Зависимость современного предприятия гостинично-ресторанного хозяйства от факторов внешней среды

Одним из наиболее важных признаков организации является ее связь с внешней средой. Организация является открытой системой, она находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой и имеет с ней обратную связь. Для эффективного функционирования организация должна изучать изменения в окружающей среде, анализировать их и соответственно реагировать на них. На организацию влияет значительное количество внешних факторов, которые подразделяются на две группы: факторы непрямого и прямого действия.

Факторы непрямого действия являются такими, которые влияют на деятельность организации не непосредственно, а опосредствовано, то есть через определенные механизмы и отношения.

Для организаций, которые относятся к сфере гостинично-ресторанного бизнеса и действуют в пределах внутреннего рынка, группа факторов непрямого воздействия включает: технологические, экономические, политико-правовые, социально-культурные, международные и природные.

Технологические (научно-технические) факторы являются одной из главных движущих сил развития человеческого общества, отдельных отраслей, и в частности гостинично-ресторанного хозяйства. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализации услуг гостинично-ресторанного бизнеса. С одной стороны, современная технология предоставляет предприятиям колоссальные потенциальные возможности для развития, что радикально изменяет их цели, структуру, систему управления. Технологические достижения в значительной мере доступны всем конкурентам, что предопределяет повышение уровня конкурентной борьбы во всех сферах деятельности.

Научно-технический прогресс раскрывает для предприятия значительные возможности, но и таит для него серьезные угрозы. Любые нововведения угрожают устаревшим технологиям и методам работы, что может привести к негативным последствиям, если не уделять достаточного внимания исследованию факторов научно-технического направления.

Экономические факторы являются не менее важными для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса. Руководство должно достаточно объективно и дальновидно оценивать влияние общего состояния экономики страны и мировой экономики на деятельность предприятия, потому что это влияние направлено в первую очередь на стоимость ресурсов, используемых предприятием и способность потребителей покупать услуги. Предприятия гостинично-ресторанного бизнеса относятся к таким, которые имеют высокий уровень зависимости от уровня доходов потребителей. Общее состояние экономики страны влияет также и на возможности относительно приобретения предприятиями капитала для собственных потребностей.

Содержание воздействия экономических факторов зависит в первую очередь от внедренной политической системы в стране и общего состояния экономики, что определяется такими показателями, как: уровень инфляции и безработицы, курс национальной валюты, процентная банковская ставка, ставки налогов и тому подобное.

Экономические факторы могут как положительно, так и негативно влиять на деятельность предприятий гостинично-ресторанного бизнеса. Следовательно благосостояние каждого из них зависит от возможности адаптироваться к их влиянию.

Исследование факторов внешней осуществляется для выявления намерений органов государственной власти и управления к развитию общества и средств проведения в жизнь государственной политики. Ведь политика влияет на все сферы общественной жизни. Тип политического режима, политическая стабильность в стране, позиция государственных органов власти относительно бизнеса как такового является определяющими факторами при привлечении инвестиций для развития предприятий гостинично-ресторанной сферы.

Следовательно, при исследовании политико-правовой среды следует определить позиции законодательных, административных и государственных органов относительно интересов предприятий сферы гостеприимства, учитывать возможное политическое противодействие оппозиции относительно действующего правительства, прогнозировать возможные изменения в правительственной политике и тому подобное.

Социально-культурный фактор это фактор который определяет формирование и восприятие ценностей, вкусы, традиции и нормы общества. В гостинично-ресторанном бизнесе преобладающее воздействие оказывают нормы, принятые в обществе страны размещения предприятия и стран, представителей которых обслуживает предприятие. Кроме того, отмеченный фактор включает систему социальных правил, духовных ценностей, природы и тому подобное, а также демографические тенденции, характерные для регионального рынка услуг (численность и занятость населения, половое соотношение населения и его соотношение по возрастным группам и тому подобное).

Учет социально-культурных факторов является достаточно важным для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса, поскольку он влияет как на элементы макросреды, так и на микросреду предприятия (например, отношение работников к труду, сохранение материальных ценностей и тому подобное).

К природной среде относятся разнообразные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы; экологические катастрофы, которые охватывают гео-, гидро-, био- и атмосферу планеты Земля. Этот фактор является фактором риска для любой организации, а его действие может оказаться для нее катастрофическим. Отмеченный фактор включает также наличие в регионе расположения предприятия природных богатств, определенных природо-климатических условий и тому подобное.

Международные факторы особое значение приобретают для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса, деятельность которых связана с обслуживанием иностранных граждан.

Общим признаком всех внешних факторов непрямого воздействия является то, что организация в большинстве случаев не может оказывать на них воздействие. Реакцией на проявление этих факторов может быть или адаптация (приспособление) к ним или уклонение от них.

Факторы прямого воздействия являются такими, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят потребителей услуг, представителей смежных отраслей, конкурентов, контактные аудитории и поставщиков.

