Правовое обеспечение единства измерений в предпринимательской деятельности

Для контроля за соблюдением качества продукции, необходимо обеспечить единство измерений различных величин и параметров, применяемых к продукции, работам и услугам. Единство измерений – это состояние измерений, при котором их результаты выражаются в единицах величин, установленных законодательством, и погрешности измерений, известных с заданной вероятностью.

Законодательство, регламентирующее эти вопросы, носит название законодательство о метрологии. Основным нормативным актом, который призван обеспечить интересы производителей (продавцов) и потребителей в отношении качества продукции является Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «Об обеспечении единства измерений»[39].

Данный Закон направлен на установление основ законодательной метрологии и обеспечение единства измерений, правовой защиты субъектов хозяйствования и физических лиц от последствий неточных и неправильных измерений, а также регулирует отношения между государственными органами управления Республики Беларусь и субъектами хозяйствования по вопросам изготовления, использования, ремонта, продажи, импорта и проката средств измерений.

При осуществлении измерений используются единицы величин Международной системы единиц величин, однако, параллельно с ними, допускается использование единиц величин утвержденных Советом Министров Республики Беларусь не включенных в Международную систему единиц величин, а при необходимости, и единицы величин установленные субъектами хозяйствования самостоятельно в контрактах.

Любые средства измерений, используемые субъектами хозяйствования в предпринимательской деятельности, подлежат обязательной проверке, и должны соответствовать условиям эксплуатации и необходимой точности. Поэтому подлежат обязательной проверке в соответствии с условиями установленными законодательством о метрологии средства измерений, используемые в различных сферах деятельности: торговле, здравоохранении, обеспечении защиты и безопасности государства, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, гидрометеорологии, связи, коммунальном хозяйстве, на транспорте и иных сферах.

Деятельностью направленной на обеспечение единства измерений в Республике Беларусь занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и подведомственные ему органы, а также другие органы государственного управления в пределах их компетенции. Эти органы осуществляют государственный метрологический надзор за средствами и методами измерений, который включает следующие его виды:




1) испытания средств измерений. Средство измерения – это техническое устройство, предназначенное для измерений.

2) утверждение типа средств измерений. Средства измерений подлежат государственным испытаниям с утверждением соответствующим органом, что удостоверяется сертификатом.

3) метрологическая аттестация средств измерений. Представляет собой исследование средств измерений, выполняемое органами государственной метрологической службы либо субъектами хозяйствования для установления метрологического свойства этих средств и выдачи документа с указанием полученных данных.

4) поверка средств измерений. Поверка средств измерений представляет собой совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы и субъектами хозяйствования с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным требованиям. Допускается выдача на прокат и продажа только поверенных средств измерений, т.е. имеющих поверительное клеймо и свидетельство, установленного образца.

5) проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Правила выполнения указанных видов надзора, а также порядок его проведения определяет республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации. Метрологический контроль включает следующие виды контроля, направленные на проверку соблюдения установленных метрологических норм и правил:

1) испытание средств измерений;

2) метрологическая аттестация средств измерений;

3) поверка средств измерений;

4) калибровка средств измерений. Представляет собой совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик.

5) проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Субъекты хозяйствования, использующие в своей хозяйственной деятельности средствами измерений, согласно законодательству должны предъявлять эти средства для государственного метрологического надзора и метрологического контроля.

Субъекты хозяйствования, должностные и физические лица несут уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о метрологии.

Контрольные вопросы

1. Определите правовые составляющие законодательства о качестве продукции?

2. Дайте определение стандартизации?

3. Виды стандартов. Их характеристика?

4. Каково понятие сертификации. Ее цели?

5. Виды сертификации?

6. Каким документом подтверждается соответствие товара предъявляемым требованиям о качестве?

7. Дайте понятие единства измерений?

8. Какие сферы деятельности субъектов хозяйствования подлежат метрологическому контролю?

9. Какие существуют виды метрологического надзора за средствами и методами измерений?

10. Виды метрологического контроля, направленные на проверку соблюдения установленных метрологических норм и правил?

Тема. Правовое регулирование цен и ценообразования

Лекция 10.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

деньги; цена; свободная цена (тариф); регулируемая цена (тариф); фиксированная цена (тариф); предельная цена (тариф); учетная цена; государственное регулирование цен и тарифов; ценообразование; регулированием ценообразования; прямое регулирование; косвенное регулирование; субъекты государственного регулирования цен и тарифов; предельная торговая надбавка (скидка); предельный норматив рентабельности; декларирование цен (тарифов).

Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании

Основной целью хозяйственной деятельности является систематическое получение прибыли, следовательно, договоры заключаемые субъектами хозяйствования, опосредующие такую деятельность, должны быть возмездными. Субъект хозяйственной деятельности, поставивший товары, выполнивший работы или оказавший услуги, в счет встречного предоставления должен получить деньги, другие товары, для него выполняются другие работы или оказываются другие услуги.

Обмен, происходящий между участников гражданского оборота предполагается эквивалентным, т.е. равным по стоимости (ст.2 ГК). Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости, последнюю нужно отразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Следовательно, стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах есть их цена.

Цена - категория экономическая, так как определяет денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг. Она используется в законодательстве, поэтому является и правовой категорией. Так, в соответствие со статьей 394 ГК расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Пункт 3 статьи 364 ГК, указывает, что если иное не предусмотрено законодательством или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения. Следовательно, цена здесь определяет стоимостную меру должного поведения лица.

Легальное определение цены дано в статье 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999г. «О ценообразовании» цена, есть денежная оценка стоимости единицы товара [40]. В том случае, если речь идет о денежной оценке стоимости единицы работы, услуги, она определяется Законом как тариф.

Цены подразделяются на свободные и регулируемые в зависимости от условий их формирования и применения.

Свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на


товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом о ценообразовании, применяются свободные цены (тарифы).

Регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Так, регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на: товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; отдельные социально значимые товары (работы, услуги), перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999г. № 285, утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом [58].

Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

В законодательстве также дается понятие учетной цены, под которой понимается, цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.

Правовой основой регулирующей ценообразование в Республике Беларусь являются следующие нормативные акты:

· Закон РБ от 10 мая 1999г. «О ценообразовании»[40];

· Указ Президента РБ от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»[58];

· Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное Министерством экономики Республики Беларусь 22 апреля 1999г. № 43[91];

· Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1993г. № 51[70];

· О дополнительных мерах по государственному регулированию цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), утверждено постановлением Совета Министров РБ от 19 октября 1992г. № 634 [71];

· Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 7 апреля 1999г. № 478 [72];

· О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 12 июня 2000г. № 852 [73];

· О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 10 февраля 1999г. № 209 [74];

· О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями, утверждено постановлением от 20 января 1992г. № 27 [75].

Наши рекомендации