I. Формирование перечня государственных услуг

Разработка ведомственного перечня государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания в соответствии с их типами и видами (далее – Перечень) должна осуществляться с учетом следующих нормативных правовых актов:

1. Федерального закона от 10 декабря 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2. Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

3. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

8. Постановления Минтруда Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 35 «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

9. Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

10. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

11. Постановления Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 29 «Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания»

12. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.

13. " Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003» утверждены постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.

14. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2005», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря .2005 г.№ 533-ст.

15. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. № 566-ст.

16. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста. ГОСТ Р 53347-2009» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г.№ 177-ст.

17. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам. ГОСТ Р 53348-2009» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. № 178-ст.

18. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам. ГОСТ Р 53062-2008» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. № 439-ст.

19. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье. ГОСТ Р 53063-2008» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. № 440-ст.

20. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. ГОСТ Р 52880-2007» » утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 № 558-ст.

21. Национального стандарта Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. № 560-ст).

22. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 № 71 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09» (вместе с "СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).

23. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах».

При разработке Перечня рекомендуется ориентироваться на рекомендованный отраслевой перечень государственных услуг (Приложение 4 к настоящим Комплексным рекомендациям). В случае если это необходимо, по решению органа государственной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, рекомендованный отраслевой перечень государственных (муниципальных) услуг (далее – услуг) может быть изменен или расширен.

Услуги, перечисленные в рекомендованном отраслевом перечне услуг, являются комплексными услугами.

Они должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей определенных категорий потребителей социальной услуги (далее - потребители), поскольку услуги оказываются с учетом интересов потребителя, состояния его здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, в которой находится потребитель, содержания индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременности или долговременности потребности в этих услугах, материальных возможностях потребителя и других объективных факторов.

Единицы измерения объема услуги должны быть указаны в натуральном выражении (в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем).

При формировании показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги необходимо руководствоваться следующими положениями.

Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

- наличие у специалистов учреждения квалификации, соответствующей установленным требованиям;

- техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг потребителям;

- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

При формировании показателей качества услуги используют следующие критерии:

а) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными стандартами их оказания, а также своевременность предоставления услуг;

б) результативность (эффективность) предоставления услуги.

Оценка качества услуг проводится с использованием следующих методов:

мониторинг соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг;

социологические опросы потребителей о качестве предоставляемых услуг;

ведение журнала звонков, полученных от населения по «горячей линии», организованной органом исполнительной власти;

ведение учреждением книги обращений с заявлениями, жалобами и предложениями;

контрольные мероприятия по проверке соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг (выездная проверка, камеральная проверка).

Справка: С учетом положений законодательства об опеке и попечительстве такие учреждения как психоневрологические дома интернаты, социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и иные учреждения, в которых содержаться недееспособные и не полностью дееспособные лица, кроме услуг, включенных в ведомственный перечень, оказывают услуги, не регулируемые в рамках Федерального закона №83-ФЗ, а именно услуги, связанные с деятельностью по опеке и попечительству.

Согласно части 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

В обязанности опекунов входит, в том числе, защита прав и интересов подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, а также охрана и распоряжение имуществом подопечных.

В этой связи для указанных стационарных учреждений рекомендуется предусмотреть такие услуги, как «Защита прав и интересов подопечных», предполагающие действия по защите личных неимущественных и имущественных прав.

В случае, если учреждение осуществляет в установленном порядке соответствующие полномочия органов опеки и попечительства, это должно быть отражено в реестре государственных или муниципальных услуг. Для таких услуг должны быть разработаны и утверждены регламенты предоставления услуг с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данные услуги не должны включаться в перечень услуг, предоставляемых учреждениями, регулируемых Федеральным законом №83-ФЗ

Показателями качества указанных услуг могут быть:

«Доля недееспособных или не полностью дееспособных в отношении которых приняты меры по защите недвижимого имущества, принадлежащего им на правах частной собственности»;

«Доля совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных, признанных судом в установленном порядке дееспособными»;

«Количество недееспособных или не полностью дееспособных, самовольно ушедших из учреждения»;

«Количество недееспособных или не полностью дееспособных, самовольно ушедших из учреждения, более 6 месяцев, находящихся в розыске»;

«Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством предоставляемых услуг».

II. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решений о выборе типа государственного (муниципального) учреждения

Исходя из предметно-целевых установок Федерального закона № 83- ФЗ, положений ряда принятых во исполнение указанного закона нормативных правовых актов, а также опыта работы отдельных субъектов Российской Федерации рекомендуются следующие подходы к организации работы по изменению типа существующих учреждений социального обслуживания.

Учреждения, исполняющие государственные (муниципальные) функции (в рамках переданных полномочий) могут создаваться в форме казенных учреждений,.

К таким учреждениям следует отнести. например, учреждения, осуществляющие в установленном порядке полномочия органов опеки и попечительства.

В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический потенциал и управленческий потенциал такого учреждения.

Экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании таких показателей как средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения; средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения; средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги; средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению. Все указанные показатели определяются за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.

Кроме того целесообразно определить достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением учредителем, степень износа основных фондов (нефинансовых активов); отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в целом; наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности.

Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании таких показателей как способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения; наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий.

При достаточно высоком с точки зрения учредителя экономическом и управленческом потенциале учреждения, бюджетными или автономными учреждениями могут быть:

1. Государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания:

-дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

- психоневрологические интернаты;

- специальные дома-интернаты;

- специальные дома для одиноких престарелых:

- геронтологические центры;

- геронтопсихиатрические центры;

- дома-интернаты для ветеранов войны и труда;

- дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов

- социально-оздоровительные центры;

- центры временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- реабилитационные центры для инвалидов.

2. Государственные и муниципальные полустационарные учреждения социального обслуживания:

- центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- центры дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- центры социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- специализированные центры социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Комплексные центры социального обслуживания населения и иные учреждения.

К данному типу учреждений могут быть отнесены и другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания.

В казенные учреждения, исходя из аналогии с позицией, изложенной в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, целесообразно перевести:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- центры социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям.

В названный тип учреждений также могут быть переведены дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, кризисные центры помощи женщинам, центры срочного социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и иные государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания.

Наши рекомендации