свою очередь - на ассортиментные позиции.
Ассортимент любого туристического предприятия характеризуется широтой, глубиной и сравнимостью.
Широта - это количество ассортиментных групп.
Глубина - количество позиций в каждой ассортиментной группе.
Сравнимость - соотношение между ассортиментными группами с точки зрения общности технологических особенностей, потребителя, цен.
Комплект услуг исследуемого предприятия ИП Адаманова С.А, так же как ассортимент любого небольшого туристического предприятия, использующего в своей работе систему франчайзинга, бывает очень сложным и включает как отдельные туристические услуги (визовая поддержка, оформление проездных документов, продажа билетов и тому подобное), так и туры по разным географическим направлениям, видам туризма, классам обслуживания. Все эти туры могут осуществляться на индивидуальной и групповой основе; быть собственным турпродуктом фирмы и тем, что реализуется на основе агентских соглашений.
К особенностям формирования перечня услуг туристского предприятия ИП Адаманова С.А. относятся следующие предложения "туристические путешествия в любой уголок мира". Это напрямую говорит о том, что туристское предприятие так же работает «под заказ» или на индивидуального клиента, прилагая при этом массу усилий для повышения своей конкурентоспособность, конкурентоспособности франчайзера и формирования конкурентоспособного ассортимента.
Вот пример рекламное объявление в прессе туристического агентства ИП Адаманова С.А., официального представителя«TEZ TOUR» :
« Экскурсии, путешествия и приключения. Билеты на самолеты, автобусы и железнодорожный транспорт по России и во все страны мира.»
Поэтому здесь речь пойдет только о постоянном ассортименте туристического предприятия.
Формирование ассортимента туров туристического предприятия ИП Адаманова С.А. официального представителя компании «TEZ TOUR» - это непрерывный процесс, что включает мероприятия по определению:
- добор недостающих туров к ассортименту;
- формирование ассортимента исключительно по географическому принципу ( туры в Испанию, Египет, Болгарию);
- формирование ассортимента туров по видам туризма - лечебные туры, отдых у моря, бизнес - туры, учеба, детский отдых и тому подобное;
- интересным подходом является отбор туров по сезонам года.
Следовательно, можно сделать вывод, что технология ведения бизнеса ИП Адаманова С.А. с франчайзером «TEZ TOUR» удобная, причем для всех звеньев, система прозрачная, и это позволяет и руководству и менеджерам вести слаженную работу.
Из практики ведения бизнеса ИП Адаманова С.А. можно отметить, что компании-партнёры, являясь туристсическими предприятиями и имея право на процент прибыли франчайзи, как франчайзеры финансово заинтересован в эффективной экономической деятельности каждой франшизной точки ИП Адаманов С.А. Именно поэтому компании-франчайзеры оказывают всестороннюю поддержку предприятию ИП Адаманову С.А., как своему давнему и надёжному партнёру. [30].