Хозяйственный механизм, формы, методы и показатели деятельности предприятия

Хозяйственный механизм – это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом конкретно складывающейся обстановки.

Организационные структуры хозяйствующих субъектов выбираются в соответствии с функциями предприятия или организации, особенностями их деятельности, номенклатурой продукции и услуг, спецификой рынка и др.

Организационная структура – это логическое соотношение уровней управления и функциональных структур, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

В организационные структуры предприятий входит ряд подсистем,ими являются: стратегическое управление; управление маркетингом; управление производством; управление персоналом; управление финансами; управление развитием производства.

Структура управления – это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из целей функционирования предприятия.

Функция управления – это конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ (в том числе акционерных), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Методы управления хозяйствующими субъектамиподразделяются на экономические, административные, социально-психологические.

Правовые нормы, на основании которых хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность, устанавливаются государством. Это налоговое, таможенное, трудовое, экологическое законодательство и т. п.

Все вышеперечисленное находит свое отражение в показателях деятельности предприятий.К основным показателям относятся следующие.

1. Абсолютные показатели(стоимостные и натуральные), отражающие уровень развития предприятия, достигнутый в определенный период времени, т. е.: уставный фонд, капитал; размер и состав средств труда; размер и состав предметов труда; объем продаж; себестоимость продукции; прибыль.

2. Относительные показатели – отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. К ним относятся:

– прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда;

– производительность;

– фондовооруженность труда;

– рентабельность и др. Производительность труда – продуктивность производственной деятельности людей.

Фондовооруженность – показатель оснащенности основными производственными средствами.

Рентабельность – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных средств.

В рыночных условиях контролируемыми показателями должны быть: выручка от реализации; объем продаж; размер капитала; сумма чистой прибыли; доля экспорта в обороте и др.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Внешняя средапредставляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.

Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

Макроокружение – это общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.

К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. п.

Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса как фактора непосредственного окружения организации, а также их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа и всего стратегического планирования.

К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Анализ поставщиковсориентирован на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

– стоимость поставляемого товара;

– гарантию качества поставляемого товара;

– временной график поставки товаров;

– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал(средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

С позиций системного подхода организация – это совокупность структуры предприятия как системы и способов функционирования ее элементов.

Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятияобычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных цехов и участков обслуживающих хозяйств производственного назначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:

1) характер выпускаемой продукции и ее номенклатура;

2) масштаб производства;

3) уровень кооперирования.

Организационная структура предприятия –это состав и размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Научно-технический прогрессв качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги).

ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предприятия – это экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.

Малое предприятие – хозяйственная единица, характеризующаяся небольшим количеством занятых и несущественным объемом оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, использующий материальные и информационные ресурсы для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Выделяют следующие типы предприятий.

По виду хозяйственной деятельности: производственные; научно-производственные; строительные; транспортные; сельскохозяйственные; торговые и др.

По формам собственности: государственные; муниципальные; частные; находящиеся в собственности общественных организаций; смешанные.

По размеру предприятия(по мощности производственного потенциала): малые; средние; крупные.

По принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные.

По степени ответственности: с полной ответственностью; с ограниченной ответственностью.

По организационно-правовым формам: акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; полное товарищество; товарищество на вере; унитарное предприятие и др.

По структуре производства:

– многопрофильные;

– узкоспециализированные;

– комбинированные.

По виду производимой продукции:

– предприятия по производству товаров;

– предприятия по оказанию услуг. Предприятия в целях расширения своих возможностей и координации деятельности могут объединяться в концерны, тресты, холдинги, синдикаты, межотраслевые объединения и пр.

Концерн – это большое объединение фирм, которые осуществляют деятельность на добровольном объединении функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности, хозрасчетного обслуживания предприятий.

Трест – это форма объединений предприятий, при которой они теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, а управление сосредоточивается в руках правления или головного предприятия.

Холдинг – это компания, которая владеет контрольным пакетом акций других фирм с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Синдикат – это объединение двух и более собственников или фирм для достижения определенной узкой цели.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ – хозяйственное объединение предприятий, кредитно-финансовых организаций и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

Наши рекомендации