Вопрос 12.Основной капитал (ОК) предприятия. Анализ и эффективность его использования.
Производственные фонды делятся на производительные фонды и фонды обращения. Производительные фонды делятся на основные (ОК) и оборотные (оборотный капитал).
Денежная оценка основных фондов отражается по след. стоимостям:
1. Первоначальная стоимости (ПС) = стоимость приобретения (создания осн.фондов) плюс стоимость доставки монтажа, установки и др. расходы связанные с проведением работ по введению этого объекта в действие.
2. Восстановительная (ВС) = выражает стоимость воспроизводства основных фондов на момент их переоценки.
3. Остаточная стоимость = ПС-износ.
Показатели, характеризующие уровень обеспеченности предприятия ОК:
1. Фондооснащенность = СОПФ(стоим.осн. Произв. Фондов) \ Sм в квадрате. И показывает, сколько приходится фондов на ед. площади.
Основные фонды делятся на ОПФ и ОНПФ(управленческие кабинеты, библиотека, столовая).
2. Фондовооруженность = СОПФ \ среднегодовую числ.рабочих. сколько приходится фондов на 1 среднегодового работника.
При анализе оснащенности предприятия ОК смотрят на темпы роста производит-ти труда, прибыли и ДВ.
Показатели, характеризующие степень эффективности ОК:
1. Фондоотдача = СВП / СОПФ, определяет стоимость произведенной продукции на 1 руб. ОПФ.
2. Фондоемкость = СОПФ \ СВП.
3. Фондорентабельность = ЧП \ СОПФ * 100%.
Основные фонды – это средства производства, стоимость которых более 10 тысяч рублей, а срок эксплуатации более одного года. Современные предприятия примерно на 60-80% своего капитала располагают основными фондами.
Анализ воспроизводства основного капитала. Основные пути эффективности его работы. Лизинг.
Анализ воспроизводства основного капитала характеризуется:
1. Динамикой – анализ динамики ОФ ведут как в целом по всем фондам, так и в отдельности. СОПФ – характеризует общий размер фондов предприятия;
2. Структурой – ОФ состоят из ОПФ (70%) : А(станки оборудование):П( здания, сооружения), как 1:1, и ОНПФ (30%);
3. Выбытие, анализируется Коэф. Выбытия = стоим. Бывших ОФ / наличие ОФ на нач.года. данный коэф. Рассчитывается для определения кап. вложении на след. годы.
4. Обновление – Коэф.обновления = стоим. Вновь поступивших ОФ / наличие ОФ на конец года.
Если К. обн больше К. выбытия, то расширенное производство.
5. Износ – постепенная утрата потребительской стоимости и перенесение ее но вновь созданный продукт частями.
К.износа = сумма износа \ первонач. Стом.осн. фондов.
если 0,3 < КИЗНОСА < 0.5, то состояние удовлетворительное;
если КИЗНОСА > 50%, то состояние слабо удовлетворительное;
если КИЗНОСА > 70%, то состояние неудовлетворительное.
6. годность - К.годности = остаточная стоимость \ перв. Стоим.
если КВЫБЫТИЯ > КОБНОВЛЕНИЯ – отрицательное явление.
7. Срок оборачиваемости = 100 \ норму амортизации.
Амортизация начисляется 2 методами:
1. линейным – применяется в обязательном порядке если срок службы ОС свыше 15 лет.
Норма амортиз. = 1\ срок полезн. Использования умн. 100.
2. нелинейный, где норма аморт. = 2/ срок пол.использ. умн. 100%.
Резервы повышения эффективности труда ОС.
1. вовлечение в сферу производства всех наличных ОФ.
2. Не допускать преждевременного списания.
3. Совершенствование структуры ОФ.
4. Рациональное соотношение между основным и оборотным капиталом.
5. Переход на др. формы организации производства.
Лизинг – представляет собой долгосрочную аренду движимого и недвижимого имущества. Различают :
1. прямой лизинг – предусматривает по окончании срока аренды переход права собственности на объекта лизинга арендатору.
2. возвратный лизинг – предприятие продает свое имущество лизинговой фирме и сразу же берет его обратно в долгосрочную аренду.
3. Смешанный лизинг – предусматривает долевое участие арендатора и лизинговой фирмы в затратах по приобретении. Объекта лизинга.
Также лизинг бывает операционный – заключается на срок меньший чем амортизационный период арендуемого имущества, и предусматривает возврат объекта лизинга владельцу по окончании срока действия контракта.
Финансовый лизинг – заключается на весь амортизационный период арендуемого имущества.
Френчайзинг – представляет собой выдачу компанией физ. или юр. Лицу лицензии на производство или продажу услуг или товаров под фирменной маркой данной компании или по ее технологии.