Предпр-ль и предпр-во в рыночной экономике. Формы предпр-ой дея-ти в РБ.
Важнейшая особенность экономического развития 20в.-крупные изменения в общественном разделении труда. Новым этапом в развитии экономики считается становление относительно самост. Высшей ступени управленческой деятельности- предпринимательства и предпринимателей как особой социальной группой в современном обществе.
Термины «предприниматель» и «предпринимательство» являются производным от слова предпринимать, что-либо сделать ,организовать, заключ. cделку и т.д.
В широком смысле слова предприниматель - человек который что-либо предпринимает, т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели
В таком понимании предпринимательство нач. зарождаться в ср. века. Первоначально предпринимателями наз. лица, которые проявляли предприимчивость в создании предприятий. Становление и развитие тесно связано с ранними формами купечества, ростовщичества и банкового капитала.
В период промышленного переворота( 18-19в)предпринимателями в основном назывались капиталисты.
Предприниматель-лицо или группа лиц вкладывающие свои средства в создание какого-либо предприятия, преимущественно промышленного.
В современной западной литературе предпринимательство определяется как интеллектуальная дея-ть, связанная с недовольством, неудовлетворённостью достигнутым.
Научный подход изучения предпринимательства связан с изучением этого феномена в 18 веке франц. экономиста Кантелиона Роберта. С его точки зрения предприниматель - любой индивид обладающий предвидением и готовый взять на себя риск, чьи действия характеризуются надеждой получить доход и готовностью к потерям.
Таким образом Кантелион рассматривал риск как важнейшее свойство предпринимателя. В дальнейшем теорию предпринимательства разработали такие учёные как Иозеф фон Тюнен( представитель немецкой классической школы 19 в), Франклин Найт( американский учёный). Иозеф Шумпелер( австрийский уч.). суть предпринимательства связывал с нововведением, созданием новых комбинаций. Он определял предпринимателя одним из факторов экономического роста. Сущность предпринимательства Шумпер выводит из технологич. Компоненты экономического роста:
1.изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителю блага или созданию качественно нового блага.
2.внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного метода производства в онове которого лежит новое научное открытие, новый способ коммерческого использования соответствующего товара.
3.Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена не зависимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4.получение нового источника сырья или полуфабрикатов не зависимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание или считался недоступным, или его ещё необходимо было создать
5.проведение соответствующей реорганизации. Например: обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Все эти случаи представляют сегодня сферы промышленного пр-ва.
Сущность пр-ва проявляется в его функциях:
1.предприниматель как бы соединяет в себе все факторы производств в определён. время и в опред. месте.
2.инициативная ф-ия
3.функция риска
4.функция ответственности
В законе РБ о предпринимательстве даётся определение предпринимателя
Предпринимательство - самостоятельная инициативная деятельность граждан направленная на получение прибыли или личного дохода на свой риск, от своего имени и под свою ответственность или от имени или под ответственность юридического лица.
В законе определена особая форма предпринимательства - деятельность руководителя, юридического лица на основе контракта( директор, менеджер).
КЛАССИФИКАЦИЯ
Исходя из критериев риска, неопределённости и инновационной активности предпринимательской деятельности (ДП) определяют иерархию предпринимателей:
1(низшая ступень) Предприниматели, которые строят свою деятельность на основе простых решений, способах их реализации. Мотивация их деятельности - максимизация прибыли.
2.Инициативные люди, но действующие в рамках традиционного мышления. Их девиз: не навреди. Их риск ограничен мотивацией которая сводится к получению прибыли однако присутствует также и другой мотив- обеспечение самовыражения внутреннего удовлетворения от своей деятельности.
3.Это предприниматели для которых потребностью является разработка нетрадиционных решений и их реализация нетрадиционными способами и ср-ми. Мотивация их деятельности не сводится к получению максимальной прибыли. Удовлетворение они получают от своей деятельности. Для них характерна жажда борьбы, победа над конкурентами, стремление к облад. властью
4.Супер элита предпринимательства. Максимизация прибыли для них не главное. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности. Предпринимательская деятельность для них- познание неизвестного. Власть для них- основа, средство для формирования собственной частной империи.
Эту классификацию можно рассмотреть на графике.
Биссектриса ОА отражает прямую пропорциональность между численностью групп предприятия и потребительскими качествами по мере приближения к 4 группе
Линия ОА нереальна, т.к. у самой большой группы были бы самые низкие предпринимательские качества.