Понятие производительности труда. Расчет показателей производительности труда на предприятии. Факторы, влияющие на производительность труда.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - плодотворность, эффективность производственной деятельности людей, измеряемая .количеством продукции (благ и услуг), произведенной в единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Производительность труда - важнейший показатель эффективности общественного производства, зависящий от .уровня развития производительных сил в обществе, степени использования его производственного, научного, трудового, природного потенциала, соответствия производственных отношений характеру производительных сил.
Повышение общественного уровня производительности труда означает экономию живого и прошлого труда, т. е. снижение общественно необходимого рабочего времени на производство единицы товара; снижение его стоимости. Достигнутый уровень производительности труда определяет обеспеченность общества материальными и духовными благами, уровень его богатства. Чем выше уровень производительности труда в сфере материального производства, тем большими возможностями располагает общество для развития непроизводственной сферы (сферы услуг, особенно духовной сферы).
Производительность труда измеряется различными показателями. Выражением общественного уровня, применяемого при международных сопоставлениях, является показатель произведенного национального дохода на душу населения или на занятого в общественном производстве. На уровне отраслей, предприятий применяется показатель — производство валовой (товарной, в отдельных отраслях чистой) продукции на одного работника. В некоторых монопродуктивных отраслях для измерения производительности труда используются натуральные измерители (например добыча нефти, угля на 1 работника промышленно-производственного персонала).
В условиях современного производства основными факторами роста производительности труда являются: 1) факторы, лежащие на стороне работника: уровень его интеллектуального развития, физическое здоровье, система ценностных ориентации, трудовая активность, ответственность, дисциплинированность и т. д.; 2) факторы, связанные с материально-технической базой производства: уровень развития техники, технологии, скорость обновления организационно-технических и технологических принципов в производстве на основе использования достижений НТР и т. д.; 3) организационные факторы: развитие кооперации, специализации, комбинирования производства, совершенствование организации труда и производства; 4) факторы оптимальной стыковки производства продукции и ее реализации (маркетинговые исследования, службы разработки и реализации маркетинговой стратегии) и т. д.
Расчет показателей производительности труда на предприятии.Фактическая производительность труда действующего предприятия рассчитывается, исходя из полученных в результате наблюдения показателей: суммарных трудозатрат и объема произведенной продукции. Чтобы рассчитать производительность труда, фактическое количество произведенной продукции (в единицах продукции или в объемных показателях) делится на фактические суммарные трудозатраты (в человеко-часах). Таким образом, производительность труда – величина, обратная трудоемкости. Исходя из специфики исходных данных, она показывает, сколько продукции действительно выпускается данным производством в реально имеющихся производственных и экономических условиях в расчете на единицу затраченного производством живого труда. Для анализа потенциала развития и жизнеспособности предприятия в рамках отрасли, в экономической теории используются такие показатели, как наличная и потенциальная производительность труда.
Наличная производительность рассчитывается аналогично фактической, но в качестве исходных данных берут максимальное количество произведенной за период продукции при минимальных трудозатратах, то есть при условиях, когда производство работает в условиях минимизации и исключения сопутствующих издержек и простоев. Цель этой операции - рассчитать производительность труда, максимально достижимую в данных экономических условиях (имеющееся оборудование, сырье, организация производства).
Потенциальная производительность, как логическое развитие общей идеи, рассматривает условия максимального выпуска продукции в имеющихся на данном этапе технического развития условиях. Предполагается использование самого современного высокотехнологического оборудования, лучшего (из возможных) сырья и.т.п., и, соответственно, минимальные из достижимых затраты живого труда во временном измерении.
Факторы, влияющие на производительность труда. Под факторами роста производительности труда следует понимать всю совокупность движущих сил и причин, определяющих уровень и динамику производительности труда. Факторы роста производительности труда весьма разнообразны и в совокупности составляют определенную систему, элементы которой находятся в постоянном движении и взаимодействии.
Исходя из сущности труда как процесса потребления рабочей силы и средств производства, все множество факторов, определяющих рост производительности труда, целесообразно объединить в две группы:
материально-технические, обусловленные уровнем развития и использования средств производства, в первую очередь техники;
социально-экономические, характеризующие степень использования рабочей силы.
изменение внешних, природных условий (изменение горногеологических условий добычи угля, нефти, руд, торфа; изменение содержания полезных веществ);
структурные изменения в производстве (изменение удельных весов отдельных видов продукции; изменение трудоемкости производственной программы; изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; изменение удельного веса новой продукции).
4.14 Понятие цены. Виды цен: регулируемые, свободные цены, оптовые, розничные. Скидки и надбавки к цене. Ценовая политика организации. Принципы формирования цен. Политика государства в области ценообразования.
Цена – это одна из основных экономических категорий. Цена означает количество денег, которые покупатель согласен заплатить продавцу за товар, и за которые продавец согласен продать. О цене можно говорить как о денежной стоимости единицы товара, так как цена определенного количества товара составляет его стоимость.
Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, уселости и интенсивности труда.Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.
Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.
Виды цен. зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.
Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях оказания помощи организациям в формировании свободной цены письмом Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. были утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный акт носит рекомендательный характер и адресован всем хозяйствующим субъектам, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Правила формирования свободных цен изложены в данном акте применительно к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса —цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в официальном предложении продавца без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемая цена -цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые государственными органами.