Управление финансовой деятельностью как инструмент финансовой политики государства

Управление финансовой деятельности неразрывно связано с тремя основными дефинициями как формирование, распределение (перераспределение) и формирования денежных фондов. Фонды предприятия или государства в целом включают в себя денежные средства, материальные ресурсы и имущество как основные финансы субъектов хозяйствования. Трудовые ресурсы обеспечивают устойчивое функционирование финансовой деятельности, правильное и своевременное обращения финансов, осуществления возложенных полномочий, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля, проведение мониторинга и анализа. Для более детального изучения данного аспекта необходимо, прежде всего, разобраться, каким образом определено в России государственное регулирование финансовой деятельности, каковы задачи функционирования систем управления, а затем проанализировать, каким образом данный аспект закреплен на конкретном предприятии.

Разработку и создание эффективной организационной системы управления серьезно затрудняет отсутствие стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, отсутствие конституционного регулирования государственного управления, необходимого для четкого определения самой системы и структуры организации управления, функций, целей, задач и полномочий субъектов управления как одного из принципиально важных условий в организации их деятельности.

Качество управления в сфере экономики зависит, прежде всего, от соответствия системы и структуры методам и формам деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, созданных для реализации объективных функций и задач управления. При этом до создания управленческих структур, определяется или выявляется перечень объективных функций управления в сфере экономики.

А так как функции имеют объективный характер, то и разработка организацион­ных структур для их реализации должна отличаться объективностью в плане адекватного отражения потребностей практики и стабильностью отношений в этой сфере с учетом преемственности положительного опыта и возможных изменений условий функционирования системы исполнительной власти. Зарубежный опыт показывает, что самое дорогостоящее мероприятие — это организационные и структурные изменения в системе учреждений государственного управления, так как это связано со значительными штатными перестановками, переподготовкой и повышением квалификации кадров, поэтому эти мероприятия вначале научно обосновывают, экспериментально проверяют, а потом осуществляют эти меры, но главное — это делается очень редко. В нашей же стране избрали и реализуют прямо противоположную концепцию, что приносит больше вреда, нежели пользы, так как частая реорганизация структуры не способствует повышению эффективно государственного управления, а наоборот дезорганизует управленческие отношения[4].

Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры. Финансовая политика выражает интересы тех, кто ее организует. Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой[5].

Основными формами регулирования финансов со стороны государства являются:

· направления бюджетных средств на наиболее важные объекты финансирования;

· регулирование тех или иных экономических направлений и процессов через государственную систему налогообложения;

· регулирование конкурентоспособности отечественных товаров и внешнеэкономических финансовых потоков посредством изменения таможенных платежей;

· участие в регулировании стабилизации курса отечественной валюты по отношению к устойчивым иностранным валютам с помощью Центробанка и валютных резервов;

· другие формы[6].

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.

Финансовый рынок предоставляет определенные возможности применения капитала хозяйственных структур, включая: производство, вложения в банки, приобретение ценных бумаг, недвижимости и т. д. В этих условиях возникают вопросы, связанные с управлением финансами организации, которое и является предметом деятельности финансового директора.

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов. Финансовая политика определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении[7].

Объектом финансовой политики является хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность, на которую воздействует финансовая политика.

Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Управление финансовой деятельности со стороны государства определено Конституцией РФ и ратифицированными международными соглашениями. Государство выступает как активный игрок на мировой арене, соответственно внутреннюю политику необходимо корректировать, но при этом не в урон общим интересам российского общества.

Все ветви власти задействованы в осуществление финансовой политики государства. Законодательные органы осуществляют законодательный процесс в части принятия, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней бюджетной системы. Исполнительные органы представляют нормативно-правовую базу для анализа законодательным органам, осуществляют их исполнение и контролирует правильное осуществление финансовой деятельности субъектами хозяйствования независимо от организационно-правовой формы, проводят контроль и мониторинг, привлекают к ответственности. Судебная власть разрешает те споры, которые не смогли разрешить органы исполнительной власти, решает проблемы и коллизию в праве, обеспечивает дальнейшее совершенствование российского законодательства.

В настоящее время основная цель удержаться на мировой арене и обеспечивать социально-экономическое развитие страны. В процессе выработки основных задач и функций государства заложены указанные цели, которые необходимо претворять жизнь во избежания повышения преступности и беспорядка в стране. Координация финансовых ресурсов позволяет эффективно осуществлять финансовую деятельность, постоянно воспроизводить финансы.