Потребители услуг это физические и юридические лица, которые покупают и потребляют услуги, предлагаемые предприятиями гостинично-ресторанного бизнеса. Значение этого фактора для бизнеса является очевидным. Финансовое состояние предприятия зависит от его способности верно определить и овладеть определенным потребительским рынком для реализации произведенных ими услуг. Потребители, решая, какие услуги являются для них желаемыми, в то же время определяют результаты деятельности предприятия. Следовательно, четкое представление о том, кто является покупателями предлагаемых услуг является главным условием достижения успеха предприятий гостинично-ресторанного хозяйства. Организационные цели, структура предприятия и функции менеджмента должны определяться в первую очередь исходя из потребностей потребителей и обеспечивать их удовлетворение.

Представители смежных отраслей. Понятие «услуги индустрии гостеприимства» в отличие от других услуг является комплексным понятием и соединяет достаточно сложные неоднородные элементы, совокупность которых удовлетворяет потребности клиентов во время их проживания и питания в гостинице, отдыхе в зоне развлечений и тому подобное.


Комплексная система производства гостиничных услуг предусматривает координирование деятельности предприятий, разных по профилю, каждому из которых принадлежит определенный вклад в конечный совокупный продукт, предлагаемый потребителям для удовлетворения их потребностей. Следовательно «смежники» – это ряд учреждений, фирм и организаций, которые принимают участие в производстве услуг индустрии гостеприимства. Все они составляют инфраструктуру туристической отрасли, от развития которой в значительной мере зависит развитие гостинично-ресторанного бизнеса. Состав предприятий, которые могут выступать в роли смежников в процессе производства услуг индустрии гостеприимства включает: театры, кинотеатры, концертные залы, магазины по реализации одежды и обуви, пункты проката, магазины по реализации сувениров, магазины по реализации туристического снаряжения, фабрики по производству мебели, предприятия по производству инвентаря, предприятия по производству оборудования, бюро реализации путевок, туристические агентства, экскурсионные бюро, туристические бюро, предприятия морского и речного транспорта, железнодорожные предприятия.

Важным фактором прямого воздействия является деятельность конкурентов, предприятий которые принимают участие в постоянной конкурентной борьбе за овладение потребительским рынком. Объектом конкурентной борьбы отмеченных предприятий могут быть не только потребители, но и поставщики материалов, сырья, услуг, рабочей силы. Ограничивая свободу действий предприятия, конкуренция влияет на определение его целей, структуры, методы управления. При этом следует отметить, что окончательную цену на предлагаемые услуги проживания и дополнительные услуги предприятий гостинично-ресторанного бизнеса устанавливают не только предприятия или потребители услуг, но и конкуренты. Именно они определяют, какого рода продукт можно продать и какой именно должна быть его цена. Руководство любого предприятия понимает, что если им будут удовлетворяться потребности потребителей ниже уровня конкурентов, они потеряют позиции на потребительском рынке. Путем к выживанию предприятий является внедрение ими новейших форм работы, более современных и эффективных. Деятельность конкурентов предопределяет практически все внутренние изменения предприятий гостинично-ресторанного бизнеса. Опаснейшими для конкурентной среды предприятий являются изменчивость рынка и неопределенность действий конкурентов.

Контактная аудитория – это группа лиц, которая имеет реальный или потенциальный интерес к деятельности предприятия или влияет на достижение им определенных целей. Выделяют несколько типов контактных аудиторий: финансовые круги, от которых зависит получение предприятием необходимых средств (банки, инвестиционные фонды, страховые компании); средства массовой информации, которые определяют создание как позитивного, так и негативного имиджа предприятия (пресса, радио, телевидение); общественные организации (общества потребителей, комитеты защиты прав потребителей и тому подобное).

Поставщики. Зависимость предприятий гостинично-ресторанного бизнеса от сети поставщиков материалов, оборудование, инвентаря, сырья, пищевых продуктов, полуфабрикатов является выражением прямого воздействия среды косвенного воздействия на деятельность этой сферы.

Поставщики материальных ресурсов - это организации, которые обеспечивают предприятия сырьем, материалами, запчастями, готовыми изделиями, оборудованием и тому подобное. Если предприятие имеет ограниченное число поставщиков, размещенных в одном и том же регионе, то внешняя среда для него будет простой и малоподвижной. Если же они размещены во многих регионах - сложной, подвижной и непредсказуемой.

Для надежности в работе предприятиям гостинично-ресторанного бизнеса необходимо иметь определенный резерв ресурсов, которые необходимы для обеспечения их стабильного функцинирования.

Поставщики коммунальных услуг обеспечивают предприятия тепло-, водо- и энергоресурсами, организуют вывоз мусора и тому подобное. Все предприятия гостинично-ресторанного бизнеса в настоящее время пользуются услугами государственного монополиста в этой отрасли, который определяет условия предоставления услуг без учета связанных с этим интересов предприятий. В данном случае имеем пример взаимозависимости внешних переменных.

Трудовые ресурсы являются важным фактором внешней среды. Для обеспечения предприятия трудовыми ресурсами оно вступает в отношения с: бюро трудоустройства; учебными заведениями, которые готовят специалистов и осуществляют повышение их квалификации; профсоюзами, которые защищают права и интересы работников, органами государственной власти, которые издают нормативные документы и регулируют отношения между работодателями и работниками.

3. Внутренняя среда предприятия гостинично-ресторанного хозяйства: цели, задачи, структура, технология, люди.

На примере конкретной гостиницы охарактеризовать ее внутреннюю и внешннюю среду.

Наши рекомендации