Основные параметры оценки рынка гостиничных услуг
Методика включает оценку рынка по критериям:
· доступность рынка;
· темпы роста рынка;
· продолжительность ЖЦУ;
· потенциал валовой прибыли (рентабельность);
· острота конкуренции;
· возможности ценовой конкуренции;
· численность потенциальных покупателей.
Оценка осуществляется путем отнесения рынка по каждому параметру к одной из трех групп: низкая, средняя, высокая. Оценка привлекательности рынка гостиничных услуг г. Санкт – Петербург/Приложение 6/
Анализ привлекательности рынка по методике Ж.Ж. Ламбена показывает, что рынок гостиничных услуг г. Санкт -Петербург является высоко привлекательным (наибольшее количество характеристик «высокая»). Кроме этого, изучение материалов СМИ свидетельствует о разработке инвестиционных программ по развитию деловой сферы г.Санкт -Петербург, туризма, образования и науки.
Оценка емкости рынка гостиничных услуг Петербурге основывается на данных о средней наполняемости гостиниц и количестве койко-мест.
Количество койко-мест в 2011г. составляет в среднем 26. 021 мест. По оценкам экспертов заполняемость гостиниц составляет 60%.
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют параметры сравнения гостиниц г. Петербурге и измеряют гостиницы по выбранным параметрам. Формирование параметров осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Вследствие указанного в качестве экспертов выбираются те участники гостиничного бизнеса, которые занимаются планированием гостиниц, развитием, маркетингом.[5]
Для оценки гостиниц по выбранным параметрам используется 5-ти бальная шкала. Гостиницы, характеризуемые по параметрам: очень хорошо получают 5 баллов, хорошо – 4, нормально – 3, плохо – 2, очень плохо 1.
В качестве параметров оценки экспертами отобраны и оценены по значимости следующие характеристики гостиниц г. СПб /Приложение 7/
Оценка конкурентов гостиничного рынка по выбранным параметрам./Приложение8/ Определение средней взвешенной оценки каждого конкурента указано./Приложение 9/
В приложение 8 оценка балов представлена исходя из значимости параметров, выраженных в процентах. Для удобства анализа оценки переведены из процентов в доли и получены следующие показатели:
Х – 3,4 балла;
ХХХ – 3,8 баллов;
Квартиры – 2,9 баллов;
УУУ – 3,1 балл.
Максимальное количество баллов составляет 3,8, минимальное – 2,9. Для разделения конкурентов по группам конкурентоспособности определен шаг расчета в размере 0,3.
1 группа (2,9-3,2) – квартиры, УУУ
2 группа (3,3-3,5) – Х
3 группа (3,6-3,8) - ХХХ
Таким образом, анализ конкурентоспособности основных конкурентов на рынке гостиничных услуг г. Санкт -Петербург показывает, что уровень конкурентоспособности гостиницы Х – средний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение и представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра. Для привлечения потока туристов в страну требуется развитие рекламы, организация индустрии досуга, обеспечение стабильной ситуации в стране.
Гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления
России и следует искать свой путь развития гостиничного хозяйства с учетом национальных, религиозных, а также законодательных особенностей страны.
В данный момент огромную работу по развитию гостиничного бизнеса берут на себя различные компании, которые предлагают свои услуги в области управлении, финансировании, обучении, разработки проектов.
Многие специалисты данной области заявляют, что у гостиничного бизнеса в России огромный потенциал и при грамотной политики сотрудничества правительства с гостиничными предприятиями и зарубежными странами темпы роста данного сектора экономики будут увеличиваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Катлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., 2008. - 787 с.
2. Ляпина. И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания/ И.Ю. Ляпина – М.: «Академия», 2005 – 208 с.
3. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство/ А.Д. Чудновский. – М.: Тандем, 2000. – 400с.
4. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство текст/ Л.П. Шматько. – М.: Март, 2005. – 346с.
5. Пина Е.С. Гостеприимство – динамичная индустрия // Парад Отелей, 2004. №6. – 62 с.
6. Гордин В.Э., Сушинская М.Д. Менеджмент сферы услуг. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007.- 271 с.
7. Килошенко М.Н Свежие силы гостиничного бизнеса: цена вопроса // Современный бизнес. Отель. 2008. №9. – 51 с.
8. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 сентября 2000 г.)
Интернет источники:
1. Организация гостиничного бизнеса в мире// режим доступа - http://msochi.narod.ru/002/002_011.html
2. Отели. Проектирование и дизайн отелей и гостиничных комплексов// режим доступа: http:// www.hotel.artpeople.ru
3. Регионы России – новые возможности для развития// режим доступа: http://next-stop.ru/pokaz/pokaz_rf/ regiony-rossii-novye-vozmozhnosti-dlja.html
4. Туристический бизнес// режим доступа: http://turizmbiz.ru
5. Ancor. Сегодняшние проблемы поиска персонала для отелей и пути их решения// режим доступа: http://www.ancor.ru/article/
Приложение 1
Диаграмма. Динамика ввода гостиничных объектов в 2007-2011 гг.
