Классификация фирм, действующих на мировом рынке.
Очень большое число сделок в международной торговле осуществляются с помощью предприятий, которые осуществляют посреднические функции. В этом разделе освещаются основные виды торгов - посреднических операций, механизм их осуществления, раскрываются их особенности.
Под торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителей и потребителей товаров независимым от них торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.
Торговое посредничество в экономическом смысле - довольно широкое понятие и включает в себя значительный круг услуг, в частности по подысканию заграничного контрагента, подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению гарантии оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведению рекламных и других мероприятии по продвижению товаров на заграничные рынки, осуществлению технического обслуживания и проведению других операции.
Привлечение торгового посредника позволяет:
- увеличить прибыль за счет повышения оперативности сбыта товаров и ускорения оборота капитала;
- увеличить прибыль за счет продажи товара на иностранном рынке непосредственно в моменты улучшения конъюнктуры по более высоким ценам, так как посредники, находясь рядом с конечными потребителями, чутко реагируют на любые изменения спроса;
- увеличить прибыль за счет уменьшения сроков хранения и предпродажного сервиса;
- увеличить прибыль за счет снижения издержек обращения на единицу продукции.
Посреднические операции регулируются нормами торгового и гражданского права. Например, Гражданский кодекс РУз предусматривает два вида представительства (полномочия одного лица совершать определенные юридические действия вместо другого лица): поручение, оформляемое договором поручения, и комиссию, оформляемую договором комиссии. Отношения с иностранными предприятий регулируются, таким образом, договорами поручения или комиссии.
При обращении к зарубежному посреднику узбекских предприятия руководствуются тем, что соответствующие нормы иностранного права в силу условий контрактов или норм международного частного права применимы к экспортно-импортным операциям узбекских предприятий.
В зарубежных странах отношения посредников с предпринимателями регулируются следующими видами гражданских договоров:
1. В странах действия романо-германской системы права, (Франция. ФРГ. Япония. Италия. Бельгия. Нидерланды. Швейцария, скандинавские, латиноамериканские и многие другие страны) - договором поручения и договором комиссии.
2. В странах действия англо-американской системы права (Англия. США, страны Британского содружества наций, в частности Канада. Индия. Пакистан. Австралия и другие) - агентским договором.
3. Во всех странах - договорами о размещении товаров или услуг (о предоставлении исключительных прав продажи и об исключительном импорте, о франшизе и др.) и договором о факторинге.
В принципе, посредников, действующих и по договорам поручения, и по договорам комиссии, можно назвать “агентами”, а договора, подписываемые с посредниками, - "агентскими соглашениями".
Широкое применение в договорной практике имеют разработанные отдельными фирмами, а также международными правительственными и неправительственными организациями проформы агентских соглашений (договоров). Так, например, Международная торговая палата составила Руководство по заключению агентских договоров (InternationalChamberofCommerce.Commercial agency (Guide for the drawing up of contract. No 4100, 1990)).
Посредников во внешней торговле можно классифицировать в зависимости от объема предоставляемых им полномочий и в зависимости от их места на рынке.
Права и обязанности посредников определяются в договорах с их доверителями. При этом основное условие, которое лежит в основе разделения подобных договоров на типы, заключается в следующем: имеет ли право посредник подписывать сделки с третьими лицами, за чей счет и от чьего имени он может это делать.
Поэтому посредников можно разделить на четыре основные группы:
- посредники, не имеющие права подписывать сделки с третьими лицами (агенты-представители, брокеры, маклеры);
- посредники, подписывающие сделки с третьими лицами от своего имени, но за счет доверителя (комиссионеры, консигнаторы);
- посредники, подписывающие сделки с третьими лицами от имени и за счет доверителя (агенты-поверенные, торговые агенты):
-посредники, подписывающие сделки с третьими лицами от своего имени и за свой счет (купцы, дистрибьюторы, дилеры).
Агент-представитель только представляет интересы принципала (доверителя) на определенном рынке по согласованной номенклатуре товаров. Он не получает права подписывать какие-либо контракты на агентируемый товар ни от своего имени, ни от имени принципала. В обязанности агента-представителя входит:
- проводить маркетинговые исследования и информировать принципала о тенденциях рынка:
- предоставлять принципалу информацию о технических требованиях к товарам и ценах;
- информировать принципала о запросах потребителей, о предполагаемых размещениях заказов:
- создавать благоприятное мнение о принципале и его товарах в деловых кругах и осуществлять рекламу:
- содействовать заключению и реализации контрактов;
- организовывать деловые контакты принципалов с импортерами товаров
- с правительственными и другими организациями, от которых зависят
Решения о размещении заказов.
На роль агентов-представителей привлекаются солидные фирмы или физические лица, занимающие достаточно высокое положение в деловых кругах. Если при помощи такого агента удается заключить контракт, то ему выплачивается вознаграждение в размере 2-5%, и при больших суммах сделок эта сумма будет довольно солидной, и будет намного превышать реальные затраты агента. Однако принципал идет на это, потому что в будущем он сможет иметь сделки с этим покупателем уже без участия агента-представителя.