Туристический рынок и его основные функции. Мех-м функционирования туристического рынка. Туристический кругооборот.

Тур рынок - это сфера эконом отношений м/у производителями и потребителями турпродукта, в которой совершается процесс превращения туруслуг в деньги и обратно. Туррынок довольно сложен, так как его товар чаще всего продается не напрямую, а через посредников (хозсубъект - туроператор - турагент - потребитель). Туроператоры - формирование, продвижение, реализация турпродукта, турагенты - продвижение, реализация турпродукта.

Рынок эффективно функционирует когда: 1) свободная конкуренция; 2) наличие основных правил в области качества и безопасности продукта и услуг; 3) возможность свободного выбора потребителя.

Функции современного туррынка:

1. реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в турпродукте. Движение средств в связи покупкой турпродукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.

2. организация процесса доведения турпродукта до потребителя (туриста). Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на турпродукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, турpынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

З. экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и турпродукта на рынке распределение в завершенном виде.

4. согласование пр-ва и потреб-я тур продуктов в ассорт структуре, поддержание сбаланс-ти спроса и предложения по объему и по структуре

5. экономическое стимулирование эффективности производства туристских продуктов, побуждение производителей к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением необходимой и достаточной прибыли.

6. экономичность потребления туристских продуктов, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса населения на туристские продукты с заработной платой.

Роль туристского рынка в целом сводится к следующему: выдавать сигнал туроператорам с помощью обратных связей: какие туристские продукты, в каком объеме и в какой структуре следует производить; уравновешивать спрос и предложение туристских продуктов, обеспечивать сбалансированность туристской экономики; дифференцировать туроператоров, турагентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

Механизм функционирования. Рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения. На туррынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов производителя турпродукта и его потребителя, а с другой - создаются условия для поступательного развития туриндустрии.

Туристский спрос - подтвержденные платежеспособностью турпотребности населения, выраженные в определенном количестве турпродукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

Предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.

Своеобразным барометром туристского рынка, подающим сигналы производителям туристских продуктов, являются колебания прибыли, получаемой туроператорами, турагентами и их контрагентами.

Туррынок характеризуется показателями: емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации турпродукта. Емкость туррынка - способность реализовать определенный объем турпродукта при существующих ценах и предложении.

Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура туристского рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов, конкурентами и пр.

Конкуренция высокая в РФ. После кризиса все больше ценовой конкуренции.

Совершенная конкуренция означает такое состояние туризма, как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Несовершенная конкуренция означает такое состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определенных туристских продуктов. В РФ несовершенная. Из 2300 туроператоров крупных не более 10. Планируется сильно сократить. На рынке должны остаться те компании, которые имеют собственный авиапарк, отели в управлении за рубежом, а также доступ к дешевым кредитам.

Туристский кругооборот - это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков турпродукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов турдеятельности.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:

1. Турист покупает путевку и платит турпредприятию деньги.

В результате турист удовлетворяет свои насущные потребности.

2.Турпредпр. получает деньги за продан турпродукт, инвестицует в развитие ИТ, создает или покупает новые виды турпродукта.

3. Турпредприятие платит налоги, сборы в бюджет и платит зарплату своим работникам. 4.Турист вновь приобретает продукт туроператора.

Туррынок в РФ регулируется: Министерство культуры, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", программа от Министерва культуры «Развитие культуры и туризма на 2013-2022гг.»

Доля туризма в ВВП страны – 2,5% (2011г.)

Въезд в РФ за 2012 г. – 28 млн человек, из них 2,5 млн по тур.целям и 6 млн по служебным целям. Прирост по сравнению с 2011 г. – 13%. В целом по количеству прибытий лидируют бывшие страны СНГ и страны, граничащие с РФ. По целям туризма лидируют Германия, Китай, США, Соедин.Королевство, Финлядния. Выехало из РФ – 47 млн (туризм - Турция, Египет, Китай, Тайланд, Испания).

Сегодня в России 685 гостиниц, имеющих «звездный» статус. По планам министерства культуры, в 2020 году количество сертифицированных гостиничных объектов возрастет до 4 тысяч.

Наши рекомендации