Приложение 2
Структура номерного фонда гостиниц Санкт – Петербурга по категориям отелей
Приложение 3
Ценовая характеристика гостиниц Санкт –П етербурга
Примечание. Цена указана для стандартного двухместного номера в высокий и низкий сезон.
Приложение 4
Структура номерного фонда гостиниц Санкт – Петербурга по районам
Приложение 5
Средняя заполняемость гостиниц в высокий и низкий сезон
Приложении 6
Оценка привлекательности рынка
№ п/п | Наименование параметра | Оценка рынка гостиничных услуг г. Санкт - Петербург | Обоснование оценки |
Доступность рынка | низкая | политические, экономические барьеры | |
Темпы роста рынка | высокая | увеличение потребности, развитие туризма, деловой сферы г. Уездный | |
Продолжительность ЖЦУ | средняя | ЖЦУ приближен к 5 годам | |
Потенциал валовой прибыли (рентабельность) | средняя | Рентабельность продаж по рынку составляет 20% | |
Острота конкуренции | низкая | олигополия | |
Возможности ценовой конкуренции | высокая | есть возможность ценовой конкуренции | |
Численность потенциальных покупателей | высокая | емкость рынка оценивается далее |
Приложение 7
Оценка конкурентов экспертами
№ п/п | Наименование параметра | Оценки экспертов | |||||||||||||||
"Х" | Итого средняя | "ХХХ" | Итого средняя | Квартиры (посуточная аренда) | Итого средняя | "УУУ" | Итого средняя | ||||||||||
Вместимость (количество койко-мест) | 3,0 | 4,3 | 2,3 | 5,0 | |||||||||||||
Наличие дополнительных услуг | 3,7 | 5,0 | 1,7 | 4,3 | |||||||||||||
Соотношение цены/качества | 4,7 | 2,3 | 5,0 | 1,3 | |||||||||||||
Менеджмент | 3,3 | 4,3 | 1,3 | 3,3 |
Приложение 8
Определение средней взвешенной оценки конкурентов
№ п/п | Наименование параметра | Оценка экспертов | Значимость, % | Оценка, взвешенная на значимость | ||||||
Х | ХХХ | Квартиры | УУУ | Х | ХХХ | Квартиры | УУУ | |||
Вместимость (количество койко-мест) | 3,0 | 4,3 | 2,3 | 5,0 | 13,33 | 40,0 | 57,8 | 31,1 | 66,7 | |
Наличие дополнительных услуг | 3,7 | 5,0 | 1,7 | 4,3 | 23,33 | 85,6 | 116,7 | 38,9 | 101,1 | |
Соотношение цены/качества | 3,3 | 2,3 | 5,0 | 1,3 | 36,67 | 122,2 | 85,6 | 183,3 | 48,9 | |
Менеджмент | 3,3 | 4,3 | 1,3 | 3,3 | 26,67 | 88,9 | 115,6 | 35,6 | 88,9 | |
Итого | 100,00 | 336,7 | 375,6 | 288,9 | 305,6 |
Приложение 9
Оценка значимости параметров
№ п/п | Наименование параметра | Обоснование выбора параметра | Оценка эксперта значимости выбранных параметров | Средняя арифметическая | Значимость параметра, % | ||
Вместимость (количество койко-мест) | Позволяет увеличивать объемы продаж и влиять на стоимость бизнеса | 1,33 | 13,33 | ||||
Наличие дополнительных услуг | Позволяют создавать комфортные условия для постояльцев | 2,33 | 23,33 | ||||
Соотношение цены/качества | Оценивает доступность цены услуг для конкретного сегмента покупателей | 3,67 | 36,67 | ||||
Менеджмент гостиницы | Возможность развития услуг, повышения доходности | 2,67 | 26,67 | ||||
Итого | 10,00 | 100,00 |
[1] Катлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., 2008. - 787 с.
[2] Регионы России – новые возможности для развития// режим доступа: http://next-stop.ru/pokaz/pokaz_rf/ regiony-rossii-novye-vozmozhnosti-dlja.html
[3] Пина Е.С. Гостеприимство – динамичная индустрия // Парад Отелей, 2004. №6. – 62 с.
[4] Туристический бизнес// режим доступа: http://turizmbiz.ru
[5] http://www.intacadem.ru/statji/skobkin-s.s.-kak-izmeritj-konkurentosposobnostj-gostinichnyh-uslug.html