Е.И. Бородина, В.В. Ковалев и ряд других авторов, считают, что управление предприятием – это, совокупность мероприятий и решений на основе их подготовки и анализа и соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами, планами деятельности[8]. Именно через управление, и его результаты проявляется полезность и профессионализм управленцев, директоров, руководителей, влияющих через такие категории, как прибыль, стоимость капитала, заработная плата, дивиденды, инвестиции, социальные расходы.

Н.В. Лаврухина, Л.П. Казанцева считают, что управление финансами предприятия – это последовательная деятельность его работников по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками[9].

В государственно четко взаимодействуют вышеуказанные органы государственного управления, имеют свое непосредственный объект и цель реализации финансовой политики (см. табл.1.1.).

Таблица 1.1.

Система управления государственными финансами[10]

субъект объект финансовая политика результат
Президент РФ образование и использование финансов социально-экономическая удовлетворение потребности общества
Центральный банк обращение денежных ресурсов денежно-кредитная политика прирост капитала
Счетная палата бюджет, программы и имущество экспертно-аналитическая выявление недостатков и выработка рекомендаций
Органы власти
законодательной бюджет, нормативные акты аналитическая слаженное функционирование бюджетного процесса бюджетной системы
исполнительной бюджет контрольная формирование отчетов об исполнении бюджетов, мониторинг

Процесс управления финансами осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти. Представительными органами власти, участвующими в процессе управления финансами, являются государственные, республиканские, областные, краевые, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты и контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы в лице правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение бюджетов, формирование внебюджетных фондов, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

Управление финансами предприятия предполагает решение следующих проблем, являющихся, по существу, целями финансовой стратегии:

- ликвидность и платежеспособность предприятия;

- прибыльность и рентабельность его деятельности;

- материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально ориентированной экономики – и социальная обеспеченность[11].

Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта финансового управления. Она выступает базой, на которой строятся выводы финансовой науки.

Финансы и финансовая политика представляют соответственно объективный и субъективный составляющие в управлении финансами. Поэтому финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и/или негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берётся за формирование политики в соответствии с собственными интересами.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, её ориентацию следует считать конструктивной.

Как известно, личные, групповые и др. интересы при определённых условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориентированы на ограничение или прекращение его деятельности. Такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков – деструктивными (разрушительными) для объекта финансовой политики. Нередко недальновидные интересы субъектов финансовой политики вносили деструктивные элементы в управление, приводили к кризису, закрытию организаций. Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при её построении и проведении.

В практике рыночных отношений нередко появляются «фирмы», которые не собираются развиваться, работать долгое время. Их задача в кратчайшее время получить максимум денежных средств от партнёров и/или клиентов, избегая вложений в производство, и закрыться, исчезнуть завтра. Достаточно вспомнить множество закрывшихся инвестиционных фондов, деятельность которых рассматривалась правоохранительными органами. Политика руководства таких фирм является примером деструктивной финансовой политики[12].

Финансовая политика может быть противозаконной, криминальной, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации некоторых организаций, когда преднамеренно пытались выставить государственное предприятие банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам.

Вместе с тем не всякая деструктивная политика может быть противозаконной, поскольку субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся действовать в рамках государственных законов, насколько это возможно.

Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, с помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами и находятся они в разных плоскостях.

Финансы как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового общественного продукта и части национального дохода, в связи с образованием и использованием определенных фондов денежных средств или, как отмечал С.Д. Цыпкин[13], система относительно обособленных экономических отношений (бюджетных, налоговых, кредитных и иных), посредством которых происходит планомерное распределение общественного продукта и национального дохода путем образования и использования фондов денежных средств для нужд расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей, при всем своем различии и своеобразии имеют общие черты. Наличие общих черт, характерных для рассматриваемых общественных отношений, обусловило возможность объединения их в отдельные относительно обособленные группы[14].

К централизованным государственным финансам относятся федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также госкредит. Децентрализованные государственные финансы включают в себя фонды денежных средств ЦБ РФ (Банка России) и иных кредитных организаций, основанных на праве государственной собственности или на праве смешанной формы собственности, в части, принадлежащей государству; фонды государственных унитарных предприятий (в том числе казенных), а также фонды государственных учреждений, создаваемые в результате их экономической деятельности, приносящей доходы и оставляемых в их распоряжении в соответствии с законом. Соответственно местные финансы включают: местные бюджеты, местные внебюджетные фонды, фонды денежных средств муниципальных банков, фонды денежных средств муниципальных унитарных предприятий (в том числе казенных), фонды муниципальных учреждений, создаваемые в результате экономической деятельности, приносящей доходы при условии оставления денежных средств в их распоряжении. К местным финансам относятся также разовые добровольные сборы средств населения.

