Управление финансовой деятельностью предприятия гостинично-ресторанного хозяйства
Процесс управления финансовой деятельностью можно подразделить на несколько этапов:
1) финансовый анализ;
2) финансовый прогнoз и составление бюджета;фин план
3) финансовый контpoль.
Разработка финансового плана является завершающим этапом внутрифирменного планирования на предприятии, в котором обобщаются и отражаются в денежном выражении результаты всех предыдущих плановых расчетов.
ФП предприяти – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежнеых средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.
Методика разработки ФП – конкретный способ разработки плана и всех его показателей.
(1). Финансовый анализ.
Анализ финансовоro состояния предприятия делается на основе ряда коэффициентов и показателей. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и полную картину финансового состояния гостиницы, ее прибылей и убытков, изменение в структуре активов и пассивов, о расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом нас интересует как текущее финансовое состояние, так и его проекция на ближайшую и более отдаленную перспективы, то есть ожидаемые параметры финансовых состояний.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 годовой и квартальной отчетности за ряд лет).
1) Валовая маржа (ВМ) – результат после возмещения переменных затрат. ВМ=В-Зпер. , где В-выручка.
2) Сила воздействия операционного рычага=ВМ/П, где П-прибыль
3) Точка безубыточности – такая выручка от реализации услуг, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще и не имеет прибыли. П=ВМ-Зпост=0
4) Порог рентабельности/критического объема (Порог Рент). Порог Рент=(Зпост./ВМ)*В
5) Порог Рент связан с точкой безубыточности, чем он выше, тем сложнее перешагнуть.
6) Запас финансовой прочности (ЗФП). Абсол.: ЗФП=В-Порог Рент; Относит: ЗФП(%)=ЗФП/В*100%.
7) Рентабельность:
- общая. Робщ=П/(Ф+ОС)*100%, Ф – среднегодовая стоимость осн.производ.фондов; ОС – среднегодовая стоимость оборотных средств.
- услуг (продаж). Рп=Пот реализ.у/Себ.у.*100%
- чистой прибыли. Рчп=Пчист/Объем реал.у. – доля чистой прибыли в объеме реализации у.
- оборотных активов. Роа=Пчист/ОС – прибыль по отношению к используемым оборотным средствам. Чем выше, тем эффективней и лучше.
- внеоборотных активов. Рвоа=Пчист/ОФ
8) Затраты на 1 рубль реализации – сколько затрачено средств для получения 1 рубля объема реализцаии: Зр=Себ/Объем реализации
9) Коэф-т текущей ликвидности – достаточно ли у предпр-я средств, которые могут быть использованя для погашения краткосрочных обязательств (от 1-2 коэф-т). Кл=ОС/Кратк.обяз.
10) Коэф-т оборачиваемости мат.-произ.запасов – скорость их реализации. Коз=Зперем./Стоим-тьЗапасов,
11) Коэф-т эффективности управл-я – сколько прибыли предпр-ю принес каждый сотрудник аппарата управления: Кэу=П/Чау
12) Результативность управления – сколько объема реализованных услуг приходится на 1 сотрудника аппарата управления: Кру=Ору/Чау
13) Эффективность использования труд.ресурсов: Кэр=Пч/Ч
14) Связанные с инвестициями:
NPV – чистый доход с учетом изменения денег со временем (формула как в PI, только не деление, а минус, и в конце >/=0); E – ставка сравнения
PI Индекс доходности
IRR внутренний уровень доходности
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ -характеризует прибыльность или доходность деятельности гостинич.предпр-я. В отличие от прибыли, выражающей абсолютную величину накоплений, уровень рентабельности является относительным показателем, определенным, как процентное отношение прибыли к той или иной базовой величине.
(2). Финансовый прогноз и составление бюджета.
Блaгoдаря финансовому прогнoзированию и финансовому планированию директор предприятия способен определить будущие финансовые потребности компании и определить цели, дocтижение которых поможет сохранить намечаемые уровни прибыльности. Если прогнoз указывает на недостаток финансовых средств, директор имеет возможность сказать, когда и сколько денег потребуется компании. Этo необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая должна проводится для успешноro решения поставленных перед компанией задач.
(3). Финансовый контpoль в индустрии гостеприимства, как и в других сферах экономики, охватывает все отделы ее компаний.
Компании индустрии гостеприимства нуждаются в независимых оценках и зачастую прибегают к помощи аудиторов.
Внутренний аудит делится на четыре крупные категории, которые проверяют финансовые и управленческие данные:
1. Проверка соответствия с внутренним управлением;
2. Проверка соответствия с законом;
3. Установление умения использовать ресурсы компании;
4. Установление эффективности использования ресурсов компании.
Процедура текущего аудита используется для получения необходимых данных, зависящих от вида аудита, и включает в себя следующие характеристики:
· Сравнение. Сравнение текущих продаж номеров отеля с планируемыми продажами номеров и обзор объяснений значительных расхождений.
· Поручение. Обзор счетов поставщиков.
· Подтверждение. Проверка неоплаченных счетов поставщиков в конце года.
· Рассмотрение. Визуальный обзор кассовых чеков для определения количества действительных продаж и аннулированных продаж на данный период.
· Анализ. Сравнение стоимости труда операционных департаментов в течение года в недельном разрезе.
· Расследование. Получение содержательного объяснения от департамента о пpeвышении издержек от запланированных по смете.
Фаза оценки важна для составления заключения, которое является основой для управленческих решений. Сущность этой фазы заключается в оценке результатов и нахождении путей для улучшения результатов в будущем.
Заключительная фаза – это составление отчета о результатах аудита