Маркетинг-микс. Сущность и его элементы в туризме.
Маркетинг-микс - это один из элементов маркетинга. Этот термин носит название “4 пи + 3 экстра пи”- т.к. на англ. языке элементы начинаются с буквы “р”(пи) - price-цена, product-продукт, promotion-продвижение, place-расположение, и 3 экстра для сферы услуг - people-люди, physical evidence-физическая среда, process-процесс. По Котлеру маркетинг-микс - смесь регулируемых маркетинговых переменных, которые использует организация, чтобы следовать обозначенному уровню продаж на сегментированном рынке.
1. ПРОДУКТ – это совокупность всего того, что можно предложить на рынке вниманию потребителя для приобретения, использования или потребления, способная удовлетворить потребность или желание. Он включает в себя физические объекты, услуги, места, организации и идеи. Структура уровней продукта: *основной продукт (отвечает на вопрос “Что покупатель покупает на самом деле?”), *сопутствующим (способствующим) п. - услуги или товары, необходимые потребителем, чтобы использовать основной продукт, *дополнительными продуктами (поддерживающими) - пр-ты, придающие основному пр-ту дополнительную выгоду и помогающие отличить данный п. от конкурирующих с ним. Факторы как атмосфера предложения пр-та, участие потребителей в процессе обсл-ия, доступность продукта) вместе с основным, сопутствующим и дополнительным продуктом и составляют понятие “расширенный” продукт. Бывает материальным и нематериальным. Следует отметить особенности услуги: 1. несохраняемость услуги. 2. представляемость услуги 3.варьирование качества услуги. 4.неотделяемость потребителя от предоставляющего услугу лица или фирмы. 5. неотделяемость покупателя и потребителя.
2. ЦЕНА - это сумма ценностей, которую потребитель обменивает (отдает) в виде вознаграждения за возможность обладать или пользоваться продуктом или услугой. Это единственный показатель, отражающий доход предпр-тия. Цена явл-ся одним из основных эл-тов, т.к. влияет и на потребителя, и на качество продукта. Цена должна быть определена в соответствии с остальными составляющими маркетинг-микса. Общие подходы к ценообразованию: 1. Затратное ценообр. 2. точка безуб. и ценооб. по целевой прибыли 3.Ценооб. с ориентацией на запросы покупателя 4. Ценооб., основанное на конкуренции. Ценовые стратегии: *престижное ц-ие, * политика “снятие сливок” * ц-ие на набор товаров * политика ”прорыв на рынок” * скидки на объем * дискриминационное ц-ие * психологическое ц-ие * ценовое стимулирование сбыта.
3. ПРОДВИЖЕНИЕ - каналы продажи. В туризме сущ-ют несколько возм-тей для продвиж-я турпрод-та: 1.от туроп-ра к тураг-ту, 2.от туроп-ра к др. посреднику юр. лицу, 3.от тураг-та или посредника клиенту. Способы продвиж-я м.б. также различными: реклама (информац. листовки, брошюры, буклеты, проспекты, СМИ, уличная, в метро), паблик рилейшнз (презентации, встречи, участие в благотворительности, в спонсорстве), стимулирование сбыта (скидки, дисконтные карты, лотереи), прямые продажи (осуществ-ся напрямую покупателю).
4. РАСПОЛОЖЕНИЕ - очень важны такие элементы как местонахождение, доступность офиса, транспортные развязки, внешнее оформление. В осн. вышеперечисленные элементы характерны для продавцов конечному покупателю.
5. ЛЮДИ- делятся на персонал, обслуживающий потребителя, и непосредственно самих клиентов.
Персонал Берется во внимание: квалификация, общение внутри коллектива, внешность, личное поведение, внутренние черты. Потребители: поведение, степень участия в процессе, контакт с персоналом.
6. ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА (Атмосфера предложения продукта) - является решающим фактором при обслуживании клиента. Главными сенсорными каналами для восприятия ат-ры яв-ся зрение, слух, обоняние и осязание. Атмосфера оказывает влияние на покупательское поведение четырьмя способами: 1. Может служить приманкой, привлекая внимание потребителей. 2. М. сужить носителем инф-ции для потенциальных клиентов. 3. М. быть носителем определенного эффекта 4. Среда может создать определенное настроение.
7. ПРОЦЕСС - важна сама процедура, процесс предоставления турпрод-та. Это очень сложно измерить, т.к. реализация турпрод-та связана с личным контактом служащий - клиент. А насколько был вежлив и тд. сложно оценить. Поэтому управление сотрудниками, управление потребителем - очень важные элементы, которые следует учитывать при организации процесса. Обычно маркетинг-микс используют на предприятии после определения общей стратегии и при разработке планирования для составления маркетингового плана. Совершенно не обязательно, что маркетинговый план затронет все элементы маркетинг-микса, хотя для большей его эффективности следовало бы их рассмотреть.