Частные финансы - это фонды денежных средств, создаваемые юридическими лицами и иными организациями, функционирующими на праве частной собственности в том числе, и иностранные хозяйствующие субъекты, а также денежные средства физических лиц и главным образом предпринимателей, действующих без образования юридического лица. В какой-то степени мы разделяем точку зрения А.З. Дадашева, хотя прекрасно понимаем, что денежные средства населения, находящиеся в их собственности (владении, пользовании и распоряжении), оказывая существенное влияние на функционирование финансовой системы страны, почти не подлежат государственному, в том числе правовому, регулированию и как бы выпадают из единой целостной финансовой системы страны[15].

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействия, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами. При этом, источником денежных средств предприятий, служат собственные доходы, за счет которых должны покрываться все расходы. Дополнительная временная потребность в средствах удовлетворяется с помощью кредита. Финансовая деятельность предприятия – это деятельность людей его специальной организационной подсистемы, связанной с принятием и реализацией решений по управлению финансами. Организация управления финансами – это и есть управление финансовой деятельностью предприятия (рис. 1.1.1).

Управление финансами предприятия предполагает решение следующих проблем, являющихся, по существу, целями финансовой стратегии:

- ликвидность и платежеспособность предприятия;

- прибыльность и рентабельность его деятельности;

- материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально ориентированной экономики – и социальная обеспеченность[16].

Реализация первой целипредполагает, оптимизацию имущества предприятия, его внеоборотных и оборотных активов, а также тех денежных источников и средств, за счет которых сформировано это имущество. Это предполагает обеспечение предприятия необходимыми денежными средствами с точки зрения как их количества, т.е. удовлетворения потребности, так и оптимизации источников денежных средств.

Управление финансами предприятия связано с осуществлением отношений:

- с другими предприятиями и организациями;

- внутри предприятия;

- внутри объединений предприятий и организаций;

- с финансово-кредитной системой.

Для этих целей на предприятиях формируются денежные фонды: собственных, привлеченных, заемных средств, оперативными и прочими. Путем систематической работы возникают денежные потоки в сфере основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

 
  Управление финансовой деятельностью как инструмент финансовой политики государства - student2.ru

Рис. 1.1.1. Управление финансами предприятия

Достижение оптимального финансового результата, - прибыльности и рентабельности, предполагает рациональное и эффективное использование денежных средств.

Таким образом, можно дать еще одно определение управления финансами это и источники денежных средств и направления их использования.

При реализации финансовой стратегии предприятие может выбрать один из более конкретных вариантов:

- максимизацию прибыли на основе достигнутого уровня развития и долей на рынке;

- завоевание рынка и подготовка, таким образом, фундамента для максимизации прибыли;

- экономический рост на базе развивающихся рынков, свойств и качеств выпускаемой продукции, особенностей применяемых технологий и др.;

- постоянное увеличение и максимизацию стоимости имущества предприятия[17].

Особое место среди целей и задач предприятий в области управления финансами занимает постоянное увеличение стоимости имущества предприятия, максимизация его стоимости. Существует довольно тесная взаимосвязь между максимизацией стоимости предприятия и его прибыли. При этом значительная роль здесь принадлежит политике в области распределения прибыли - приоритет развитию производства по сравнению с выплатой дивидендов. Ориентиром для предприятий являются рыночные котировки ценных бумаг (акций).

Теоретический анализ работ Л.Н. Павловой позволяет автору утверждать, что стратегическими целями предприятия в области финансов являются обеспечение его ликвидности и рентабельности[18]. При этом, если обеспечение ликвидности является обязательным условием экономического развития предприятия, тогда как вторая стратегическая цель – обеспечение рентабельности - может сочетаться с такими целями, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.

Ряд авторов считает, что в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: оперативное управление, планирование, и контроль[19].

Л.Т.Снитко, Т.Ю.Бугаева, Е.Н. Висторобская считают, что оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов[20]. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Таким образом, были выявлены различные трактовки управления финансами и предложена собственная трактовка «финансы» – это объективная экономическая категория, существующая независимо от воли людей, а финансовый механизм предназначен для управления финансами. Далее рассматривается нормативно – законодательная база, регулирующая финансовую деятельность предприятия.


Наши рекомендации