Оцениваются следующие показатели.

· способность оперировать образами;

· умение соотносить части и целое;

· характер действий (хаотичный, целенаправленный);

· способность осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов;

· сформированность пространственных представлений;

· восприятие помощи, обучаемость.

Профиль функционированияможет быть отражен следующими категориями доменов составляющей “активность и участие”:

b160Функции мышления

b 1561 Зрительное восприятие

b 1565Зрительно пространственное восприятие

b 163 Базовые когнитивные функции

Построй из палочек

Краткая аннотация. Методика направлена на исследования развития уровня конструктивной деятельности. Методика представляет собой набор палочек и образцы заданий. В ходе проведения методики изучается умение ребенка работать по образцу, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление. В возрасте 3-4 года используется постройка из 3-4 палочек (молоточек, совочек, домик (треугольник), 4-5 лет – 5-6 палочек (ключ, дерево). Методика описана в работах Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной.

Цель.Выявление умения ребенка работать по образцу, конструировать.

Материал.Набор палочек одно цвета, образцы заданий, экран.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Процедура проведения по Е.А. Стребелевой. Педагог за экраном сооружает постройку из палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданием, то ему предлагается выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обучение. Педагог пошагово демонстрирует ребенку, как выполняется постройка, а затем просит ребенка выполнить самостоятельно. В случае повторных затруднений педагог использует способ действия по подражанию.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении частей.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей задание не используется.

Оцениваются следующие показатели.

· способы выполнения задания (по образцу, показу, подражанию);

· умение работать по наглядному образцу, сличать с образцом;

· моторика, точность и дифференцированность движений пальцев рук;

· конструктивные навыки;

· способность к принятию помощи.

Профиль функционированияможет быть отражен следующими категориями доменов составляющей “активность и участие”:

b160 Функции мышления

b 1561Зрительное восприятие

b 1565 Зрительно пространственное восприятие

b 163 Базовые когнитивные функции

Сформированность ориентировки на количественный признак (уровень восприятия количества)

Краткая аннотация. Методика направлена на исследование элементарных математических представлений на предметном и изобразительном материале.

Методика представляет собой наборы предметов и изображений. Оценивается уровень сформированности количественных представлений и элементарных счетных операций в соответствии с возрастом и образовательной программой.

Цель.Изучения уровня сформированности элементарных математических представлений.

Материал.Наборы предметов и изображений, разнообразный математический материал.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку предлагаются разнообразные задания, позволяющие определить уровень сформированности элементарных математических представлений.

Возраст 3-4 года.

Количество. Умения видеть общий признак предметов группы (все предметы красные), умения составлять группы из однородных предметов и выделять и них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. Умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Знание приемов последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».

Величина. Умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначение результатов сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий –узкий, одинаковые (разные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.

Форма. Узнавание и называние формы – круг, квадрат, треугольник. Умение обследовать формы фигур (используя зрение и осязание).

Ориентировка в пространстве. Умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади); различение правой и левой руки.

Ориентировка во времени. Умение ориентироваться в контрастных частях суток- день- ночь, утро- вечер.

Возраст 4-5 лет.

Количество и счет. Сформированность представлений о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы. Умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называние числительных по порядку; соотнесение каждого числительного только с одним предметом пересчитываемой группы; отнесение последнего числительного ко всем пересчитанным предметам, сравнение двух групп предметов, именуемые числами 1-2, 2-2,2-3,3-3, 3-4 и т.п.

Сформированность представлений о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

Умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

Сформированность умений на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой). Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины. Использование в речи понятий, обозначающие размерные отношения предметов.

Форма. Узнавание и называние формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами (тарелка - круг).

Ориентировка в пространстве. Умение определять пространственные от себя, обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, далеко, близко.

Ориентировка во времени. Умение устанавливать последовательность частей суток, понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Задание подбираются таким образом, чтобы наиболее точно охарактеризовать изучаемые параметры элементарных математических представлений. Например, Посчитай. Задание направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений (детям до 4 лет 6 месяцев предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. До 5 лет – в пределах 5).

Процедура проведения(по Е.А. Стребелевой). Перед ребенком кладут 10 палочек и просят его взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашивают «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком и спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем педагог снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран. В тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают. Педагог оценивает: принятие и понимание задания; сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах трех (пяти); обучаемость, отношение к результату.

Наши рекомендации