Основные тенденции формир мир тур потоков и мирового рынка гостиничных услуг в усл финансового и эк кризиса
Мировая экономика все еще балансирует на грани второй волны финансово-экономического кризиса. Текущий момент характеризуется противостоянием Европы и США и ростом долгового кризиса, ведущим к финансовой нестабильности рынков. Среди причин снижения мирового ВВП в первую очередь называют цены на авиатопливо и товары широкого потребления, ужесточающееся налогообложение, политическую и социальную нестабильность в ряде стран мира.
В 2012 г. число путешественников достигло 1 млрд (+3,8%), а их расходы – до $1 трлн. 2013г. По прогнозам ВТО - +3-4%. Своим ростом туриндустрия обязана прежде всего растущему среднему классу в развивающихся странах, в первую очередь в Азии и, еще конкретнее, – в Китае.
Сезонность: пик июль (выс.), февраль (низ.)
Тем не менее туроператоры по-прежнему проявляют осторожность и используют все возможности, чтобы обеспечить себе выживание в долгосрочной перспективе.
Все это происходит одновременно с распространением по миру новых технологий, доступного интернета, социальные сетей и смартфонов.
Данные ВТО по регионам за 2012г.:
Больше всего туристов выезжают из Китая, России и Бразилии.
Европа (535 млн, 51%) – +4%, темпы роста не высоки за счет экономич.нестабильности ряда стран (Испания, Португалия).
Азиатско-Тихоокеанский регион (233 млн, 23%) – наиболее высокие темпы у Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Гуанчжоу) +9%, а в целом по региону +6%. Наиболее перспективный регион, растущий быстрыми темпами.
Америка (162 млн, 16%) – не смотря на экономич.проблемы, темпы роста остаются стабильными 4-6%, однако в Южной Америке темпы снизились.
Африка (52 млн, 5%) – Северная Африка +9% в сравнении с 2011г., по сравнению с 2010г. -9% (в виду политических проблем в Ливии, Египте); Центральная и Южная Африка +5% (после ЧМ по футболу).
Ближний Восток (53 млн, 5%) – сокращение на 5% за счет крайне не стабильной ситуации (Кипр, Сауд.Аравия, Египет, Израиль и т.д.)
По прибытиям в города 2012г. в десятку входят Гонконг, Сингапур, Лондон, Куала-Лумпур, Бангкок, Анталья, Шаньчжэнь, Нью-Йорк, Стамбул, Гуанчжоу.
Следует отметить, что результаты четко отражают разные темпы восстановления по регионам и субрегионам. Так, некоторые субрегионы, такие как Северная Африка и Юго-Восточная Азия, не были затронуты глобальным кризисом и показали рост в течение последних лет. А в субрегионах, пострадавших от кризиса в 2009 году, таких как Северо-Восточная и Южная Азия, Северная и Южная Америка, Карибский бассейн и Западная Европа, последние годы результаты туристических прибытий свидетельствуют о полной компенсации потерь и выводят страны данных регионов на докризисный уровень или даже превосходят показатели докризисного уровня.
В 2012 году рост доходов от международного туризма несколько отстал от роста числа прибытий. Среди основных туристических рынков-эмитентов с точки зрения расходов туристов за рубежом страны с развивающейся экономикой являются движущей силой сектора: Китай (+17%), Россия (+26%), Саудовская Аравия (28%) и Бразилии (+52% .)
Высокий уровень безработицы остается основной проблемой отрасли. И несмотря на быстрое развитие отрасли, создание новых предприятий, проблема будет оставаться прежней.
Появившаяся в последнее время тенденция введение налогов на путешествия и их повышение, как способ сбалансировать государственные счета, представляет собой еще один вызов для туротрасли. Еще одна проблема тур.формальности.
Прогноз ВТО
Исходя из публикации ВТО «Туризм панорама 2020», к 2020 году международные туристские прибытия превысят 1,56 млрд. Основными принимающими регионами будут Европа (717 млн туристов, 45,9% рынка), Восточно-азиатский и тихоокеанский регион (397 млн, 25,4%) и Американский регион (282 млн, 18,1%). За ними последуют Африка, Ближний Восток и Южная Азия.
Гостиничное и ресторанное хозяйство занимает важное место в сфере туризма и способствует удовлетворению таких первостепенных потребностей туристов, как проживание и питание. В мировой гостиничной отрасли занято около 12 млн. чел. Причём на обслуживание одного гостиничного места приходится работников: в Африке – 2,1 чел., в Азии – 1 чел. В Российской Федерации этот показатель составляет 0,28 чел., при среднемировом показатели - 0,47 чел. на одно гостиничное место. Тенденции:
1.Глобализация (процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, объединение, поглощение компаний с целью сокращения затрат и оказания более качественных услуг; очень способствует Интернет)