При проведении анализа рассчитывают следующие показатели.
§ Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда в отчетном периоде с базовой величиной фонда заработной платы в целом по предприятию, по производственным подразделениям и категориям работников.
§ Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой заработной платы в отчетном периоде. Следует учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты, сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты.
§ Определение факторов абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы. Переменная часть заработной платы зависит от объема производства продукции (VВП ), его структуры (УДi ), удельной трудоемкости (ТЕi ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТi ):
.
Для факторного анализа по фонду повременной зарплаты могут быть использованы следующие модели:
(среднегодовая заработная плата одного работника);
(среднедневная заработная плата одного работника);
(среднечасовая заработная плата одного работника).
§ Оценка соответствия между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда дается при помощи коэффициента опережения:
.
Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени (год, месяц, день, час) характеризуется его индексом (IСЗ ), который определяется отношением средней зарплаты за отчетный период (СЗ1 ) к средней зарплате в базисном периоде (СЗ0).
Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда.
Как уже отмечалось, для расширенного воспроизводства, получения прибыли и рентабельности необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если такой принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и, соответственно, уменьшение суммы прибыли.
§ Определение суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда зарплаты в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно рассчитать по следующей формуле:
.
Эффективность использования средств на оплату труда оценивается динамикой показателей объема произведенной продукции, выручки, чистой, реинвестированной прибыли на рубль зарплаты:
ВП / ФЗП— выручка на рубль заработной платы;
ПРП / ФЗП — прибыль от реализации на рубль заработной платы;
Пч / ФЗП — чистая прибыль на рубль заработной платы.
33. Стратегическое планирование – составной элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.
Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:
§ распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);
§ адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»);
§ внутренняя координация;
§ осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Ключевые моменты стратегического планирования:
§ стратегия разрабатывается высшим руководством;
§ стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;
§ стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;
§ планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.
Процесс стратегического планирования
Выделяют следующие этапы стратегического планирования:
Миссия организации — общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования.
Формулировку миссии можно производить на основании вопросов:
§ Какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
§ Какова внешняя среда фирмы, определяющая ее рабочие принципы?
§ Какого типа рабочий климат внутри фирмы, культура организации?
Миссия способствует созданию клиентов и удовлетворению их потребностей. Миссию нужно искать в окружающей среде. Прибыль — необходимое условие существования, внутренняя потребность компании.
Часто миссия отвечает на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?
Характер руководителя накладывает отпечаток на миссию организации.
Цели — вырабатываются на основе миссии и служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений.
Характеристики целей:
§ должны быть конкретными и измеримыми;
§ ориентированы во времени (сроки выполнения);
§ должны быть достижимыми.
Оценка и анализ внешней среды. Необходимо оценить воздействующие изменения на организацию, угрозы и конкуренцию, возможности. Здесь действуют факторы: экономические, рыночные, политические и др.
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Полезно сконцентрировать внимание на пяти функциях для обследования: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.
Изучение стратегических альтернатив. Следует подчеркнуть, что схема стратегического планирования компании является замкнутой. Миссия и процедуры других этапов следует постоянно изменять в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой.